Простите, братья и сестры, что я вот принялся печатать здесь свои проповеди,.. да вот уж, приходится, нужда заставляет.
Хорошие люди записали на диктофон мое слово перед исповедью, которое я сказал после выхода статьи об изгнанном африканце, расшифровали его и опубликовали. В монастыре начали уже какие-то сплетни распускать по поводу этого слова, будто бы я ревную о введении нового стиля в Церкви, поскольку сторонник нового стиля, и эти сплетни в СМИ запускать. Никогда не был его сторонником, и не буду. Ну а для тех кто живет по заповеди: "не всякому слуху верьте...", предлагаю проверить сей слух.
Во Имя Отца, и Сына, и Сятого Духа! Аминь!
Братья и сестры, поздравляем всех с праздником Крещения Господня! Праздник уже начался, отслужена Крещенская служба, освящена Крещенская вода, и можно приобщиться Великой Агиасмы.
В России отмечают этот праздник сегодня, а в некоторых других странах православные христиане встретили Крещение еще две недели назад. Кому-то может показаться парадоксальным, что в разных странах люди одной веры празднуют Крещение Господне в разные дни, однако у нас в православном мире это так. Не только Крещение, но и Рождество, Преображение и другие праздники в ряде Поместных Церквей отмечают раньше, потому что эти Церкви перешли на новоюлианский календарь, который отличается от нашего церковного календаря на тринадцать дней.
К сожалению, некоторые люди в России считают, что Поместные Православные Церкви, приняв новоюлианский календарь, впали в ересь. Эти люди полагают, что жить по новому календарю и отмечать праздники в другие дни – то же самое, что быть еретиком. По этой причине они выгоняют из храмов православных паломников из Греции, Болгарии и Румынии: почтенных архимандритов и простых мирян; не допускают их до Причастия.
Подобные события происходят и у нас в Оптиной. И в этом не одна, а целых две проблемы: первая – в ошибочном понимании не в меру ревностными христианами принятия новоюлианского календаря Православными Церквями как ереси (утверждать подобное можно, лишь не зная церковных канонов и церковной истории). А вторая – в том, что мы не можем этих людей остановить. И это настоящая беда, потому что все происходит здесь, в Оптиной пустыни, на наших глазах... В храме, где полно народа, никто не желает остановить тех, кто не считается ни с Патриархом, ни со священноначалием: из храмов выгоняют братьев и сестер во Христе, и мы не можем этому воспрепятствовать, целый храм... Подобное поведение есть не что иное, как проявление безразличия и холодности и к собственной вере, и к собственной Церкви.
Несомненно, мы должны свято сохранять наш старый церковный юлианский календарь, который за 2000 лет настолько «сросся» с Церковью, настолько «пропитался» Ее благодатию, воспринял Ее дух, что говорить мы о нем можем только как о святыни Церкви. И изменять его – значит, резать по живому. Мы должны его хранить. Но изгнание из храмов и из алтарей наших братьев из Православных Поместных Церквей, принявших новый календарь, за то, что они живут по другому календарю, – это большой грех, и он приводит к провокации раскола во Вселенской Церкви.
В чем же конкретно заключается заблуждение тех, кто считает новоюлианский календарь (новый стиль) ересью? Изучающие церковную историю знают, что более девяти веков Поместные Церкви отмечали свои праздники в разные дни. В течение всего периода семи Вселенских Соборов православные в разных странах праздновали Пасху и другие праздники, связанные с ней, в разное время. Так продолжалось вплоть до IX века. Восемьсот лет! И это никогда не было поводом для раздоров между Церквями, скажем, в Антиохии и Константинополе, в Риме и Александрии. Если бы празднование Пасхи в разное время сочли ересью в те годы, то обязательно осудили бы ее на одном из Вселенских Соборов, и, начиная с этого момента, было бы установлено единообразие в праздновании. Но сам факт того, что это различие сохранялось, свидетельствует о том, что Церковь соборно не запрещала данного различия. Но, конечно же, и не поощряла, просто очень трудно было прийти к единообразию тогда, как, впрочем, и сейчас. Православные жили в мире друг с другом и не ссорились из-за того, что кто-то уже отпраздновал Пасху, а у кого-то еще не закончился Великий Пост, и уж тем более они не выгоняли за это друг друга из храмов и не лишали Причастия. Гостям из Поместных Церквей, по христианскому обычаю, всегда полагалось лучшее место и в храме, и на трапезе.
( Read more... )