Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет troitsa1 ([info]troitsa1)
@ 2007-03-27 22:18:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение: indifferent

Правдивая Байка № 16. Ко Дню Театра.
Сегодня, как стало известно из надёжных источников, отмечается День Театра. Позвольте выступить с коротеньким докладом по этому поводу :))

В детстве мне очень повезло: в 74 и 75 годах посмотрел весь репертуар БДТ. (Да, блат!) Все звёздные спектакли, всех звёздных актёров, причём на лучших местах, включая директорскую ложу. Именно меня чуть не зарубил в этой ложе Олег Борисов в «Генрихе IV» мечом, слишком замахнувшись назад, именно о мою ногу споткнулся Кирилл Лавров, вскочив с места рядом со мной в спектакле «Так победим!», а «Ханума»… Честно, слеза наворачивается….

Потом в театре бывал всё реже и реже, затем перестал совсем. Ловить лёгкие проблески таланта, уже не было времени и желания. Бывал только на московских: Ленком, антрепризы…
В чём меня и упрекнули молодые театралы, говоря, что «товарищ не в теме». Согласен. Попытался исправиться…

Поэтому, решил посмотреть на канале «Культура» чеховские «Три сестры» в постановке «современного гения» П.Фоменко, признанного «лучшим драматическим спектаклем 2006 года», получившим самый главный театральный приз. Повторюсь, я почти ничего театрального не видел много лет, а ведь был завзятый театрал… Ужас, который я испытал, описанию не поддаётся! Не постановка даже, не сценография, - игра актёров ужасна…
Качество игры – конечно, «по гамбургскому счёту», не по современно-обывательски, - как в плохих сериалах. Подчёркиваю: один из лучших спектаклей (признано обществом), один из лучших театров современной страны, один из лучших режиссёров… Они не играют! Они говорят чуть лучше (включая дикцию) участников «Дома-2», у них такие же визгливо-истеричные интонации, и полное отсутствие понимания времени, той ушедшей уже действительности, вызванное, конечно, необразованностью, не начитанностью актёров. А, главное, отсутствие харизмы, которая, по большому счёту, может заменить всё это. И это не лечится.… К сожалению. Может, удаляется хирургически?

P.S. А вы замечали, что очень молодые девицы даже говорят на каком-то не нашем диалекте: у них повышение интонации происходит, как в английском, в конце предложения. Мы привыкли говорить так только в вопросительных предложениях.
Всё меняется в мире…



(Добавить комментарий)


[info]buldoga@lj
2007-03-27 15:51 (ссылка)
Да, сегодня день театра - того, ушедшего, о котором Вы вспомнили. Увы, но относительно современного театра я могу подписаться под каждым Вашим словом. И, я боюсь, что такое положение дел будет сохраняться еще очень и очень долго. Они не умеют играть? Да! А кто их учил? Уже не те, совсем не те, кто составлял славу нашего театра. А дальше будет только хуже - по цепочке... Думаю, что проблема еще и в том, что публика нынешняя невзыскательна - по ней и истерические визги - игра. Да, современные актеры не умеют говорить, но они еще и не умеют двигаться - в платьях 19 века актрисы ходят как в джинсах, актеры расхлябаны. Не дай бог в спектакле присутствует дуэльная сцена (правда с этим дело м раньше не всегда было здорово) - господа актеры с трудом понимают за какой конец шпаги следует взяться, не говоря уже о том, чтобы встать в приемлемую стойку. Ай, даже говорить дальше не хочется - безобразно все. Ну, а некоторые "гениальные" режиссерские находки просто ставят в тупик.
P.S. Да, замечала. Думала, что это только мне одной кажется - ан нет. Странный говор у девушек - будто они все разом из какой-то деревни приехали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-27 16:14 (ссылка)
В театре уже давно эти проблемы. Вот и учителей почти не стало.

А публика всегда была невзыскательна. Балаганы, плохенькие театры процветали, собирая свою копеечку. Одна из немногих прелестей советской системы - желание воспитывать, пропагандировать. Давать зрелища чуть более высокого уровня. Немного заставлять публику тянуться. А теперь - Петросян, Аншлаги, шутки всё ниже и ниже пояса... Народу ведь нравится?

Последнее время подсел на американские комедии и мюзиклы 40-50 годов. Там даже ещё играют!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]buldoga@lj
2007-03-27 16:52 (ссылка)
Да, хлеба и зрелищ...
Но, приходят на ум грустные мысли о неслучайности происходящего.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-27 17:01 (ссылка)
Процессом падения даже не надо руководить. Только чуть поправлять. А человеческое сознание зачастую само, по закону возрастания энтропии, стремиться ко глупости...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]buldoga@lj
2007-03-27 17:03 (ссылка)
Я знаю... Не хочется об этом думать.
Но, все же... Ни что не исчезает бесследно, и что-то может возродиться впоследствии. Жаль, если мы этого не увидим.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-27 17:48 (ссылка)
Как справедливо отметила [info]buldoga@lj, ничто не исчезает бесследно. Однако замечу при этом, что ничего из ничего и не возникает. Поясню. Процессы, которые мы в полный рост имеем в современном театре, начались тоже не вчера. Случилось в моей жизни такая ерунда, что несколько лет подвизался я в питерской каскадерской тусовке. И тренировались мы преимущественно в зале общаги театрального института, что на улице Опочинина стоит. Годы - 1983-1986. Уже тогда меня поразило, что студенты театрального института могут прекрасно изобразить алкаша, шизофреника, увечного, убогого. Вот только просто здорового физически человека воплотить они в своем творчестве не могли органически. Пусковой точкой здесь стала следующая ситуация: подходит ко мне с партнером некий студиозус. Мы на тот момент некий фехтовально-единоборный этюд отрабатывали. Я больше фехтовальщик, партнер больше каратист, но человек, с точки зрения двигательной культуры просто гениальный. Все схватывает, даже до "раз" не считая. Студиозус объясняет, что ему надо, вроде бы как, тоже отработать некий фехтовальный бой, ибо на кафедре сценического движения задали. Ладно. Покажи, говорю, как ты себе сие представляешь. Студиозус делает странное движение, издали отдаленно напоминающее фехтовальный выпад, но при этом содрогается все организмом так, что с очень большим трудом удерживается от падения. Не понял, говорю, а зачем ты так трясся? Пляска Св. Витта, эпилепсия, или еще что? С точки зрения боя, даже театрального, тебя уже убили раз двадцать, причем не прилагая усилий. Никаких. Это, говорит он, для пущей выразительности, нас так учили. Я, понятное дело, по первозданной тупости, продолжаю недоумевать. Чему учили-то? Посмотри хорошие фильмы. Жерара Филиппа в "Пармской обители" или же в "Фанфане-Тюльпане", Ольбрыхского в "Потопе", или в "Пане Володыевском". Никакой тряски Св. Витта, экспрессии масса, плюс очень даже неплохая техника. Все замечательно. Смотрит вопросительно, ибо просто не понимает. Ладно, говорю. Вернемся к более простым истокам. Козинцев. "Гамлет". Не вполне совершенно, но более, чем приемлемо. Про постановку боя в "Короле Лире" просто умолчу - она гениальна. Дзефирелли опять же, "Ромео и Джульетта". За бой Ромео с Тибальдом можно отдельный "Оскар" давать. Он опять смотрит на меня козьим взглядом, и я начинаю понимать, что идет классический диалог слепого с глухим. Он просто ничего из перечисленного не смотрел. Куросаву и Тосиро Мифунэ я уже не стал упоминать из инстинкта самомохранения. Ладно. Давай попробуем в паре, что можешь. Он делает выпад, я - просто шаг назад, потом - с шагом вперед щелчок (в смысле батман) по клинку. Упал. После чего я послал его на хуй вместе с Черноземовым (на тот момент - заведующий кафедрой сценического движения и признанный всеми гений). Однако задумался. И начал присматриваться. Понял, что убиение в будущих актерах всего здорового и привитие им совершенно болезненной психики есть процесс вполне сознательный. Это же относилось и к воспитанникам режиссерского отделения. Так что - спасибо большое нашим мэтрам: Зяме Корогодскому, Владимирову, Алле Демидовой. Они вырастили то поколение актеров и режиссеров, плоды творчества которых мы нормально жрем сейчас.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-27 18:06 (ссылка)
О фехтовании говорить сложно. Ведь то, что мастер видит как высший пилотаж, у зрителя вызывает зевоту - надо оживляж делать. И здесь парень немного прав. Также и игра ума и великолепные софизмы требуют редукции, чтоб людям доступно было.

Кто виноват в таких актёрах и режиссёрах, однозначно и не скажешь. Ещё раз мысль: если общество позволяет, то ему будут давать всё более примитивный продукт. Ведь его создавать проще. Беда в том, что рвётся связь культурных поколений. Это не исправить...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-27 18:36 (ссылка)
Фехтование я привел не более, чем в качестве частного примера. Во всем моем словоизвержении ключевой была одна мысль: "Студенты театрального института могли сыграть кого угодно, кроме здорового человека". А это определяется совершенно конкретным психологическим портретом. Более того, таким образом и прием абитуриентов было организован.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-27 18:49 (ссылка)
Есть два основных типа актёров. Актёр одного амплуа. Он играет всю жизнь сам себя. Чуть в стороны вихляет. А 10% - фигляры (в хорошем смысле), такие, как Смоктуновский, Олег Борисов... Могущие сыграть кого угодно. Вот таких молодых точно сейчас нет. А маски нужны преимущественно нездоровые :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-28 15:37 (ссылка)
В принципе, да. Или, зачастую, оказывается актером одной роли. Тот же покойный Ульянов. Его мало кто сейчас будет идентифицировать иначе, чем в качестве маршала Жукова. Или Тихонов, которому потребовалось колоссальное усилие, чтобы выйти из штампа системы "Штирлиц". К его чести сказать, удалось. Помог фильм "Они сражались за Родину".
Но и от режиссера, согласитесь, тоже кое-что зависит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-28 15:51 (ссылка)
Нет. Не актёр одной роли меня больше интересует. Ульянов (земля ему пухом!) не смог выскочить из СЕБЯ. Пытался даже играть школьного учителя. Даже в Турандот вылезает начальник, маршал.
А Тихонов смог. Великолепная работа в сериале, где поезд с артистами из Москвы остановился на полустанке.
Но, меня всегда больше привлекали актёры, которые были как амёба - способны принимать любой образ. Великие Смоктуновский, Даль, Олег Борисов, Дастин Хоффман наконец... Их было очень мало, единицы. Сейчас нет совсем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-27 17:58 (ссылка)
К вашему P.S.
А чего вы хотели, уважаемый? Весь период советской власти велась целенаправленная политика вымывания из Ленинграда его коренных жителей (как потенциальных носителей достаточно высокой степени образованности) и замещения их (любыми способами, включая стимулирование фиктивных браков) максимально серых селян. Тоже, как и с актерами, не вчера родилось. Моя мать закончила 1-й Медицинский в 1947. Уже тогда остаться в Ленинграде по распределению у ленинградца шансов не было. У каждой такой молодой девицы просто имеет смысл спросить, а когда ее предки в Питер приехали. И выяснится, что "петербурженка" она, как максимум, во втором поколении. Смешно, но я заметил, что знакомая моего сына из Барнаула говорит на русском языке, с точки зрения интонаций, построения фраз и словарного запаса, гораздо более чистом, чем язык современных молодых "петербурженок".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-27 18:11 (ссылка)
Нет. Не в селянках дело. Я говорю об интонационной неожиданности даже у городских девочек в третьем поколении. Несколько лет уже замечаю, что то повышение интонации к концу фразы, что вдалбливали нам на уроках английского, уже внедрено в жизнь. Прислушайтесь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]buldoga@lj
2007-03-27 18:24 (ссылка)
А вы интересовались у них, в каком они поколении? Думаю, нет. И английский здесь не при делах. Иначе с такими интонациями говорили бы уже очень с давних времен. Простите, я 10 лет учила французский в супер-пупер французской школе. Грассирующая "р", ударения на конец слова - и почему я так не говорю по-русски? Вы, кстати, этих девочек спросите, знают ли они какое-либо слово по-английски, кроме "мак-дональдс", "фак" и "гламур". Очень сомневаюсь, что знают. Ибо говорок такой присущ все же девочкам уровня советских ПТУ. Пусть даже они и учатся сейчас (за деньги, понятное дело) в вузах. Но, я встречала и другую молодежь - с нормальным языком, умеющую думать и анализировать и отличать где настоящее, а где фуфло гламурное. Так что, думаю, не все потеряно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]troitsa1@lj
2007-03-27 18:34 (ссылка)
Согласен,такая речь характерна для ПТУшниц. Это и не понятно. Такая социальная группа была и в нашей молодости. Но, у них были разные говоры. Из тех мест, откуда они и их родители приехали. Сейчас - изменение интонации.

Хиддингса на них нет :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-27 18:36 (ссылка)
Да ну, какой там английский. Я с англичанами общаюсь по работе почти что ежедневно. Совершенно иные интонации. Тот "английский", о котором вы говорите, имеет существенно более тесную связь с Малороссией.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-27 18:05 (ссылка)
Получилась падежная неувязка. ...) максимально серых селян. Пропущено слово. Следует читать "популяцией максимально серых селян".

(Ответить)


[info]crazy_fencer@lj
2007-03-27 18:05 (ссылка)
Как справедливо отметила [info]buldoga@lj, ничто не исчезает бесследно. Однако замечу при этом, что ничего из ничего и не возникает. Поясню. Процессы, которые мы в полный рост имеем в современном театре, начались тоже не вчера. Случилось в моей жизни такая ерунда, что несколько лет подвизался я в питерской каскадерской тусовке. И тренировались мы преимущественно в зале общаги театрального института, что на улице Опочинина стоит. Годы - 1983-1986. Уже тогда меня поразило, что студенты театрального института могут прекрасно изобразить алкаша, шизофреника, увечного, убогого. Вот только просто здорового физически человека воплотить они в своем творчестве не могли органически. Пусковой точкой здесь стала следующая ситуация: подходит ко мне с партнером некий студиозус. Мы на тот момент некий фехтовально-единоборный этюд отрабатывали. Я больше фехтовальщик, партнер больше каратист, но человек, с точки зрения двигательной культуры просто гениальный. Все схватывает, даже до "раз" не считая. Студиозус объясняет, что ему надо, вроде бы как, тоже отработать некий фехтовальный бой, ибо на кафедре сценического движения задали. Ладно. Покажи, говорю, как ты себе сие представляешь. Студиозус делает странное движение, издали отдаленно напоминающее фехтовальный выпад, но при этом содрогается все организмом так, что с очень большим трудом удерживается от падения. Не понял, говорю, а зачем ты так трясся? Пляска Св. Витта, эпилепсия, или еще что? С точки зрения боя, даже театрального, тебя уже убили раз двадцать, причем не прилагая усилий. Никаких. Это, говорит он, для пущей выразительности, нас так учили. Я, понятное дело, по первозданной тупости, продолжаю недоумевать. Чему учили-то? Посмотри хорошие фильмы. Жерара Филиппа в "Пармской обители" или же в "Фанфане-Тюльпане", Ольбрыхского в "Потопе", или в "Пане Володыевском". Никакой тряски Св. Витта, экспрессии масса, плюс очень даже неплохая техника. Все замечательно. Смотрит вопросительно, ибо просто не понимает. Ладно, говорю. Вернемся к более простым истокам. Козинцев. "Гамлет". Не вполне совершенно, но более, чем приемлемо. Про постановку боя в "Короле Лире" просто умолчу - она гениальна. Дзефирелли опять же, "Ромео и Джульетта". За бой Ромео с Тибальдом можно отдельный "Оскар" давать. Он опять смотрит на меня козьим взглядом, и я начинаю понимать, что идет классический диалог слепого с глухим. Он просто ничего из перечисленного не смотрел. Куросаву и Тосиро Мифунэ я уже не стал упоминать из инстинкта самомохранения. Ладно. Давай попробуем в паре, что можешь. Он делает выпад, я - просто шаг назад, потом - с шагом вперед щелчок (в смысле батман) по клинку. Упал. После чего я послал его на хуй вместе с Черноземовым (на тот момент - заведующий кафедрой сценического движения и признанный всеми гений). Однако задумался. И начал присматриваться. Понял, что убиение в будущих актерах всего здорового и привитие им совершенно болезненной психики есть процесс вполне сознательный. Это же относилось и к воспитанникам режиссерского отделения. Так что - спасибо большое нашим мэтрам: Зяме Корогодскому, Владимирову, Алле Демидовой. Они вырастили то поколение актеров и режиссеров, плоды творчества которых мы нормально жрем сейчас.

(Ответить)