Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2007-02-27 00:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Приключения Михаила Архангела
Десять лет назад около Красного костёла открыли вот такой монумент работы скульптора Игоря Голубева, который использовал рисунок из Библии Франциска Скорины:

Михаил Архангел поражает змея. Этот святой считается небесным покровителем Беларуси. Установка проходила торжественно и даже немного театрально. Любопытно, что расходы (50000 долларов) взяла на себя "одна минская семья".

Вскоре после того ехал я поездом из Киева и невольно подслушал, как в соседнем купе старушка восторженно рассказывает попутчикам:
- А возле костела у нас памятник поставили - Георгий Победоносец побеждает Змея Горыныча!

          ***
Сделав этот снимок, я уступил место молодой паре, которая просила фотографа:
- Только сделай, чтобы дракончик непременно в кадр попал!
Ох, нет пророка в своем отечестве!



(Добавить комментарий)


[info]zvantsev@lj
2007-02-26 19:22 (ссылка)
А на Поклонной горе весь дракон изрисован свастиками. Месье Ркацетели очень, видимо, боялся, что его не правильно поймут.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:01 (ссылка)
В смысле - изрисован самим скульптором?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zvantsev@lj
2007-02-26 20:06 (ссылка)
Конечно. Им самим и изрисован. Мне пришлось объяснять внуку, корчить из себя идиота...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:07 (ссылка)
Нда...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zvantsev@lj
2007-02-26 20:18 (ссылка)
А Вы знаете... Вот расскажу ночью, у-у! Пошли мы с супругой (лет около десяти назад) туда, на Поклонную, покупать, пардон, унитаз. И попали на... представление. Стояло у самого входа на гору этого великого скульптора сооружение под названием "Трагедия народов". Такие вроде восставшие из гробех, но не до конца. В народе эта композиция назвалась "Мертвяки". Так вот, ее перенесли на дальние аллеи парка. Цепляли мертвяков за шеяку тросом, по ногам автогеном - и в кузов. Народ (и я) балдел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:23 (ссылка)
Да, композиция жутковатая... Плюс за шею... Нда ещё раз.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]knigonosha@lj
2007-02-27 13:06 (ссылка)
На фоне этой композиции многие охотно фотографируются, даже с детьми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zvantsev@lj
2007-02-27 13:47 (ссылка)
А другие многие считают ее, композицию, кретинской. Как и всё "творчество" этого лужковского приятеля.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-27 17:06 (ссылка)
Ну, про "все" творчество не скажу. Там, где его скульптуры на месте (на горе в Тбилиси, например), они смотрятся неплохо. Беда в том, что в Москве они, как правило, не на месте...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zvantsev@lj
2007-02-27 18:15 (ссылка)
В Тбилиси я был один раз, в 1985-м, в разгар антиалкоголизма, жуть. Поэтому ничего такого не припомню. А в Москве - ужас. "Трагедия животных" в зоопарке. Старшный царь с трубой в руке. Медвед в рыблой на манеже. И эти у меня под боком, мертвяки. Бр. А игла, тетка с крыльями? Кошмар дикий.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]quod_sciam@lj
2007-02-26 20:39 (ссылка)
Отчего-то сказка из афанасьевского сборника вспоминается, та, где бабка ставит свечку перед образом со словами: "Вот тебе, Егорий, свечка, а тебе, нечистый, шиш"...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:41 (ссылка)
Отвечу цитатой из Михаила Ардова:

В одном храме была большая икона — “Страшный Суд”. Господь — грозный Судия. Ангелы, сонм праведников, толпы грешников, влекомых в Ад, черные фигурки падших духов, словом, сюжет известный. И вот заметили, что некая старушка ставит перед этой иконой свечку таким образом, что она горит прямо перед одной из черных фигурок...
— Ты кому это свечку ставишь? — спросили ее.
— А что? — старушка даже и не смутилась. — Еще неизвестно, куда попадешь... Может, и в Ад угодишь... А своего “человечка” везде иметь надо...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quod_sciam@lj
2007-02-26 20:44 (ссылка)
Это как раз из той сказки :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:46 (ссылка)
Когда я готовил этот сюжет и искал в Сети информацию о скульпторе, заодно обнаружил фотографию, где цветы были возложены явно не Михаилу, в змею...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quod_sciam@lj
2007-02-26 20:52 (ссылка)
В Загребе есть площадь, на которой стоит статуя святого Георгия, поражающего дракона. Площадь отчего-то называется площадью Хорватского Дракона...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:58 (ссылка)
Начал думать: а чья столица Загреб?
Хорватии, правда.
Странно.
В Белграде такой памятник был бы более уместен?
Хотя...
В Минской области есть уникальный топоним. Несколько веков назад был наголову разбит татарский хан Койдан. И город, возникший на этом месте, получил имя Койданово.
Победителя забыли, а побежденный остался.
Город сейчас, правда, уже несколько десятилетий как Дзержинск, но станция по-прежнему Койданово.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quod_sciam@lj
2007-02-27 07:25 (ссылка)
В Белграде Джурджи всюду, но и Хорваты Юрая очень почитают, так что тут всё понятно. Но почему дракон?! Этого никто не знает.
А про Георгия (в дополнение к комментариям ниже) - он ещё и покровитель Барселоны. И у Гауди одержимость драконами оттуда же.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dv_g@lj
2007-02-27 13:40 (ссылка)
Баталпашинск (ныне Черкеск) - честь разгромленного Батал-паши.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-27 17:05 (ссылка)
Да, и этот топоним тоже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]quod_sciam@lj
2007-02-26 20:46 (ссылка)
Бабке является во сне именно нечистый и говорит: "Смотри, бабка, попадёшься мне после смерти!" - и она начинает ставить две свечки.
Фольклор - неисчерпаем :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:47 (ссылка)
А жизнь - ещё более. У Ардова-то бабка невыдуманная...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-26 20:49 (ссылка)
Почему-то вспомнил чей-то недавний совет по ТВ - в какой валюте лучше хранить сбережения. Столько-то процентов в долларах, столько-то в евро, столько-то в рублях...
Что-то общее есть, не правда ли?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quod_sciam@lj
2007-02-26 20:53 (ссылка)
Да, пожалуй: предусмотрительность во всём - и расчёт.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dgri@lj
2007-02-27 11:03 (ссылка)
"Ещё одна любимая песня портфельных инвесторов"....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aarina@lj
2007-02-27 05:00 (ссылка)
Если говорить об иконографическом каноне, то более распространенным является все же сюжет "Чудо Георгия о змие". Изображение архангела Михаила, поражающего змия, - довольно редкое. Когда увидела фото, сначала удивилась: "крылья? а где же конь?".
В отличие от канонического "всадника на белом коне в красном плаще" встречала даже икону 14 века, где Георгий изображен на черном коне.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-27 05:08 (ссылка)
Да, упоминаний о Георгии заметно больше. Даже не нашел толковой ссылки на статью про Михаила и змея... правда, не так уж тщательно искал, наверное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aarina@lj
2007-02-27 05:26 (ссылка)
Возможно, причиной "культ" Георгия на Руси еще со времен Ярослава Мудрого, взявшего при крещении имя Георгий. Правда, своим патроном его также считают англичане и грузины. Очевидно, повлияло и посмертное чудо, которое и стало наиболее ярким "атрибутом" Георгия как святого воина-заступника.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-27 06:07 (ссылка)
Вот где культ Георгия так уж культ - это в осетии. Уастырджи он там, если не ошибаюсь.
Хотя на самом деле это очень интересная смесь христианства и язычества.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-27 06:08 (ссылка)
В Осетии, конечно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aarina@lj
2007-02-27 06:45 (ссылка)
Двоемирие как синтез язычества и христианства, пожалуй, явление повсеместное. Взять хотя бы героя духовных стихов Егория Храброго - покровителя пастухов и стад. А святые архангел Михаил и Георгий Победоносец как воины-заступники почитаются во многих городах и странах. Скажем, покровителем Киева считают архангела Михаила, а Львова - Георгия Победоносца. Правда, под воздействием народной традиции его именуют Юрием Зееборцем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]knigonosha@lj
2007-02-27 13:09 (ссылка)
Видимо, Рюриковичи притащили этот культ из своей Скандинавии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-02-27 17:01 (ссылка)
Его много откуда можно было притащить...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sandro_iz_che@lj
2010-06-11 16:03 (ссылка)
А чего искать-то? В Откровении Иоанна:
«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».
Так что, и насчет дракона большой ошибки нет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2010-06-11 16:16 (ссылка)
На самом деле еще тогда нашел (http://community.livejournal.com/minsk1067/24249.html?thread=126137#t126137), только здесь не продублировал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandro_iz_che@lj
2010-06-11 16:25 (ссылка)
Змиюку бедную вообще кто только копиём не тыкал

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2010-06-11 16:28 (ссылка)
Да-да, там этот стишок цитируют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandro_iz_che@lj
2010-06-11 16:29 (ссылка)
В Откровении?????

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2010-06-11 16:31 (ссылка)
В посте по ссылке!!!
Хотя Борис Полевой писал, что видел эти слова на иконе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandro_iz_che@lj
2010-06-11 16:40 (ссылка)
А-а-а... Я ткнул на ссылке, меня перекинуло на коммент с цитатой, я пост-то сам и не прочёл.
Полевой врёт поди. Я как-то искал, откуда у этого стишка ноги растут, так и не доискался - сплошное третичное цитирование, и варианты разные. Фольклор, наверное голимый

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2010-06-11 17:01 (ссылка)
Почему врет? Он пишет, что иконописец (или тот, кто оклад делал, не помню) просто созорничал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandro_iz_che@lj
2010-06-11 17:06 (ссылка)
Я читал. Слабо верится в возможность такого озорства. Разве что озорник пьян был до полного изумления, а потом - в Соловки

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2010-06-11 17:10 (ссылка)
Он, помнится, эту икону где-то за границей видел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandro_iz_che@lj
2010-06-11 17:35 (ссылка)
Тоже помню смутно. Кажется, где-то с Фединым вместе они смотрят её. И сейчас подумал: а уж не про Федина ли он там пишет - мол, тот, посмотрел на икону и продекламировал, а Полевой был шокирован тем, что Федин - такой весь из себя лощенный джентльмен, и вдруг...
Не помню, надо будет полискать

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dr_gutman@lj
2010-12-25 18:43 (ссылка)
У Дюрера в его иллюстрациях к Апокалипсису.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vikentija@lj
2007-02-28 06:25 (ссылка)
:)))) Хорошо-то как про "дракончика". Мешанина у людей в голове. Мне "дракончик" как-то тож более симпатичен, у ангела лик уж больно ммм... суров.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2010-06-11 16:18 (ссылка)
Формально они правы (http://community.livejournal.com/minsk1067/24249.html?thread=126137#t126137). Но уж больно ласкательно про "диавола и сатану" :-)

(Ответить) (Уровень выше)