Сама по себе идея сбора в метро в пиарном смысле является совершенно блестящей. Разумеется, если она действительно является пиар-разработкой. Потому что, в противоположном случае, ее авторы либо идиоты, либо профессиональные провокаторы, чего я допустить не могу.
Традиции проводить 4 ноября Русские марши уже 3 года. Впервые Русский марш был проведен в 2005 году по инициативе тогдашнего руководителя московской организации Евразийского союза молодежи, ныне руководителя московской организации ПЗРК «Русь» Юрия Горского. О том, как обстояли дела с первым Русским маршем Горский весьма подробно и правдиво рассказал в статье на своем сайте.
Помимо очевидного успеха, РМ-2005 ознаменовался тремя скандалами. О двух из них Горский пишет, о третьем умалчивает.
Скандал первый. Лидер ДПНИ Александр Белов привел на заседание оргкомитета РМ-2005, не согласовав это ни с кем из остальных участников оргкомитета, руководителя «Славянского Союза» (СС) Дмитрия Демушкина.
Скандал второй. После завершения мероприятия СС-овцы устроили перед вовремя подоспевшими журналистами с телекамерами показательное выступление с зиг-хайлями.
Скандал третий. Лидер евразийцев Александр Дугин дезавуировал мероприятие и разразился серией немотивированных обвинений на грани клеветы в адрес Александра Белова и ДПНИ.
Эти скандалы послужили зародышем противостояния, которое выявилось в ходе подготовки РМ-2006.
В 2006 году скандалы начали происходить уже на подготовительной фазе мероприятия. Сначала на пресс-конференции оргкомитета руководитель московской организации Союза православных граждан Кирилл Фролов и сопредседатель Национал-державной партии Александр Севастьянов публично поскандалили по вопросу об отношении к фигуре нашего Патриарха. Но это было еще только начало.
Главный скандал произошел, скорее, по организационной, чем по идеологической причине. На оргкомитете было принято решение, чтобы каждая организация, участвующая в РМ-2006, внесла оргвзнос в размере 10 тысяч рублей. Естественно, все организации, внесшие эту сумму, рассчитывали на то, что их представителям будет дано слово на митинге. Более того, Александр Севастьянов даже озвучил этот тезис на заседании оргкомитета. Причем, большинство участников поняли его так, что он высказывает согласованную позицию всего оргкомитета.
Однако лидер ДПНИ Александр Белов заявил, что выступать на митинге будут не представители тех организаций, которые внесли оргвзнос, а те политические и общественные деятели, чей рейтинг доверия наиболее высок. Для этого на сайте Русмарша было проведено Интернет-голосование. У многих членов оргкомитета сложилось впечатление, что голосование на сайте не вполне объективно, т.е. его «подкручивали». Как обстояли дела на самом деле, сейчас выяснить уже невозможно. На этот момент ситуация еще поддавалась регулированию, хотя напряжение в оргкомитете сильно возросло.
Ситуацию взорвало кооптирование в оргкомитет по инициативе Александра Белова и Александра Севастьянова все того же Дмитрия Демушкина. Мотивировалось это желанием не допустить в 2006 году повторения СС-овцами того провокационного спектакля, который они уже устроили в 2005 году. Надо сказать, что эта формальная цель была достигнута. На самом Русском марше-2006 демушкинцы зиг-хайлей не делали и ничего в этом же духе не кричали.
Однако введение Демушкина в оргкомитет послужило последней каплей. Ряд православных организаций, руководители которых, судя по всему, не были уверены, что им предоставят слово на митинге, восприняли включение в оргкомитет агрессивного антихристианина Демушкина как оскорбление, и покинули оргкомитет. Эти организации провели, в результате, в 2006 году на Славянской площади свое параллельное мероприятие.
Александр Белов в этой ситуации принял чрезвычайно разумное решение. Для того чтобы нейтрализовать скандал вокруг Демушкина, он предложил оргкомитет распустить, а вместо него собрать общественный совет, в котором будут представлены не лидеры организаций, а депутаты Госдумы, и, вообще известные и уважаемые люди.
Однако, вообще известные и уважаемые люди в общественный совет вступить так и не решились. В результате, в общественный совет вошла группа депутатов Государственной Думы. Они представляли разные осколки к тому моменту развалившейся фракции «Родина» и ЛДПР.
Создание такого общественного совета, в котором вместе собрались Дмитрий Рогозин, Андрей Савельев, Виктор Алкснис, Ирина Савельева, Николай Курьянович и еще несколько депутатов, было, безусловно, большой удачей. Более того, возможность собрать вместе для участия в общем деле депутатов из Рогозинской и Бабуринской «Родин» могло способствовать реальному объединению национал-патриотических сил.
Однако ситуация, при которой основными проблемами подготовки РМ-2006 были склоки между организаторами, оказалась идиллической по сравнению с последующими событиями, когда власти, с одной стороны, заявили о том, что Русского марша не допустят, а с другой, начали против оргкомитета грязную и агрессивную пропагандистскую кампанию.
В ответ на этот прессинг организаторы РМ выдвинули известную ныне идею «сбора в метро». Почему я говорю – «организаторы». Дело в том, что общественный совет эту идею не выдвигал и не поддерживал. А оргкомитет, как известно, к этому моменту был официально распущен и не собирался.
Ни для кого не является особенным секретом, что автором этой столь прогремевшей пиар-разработки является Владимир Тор. Основным популяризатором – Александр Белов. Они-то и оказались помянутыми выше организаторами РМ-2006.
Сейчас, конечно, по прошествии времени уже трудно судить, но я до сих пор не могу исключить, что в случае, если бы идея сбора в метро не была бы выдвинута, то общественный совет мог бы договориться с властями. Так или иначе, благодаря идее о сборе в метро, власть была напугана и разозлена и ответила организаторам РМ-2006 практическим введением в Москве чрезвычайного положения.
Сама по себе идея сбора в метро в пиарном смысле является совершенно блестящей. Разумеется, если она, действительно, является пиар-разработкой. Потому что, в противоположном случае, ее авторы либо идиоты, либо профессиональные провокаторы, чего я, как человек хорошо знакомый с Александром Беловым и Владимиром Тором, и знающий их как умных и порядочных людей, допустить не могу.
Поэтому я ни на минуту не допускаю возможности, что организаторы РМ-2006 действительно планировали сбор соратников на станции метро «Комсомольская-кольцевая». Ведь будучи умными и порядочными людьми, они должны были отлично понимать, какой катастрофой угрожает такой сбор.
Пиарный же смысл такой разработки, я, как профессиональный пиарщик, хорошо понимаю. Это типичный «острый дебют». Создается угроза, благодаря ей градус восприятия Русского марша сильно повышается, все внимание приковывается к мероприятию. После чего организаторы, воспользовавшись бесплатной и дорогостоящей рекламой, которую им предоставляет испуганная и разозленная власть, отходят на заранее подготовленные позиции.
По этому сценарию и развивались дальнейшие события. Доведя власти до позорной истерики, до последнего дня угрожая сбором в метро и последующим шествием от той или иной станции московского метрополитена, организаторы, в конце концов, согласились принять участие в разрешенном властями митинге Сергея Бабурина и его партии «Народная воля» на Девичьем поле. Они назвали Русским маршем-2006 проход участников митинга от метро «Парк культуры-кольцевая» до сквера у памятника Льву Толстому на Девичьем поле и обратно.
Такому развитию событий весьма способствовали члены общественного совета Русского марша-2006, депутаты Государственной Думы Виктор Алкснис, Дмитрий Рогозин и Николай Курьянович. Определенную лепту внес и ваш покорный слуга. Не находясь в последние дни перед 4 ноября в контакте с организаторами, будучи весьма обеспокоенными возможной катастрофой, мы все, не сговариваясь, практически одновременно, призвали участников Русского марша-2006 присоединиться к Бабуринскому мероприятию.
Что было дальше – все помнят. Отказ Сергея Бабурина предоставить слово Александру Белову я считаю большой недоработкой Белова, несмотря на то, что этот отказ, в конечном счете, вылился в триумф Александра. Ведь этот отказ свидетельствует о том, что Белов не вел предварительных переговоров с Бабуриным о том, что в последний момент присоединиться к его мероприятию, поставив тем самым Бабурина перед фактом.
Такую игру я, может быть, и сочту блестящей, но, на мой вкус, она уж слишком острая. Одно дело – отступать на заранее подготовленные позиции, а другое – брать их с боем с последний момент.
Впрочем, Бабурин тоже получил свое. Его очевидный расчет вполне оправдался. Все сторонники организаторов РМ-2006 присоединились к Бабуринскому мероприятию, сделав его массовым. Еще раз повторю. Я уверен, что именно на это Сергей Николаевич, как весьма трезвый политик, рассчитывал.
Так или иначе, Бабурин, каковы бы ни были его мотивы, практически спас мероприятие, за что ему огромное спасибо. А Белов, не договорившись предварительно с Бабуриным, достиг серьезного тактического успеха за счет углубления раскола между лидерами национально-патриотического движения в России.
К предстоящему Русскому маршу-2007 мы приближаемся, унаследовав все описанные выше противоречия и конфликты. Впрочем, ситуация ими не ограничивается. Дополнительным фактором конфликтности стало учреждение в январе 2007 года оргкомитета Русского марша-2007.
Его инициаторами был ряд участников распущенного оргкомитета-2006. Собрав участников оргкомитета-2006 в неполном составе, они приняли решение о включении в состав нового оргкомитета нескольких организаций, ранее в оргкомитете не участвовавших, и об исключении некоторых ранее участвовавших организаций. Замечу также, что исключение было проведено в отсутствие самих исключаемых.
В результате, во главе оргкомитета-2007 практически стали Александр Севастьянов, Дмитрий Демушкин и Игорь Артемов (лидер РОНС). Белов по факту согласился с такой ситуацией.
Зачем Александру Белову нужно, уже не первый год, поддерживать и продвигать лидера СС Дмитрия Демушкина – мне лично совершенно непонятно, и такое поведение Белова представляется мне совершенно контрпродуктивным. Но факт остается фактом. Дмитрий Демушкин, который в 2005 году воспринимался чуть ли не как платный провокатор спецслужб, а в 2006-м введенный в оргкомитет со скрипом и последующим скандальным расколом оргкомитета, сейчас представляется участниками оргкомитета-2007 как вполне респектабельная фигура.
Такое поведение оргкомитета, в конечном счете, не способствовало объединению всех возможных патриотических сил вокруг организации РМ-2007. Конфликт довольно долго тлел, пока месяц назад не вышел наружу.
Началось с того, что политсовет Бабуринской партии «Народный союз» принял решение о проведении Русского марша-2007 как предвыборного мероприятия партии. Был создан оргкомитет, в который в том числе, вошли несколько участников общественного совета РМ-2006 – Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Николай Курьянович. Виктор Имантович и возглавил новый оргкомитет.
На следующий же день Алкснис обратился к «старому» оргкомитету со следующим предложением: «Власти считают вас экстремистами, и вряд ли дадут вам разрешение на проведение Русского марша. Мы же, официально зарегистрированная партия, участвующая в выборах в Государственную Думу. Вероятность того, что разрешение дадут нам, гораздо выше. Поэтому мы предлагаем вам присоединиться к нашему оргкомитету». Надо сказать, что на тот день высказывания Виктора Имантовича выглядели довольно реалистично.
Чем мог руководствоваться Сергей Бабурин, запуская процесс создания параллельного оргкомитета, кроме естественной обиды на Александра Белова за прошлогодние события? Во-первых, именно теми мотивами, которые были озвучены Виктором Алкснисом. К тому же, Сергей Бабурин успел встретиться в Сочи с Владимиром Путиным и заручиться его согласием проведения Русского марша при условии того, что Бабурин возьмет на себя ответственность за пресечение возможных «экстремистских проявлений» со стороны участников.
Во-вторых, Бабурин мог полагаться также и на то, что в «старом» оргкомитете чуть ли не большинство составляли его политические союзники и клиенты. Так, лидер Свято-Сергиевского союза русского народа Николай Курьянович, лидер РОНС Игорь Артемов, лидер Национал-Большевистского фронта Роман Головкин баллотировались кандидатами в депутаты Государственной Думы по спискам Бабуринской партии «Народный союз».
Активисты ДПНИ разделились приблизительно пополам. Одна часть вступила в партию «Великая Россия», другая приняла участие в избирательной кампании «Народного союза». Так, например, один из руководителей московской областной организации ДПНИ Владимир Артюхов и руководитель Орловской организации ДПНИ Евгений Шилин активно помогали Виктору Алкснису в его избирательной кампании.
И, в любом случае, у Сергея Николаевича оставался в заготовке «план Б». Если даже участники «старого» оргкомитета не пойдут на предлагаемые условия, то все равно им мероприятие не разрешат, и они вынуждены будут, как и в прошлом году, придти на разрешенное Бабуринское мероприятие. А если они, как и в прошлом году, не удосужатся заранее договориться с Бабуриным, тем хуже для них – можно не предоставлять им слово под вполне законным предлогом.
Все это, казалось бы, давало основания Бабурину рассчитывать на успех своего плана. Однако, как известно, «гладко было на бумаге». Когда Виктор Алкснис посетил «старый» оргкомитет и высказал участникам свои предложения, он наткнулся на ожесточенное сопротивление. Разумную инициативу по объединению усилий высказал только Александр Белов. Александр же Севастьянов, в значительной мере выражая взгляды большинства участников, прямо обвинил Сергея Бабурина в желании «бесплатно пропиариться за наш счет».
Особенно удивительной оказалась позиция формальных союзников Сергея Бабурина по его избирательной кампании. Его активно поддержал только Николай Курьянович. Остальные же участники «старого» оргкомитета, баллотирующиеся по предвыборным спискам «Народного союза», по сути, саботировали инициативу Бабурина. Значительная часть помощников Николая Курьяновича, не поддержав инициативу своего патрона, продолжила активное сотрудничество с ДПНИ и «старым» оргкомитетом. И даже московская организация Бабуринской партии вступила в этот оргкомитет.
Сергей Николаевич стал нервничать, чем оттолкнул от себя и большую часть оставшихся с ним союзников. Многие православно-патриотические организации, разорвавшие с оргкомитетом Русского марша еще в 2006 году, были на тот момент готовы принять участие в РМ-2007 по версии Бабурина.
Однако когда они услышали, что РМ-2007 является предвыборным мероприятием партии «Народный союз», я имею в виду, услышали не как обвинение из уст противников Бабурина, а как заявление самого Бабурина, их отношение резко переменилось.
Последней каплей послужили, наверное, запрет Бабурина на присутствие на мероприятии флагов других патриотических организаций и его резко негативная реакция на мое предложение пригласить на мероприятие нескольких известных политиков из нашего лагеря, баллотирующихся не по спискам «Народного союза», например, Александра Крутова или Наталью Нарочницкую. В результате, была подана еще одна, еще третья заявка на проведение мероприятия 4 ноября.
А тем временем события стали нарастать в катастрофическом темпе. Сначала Александра Белова принудительно доставили в суд. Потом провели обыск в офисе ДПНИ, в котором в этот момент происходило заседание оргкомитета РМ-2007. Злые языки уже стали сочинять конспирологическую версию о том, что Сергей Бабурин в союзе с Владиславом Сурковым пытается организовать задержание Александра Белова для того, чтобы обеспечить его отсутствие в Москве 4 ноября и возглавить Русский марш самому. Однако буквально на следующий день Бабуринская партия была снята с регистрации в Избиркоме.
Что обозначали все эти события - нагромождение случайностей, борьбу конкурирующих фракций в Администрации Президента или негласно проводимый той же Администрацией тендер на то, кто из лидеров национального движения быстрее и эффективней поставит его под контроль власти, мы не знаем, и, возможно, никогда не узнаем.
Так или иначе, Сергей Николаевич Бабурин получил хороший урок, который на пару лет раньше уже успел получить Дмитрий Рогозин. Политика компромиссов с нынешней властью к успеху не приводит. И даже обещание самого Президента страны мало чего стоят, если ты не принадлежишь к узкому избранному кругу «своих». На сегодняшний день тактика Александра Белова явно зарекомендовала себя как более эффективная.
Что мы имеем в результате? Удовлетворены заявки обоих оргкомитетов: и Беловско-Севастьяновского и Алкснисовского. Оба они получили разрешение на проведение шествия с митингом по одному и тому же маршруту, но в разное время. Маршрут этот от метро «Деловой центр» по набережной Шевченко к памятнику Тарасу Шевченко у гостиницы «Украина».
Это такой новый «гайд-парк», который московские власти предназначили в качестве «заповедника для гоблинов», заодно рекламируя свой любимый проект «Москва-Сити». Я уж не говорю о том, что «украинская» символика маршрута выглядит немного иронично по отношению к мероприятию русских националистов.
Со сроками тоже вышло все непросто. Русский марш в версии ДПНИ и Ко разрешен с 12 до 16 часов, а в версии «Народный союз» и Ко с 19 до 21 часа. А вот промежуточное время оказалось уже занято, не позволяя участникам соединить по факту оба эти мероприятия. Причем, по вопросу кем занято, существуют две версии. Одни говорят, что московские власти дали разрешение на реализацию «резервной заявки» ДПНИ, а другие, что это уже третий Русский марш на этот раз в версии Артемовского РОНС. Честно говоря, мне не хочется верить ни в ту, ни в другую версию, поскольку обе они страдают запредельным цинизмом.
А так, конечно, все Русские марши непременно состоятся, причем очевидно при любой погоде. И я против этого никоим образом не возражаю. Но лично я в этом году приму участие в православно-патриотическом митинге на Славянской площади у памятника Кириллу и Мефодию.
Мы хотим отпраздновать очередную годовщину изгнания иностранных оккупантов из Кремля народным ополчением Минина и Пожарского, и праздник Казанской иконы Божией Матери. С 12 до 13 проведем молебен с акафистом Казанской, а с 13 до 15 – митинг. И даже если нас, в конечном счете, соберется сильно меньше, чем на любом из трех маршей, я надеюсь, что теплая и дружеская атмосфера согласия между единомышленниками, не отягощенная непримиримой борьбой за место на трибуне, сама по себе дорогого стоит.
http://www.preemniki.ru/publications/28