А ТЫ веришь в Деда Мороза? У себя в журнале
churkan@lj расписывает свой взгляд на Деда Мороза:
Предновогоднее: немного о Деде Морозе
Культ Деда Мороза (на Западе – отождествленного Св. Николаем) как доброго волшебника дарящего хорошим детям подарочки сложился уже в двадцатом веке. Еще в 19-м он был достаточно противоречивым персонажем, которым детей скорее пугали (ср. сказку «Морозко»). В общем, можно смело предположить что образ хозяина зимы, холода и мрака (Мороз, Трескун, Студенец у славян, аналогичные персонажи под разными именами известны почти по всей европе) в индоевропейской мифологии восходит к очень древним временам.
Между тем, в одной из индоевропейских религий – зороастризме
существует очень похожий образ. Это Ангри Манью, антагонист Ахура Мазды. А поскольку Ахура Мазда – бог добра, тепла, света и порядка, то соответственно
Ангри Манью – бог зла, холода, мрака и хаоса. Причем Ангри Манью, в отличие от христианского дьявола, который существует скорее в педагогических целях,
божество серьезное, ведущее борьбу с Ахура Маздой вполне на равных.
Можно вполне уверенно предположить, что образы Мороза и Ангри Манью тесно связаны и восходят к дозороастрийским верованиям индоариев.
Так что приглашая к детишкам доброго дедушку, имейте в виду, с кем вы на самом деле их знакомите.
А в комментах
ingas@lj дополняет:
Тема раскрыта полностью в "Дед Мороз и Мировая катастрофа" (
http://www.kostaneto.narod.ru/dead_moreau.html)
Четвертая глава.
Дед Мороз… (задумывается на полминуты). Судя по проявлениям, это мировое зло, попущенное Богом в конце времен. Дед Мороз является инфернальным персонажем, но, будучи таковым, он сумел очень глубоко проникнуть в сознание людей в качестве доброго волшебника. Это не странно, так как бесы могут являться даже в образах самого Бога.
Деды вообще, и Дед Мороз в частности, в славянской мифологии это духи предков (в Белоруссии – дзяды). У восточных и западных славян особый обряд почитания Дедов совершался весной на седьмой день после пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины в Белоруссии, костромская дедова неделя, во время которой, по поверью, умершие родители отдыхали); в жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом: «Деду, иди до обеду!».
От себя: если кто не понял, то все это значит то, что столь любимый многими Дед Мороз есть не кто иной, как Аццкий Сотона. Который, для маскировки, перерядился в свою полную противоположность. Типа, и не жжот он совсем, а, наоборот, морозит. Наверное, это притворство в нем таки заметно, потому что я в него никогда не верила. А он ко мне никогда и не приходил. Являлся разве что в школе на елке. Не на самой елке зеленой, конечно, а на одноименном мероприятии. Кстати, Александр Бард, как известно, тоже любит Ахуру Мазду ( и даже посвятил ему пару теплых слов на кавере GGaG ). Поэтому, думаю, Санта Клауса он к себе домой тоже не зовет. Разве что лишь для того, чтобы отыметь его, а в его лице все мировое зло. Хотя, так глобально Бард вряд ли мыслит в такие моменты ( а впрочем, кто его знает, он вообще личность глобальных масштабов ), да и вообще, предпочитает для этих целей охранников и солдат.