Я последние несколько лет занимаюсь способами переписывания истории на постсоветском пространстве. Главное, о чем я хочу поговорить, – это процесс национализации или, как его еще называют, приватизации истории. Содержание этого процесса заключается в следующем. Ранее общая история отделяется в сепаратную и превращается в национальную историю, которая вступает в конфронтацию с общей историей. Этот процесс продолжается уже почти 20 лет в Украине. Сначала я дам ретроспективу, а потом поговорю о внутренних составляющих. О том, как это выглядит методологически, теоретически и какие встречаются наиболее экстремальные проявления этого процесса. Итак. Происходило это в Украине по, более или менее стандартному сценарию. Но сразу скажу, что национализация истории в Украине – это скорее возвращение к стандартным интерпретационным схемам конца XIX – начала XX вв. Считалось даже хорошим тоном у историков писать в предисловиях к своим работам, что «мы стоим на твердом фундаменте школы Грушевского». Очень важный момент в этом сепарировании своей истории от ранее общей, общесоветской, заключается в том, что это была схема реверсивной истории. Стандартная схема реверсивной истории предполагает проекцию настоящего положения дел в прошлое. Интересно, что это обозначилось и в самой логике обращения к историческому материалу. Пересмотр и переписывание своей истории начались, конечно же, со сталинизма, потом перешли к периоду украинской революции 1917-1921 гг., потом - к дореволюционному периоду, к казачеству и к Киевской Руси. Таким образом, была восстановлена (или заново построена) линейная история Украины в ее суверенном варианте. Важной составляющей процесса с 1980-х гг. было то, что он был очень четко увязан с политической конъюнктурой. Национал-демократическая интеллигенция была ферментом этого процесса. Она начала отделение, точнее, эмансипацию украинской истории. Ведь при СССР не было истории Украины. Была история УССР в качестве «краеведческого» курса.
Кровавое воскресенье В январе 1905 рабочая организация Георгия Гапона "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга", имевшая 11 отделений в столице, запланировала устроить мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих. Помимо экономических требований, в петицию были включены и политические: амнистия политическим заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и т. д.
Власти были заранее осведомлены о готовящемся шествии, но приняли меры для военного подавления беспорядков. Город был поделен на военные участки. Приведенные в полную боевую боевую готовность боевые части заняли подступы к Зимнему дворцу.
9 января 1905 года 140-тысячная толпа во главе с Гапоном двинулась с иконами и портретами царя к Зимнему дворцу. Перед дворцом толпу встретили войска, которые открыли огонь по демонстрантам. Было убито более 1000 человек.
Это событие, прозванное «кровавым воскресеньем», стало началом революционных событий 1905-1907 годов.
Около 1300 животных в зоопарке Софии остались без тепла из-за российско-украинского газового спора. Зоопарку нечем обогревать вольеры. Работники зоопарка подключили электрообогреватели, чтобы поддержать нормальную температуру в вольерах со слонами, носорогами, обезьянами, попугаями и бегемотами.
AFP/Getty Images
А болгарские профсоюзы провели акцию протеста у посольства Украины в Софии. Несколько десятков демонстрантов потребовали немедленного возобновления поставок газа через украинскую территорию. В Болгарии остановлены 72 предприятия, 153 вынуждены существенно ограничить объем производства. 84 школы остались без отопления и их пришлось закрыть.