Не думаешь о будущем? - Уйдешь в прошлое! - Потенциал развития и его перелив [entries|archive|friends|userinfo]
vaspono

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Потенциал развития и его перелив [Jul. 4th, 2014|05:15 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
[Tags|]



    Нашёл совершенно потрясающее и подробное исследование о событиях, составляющих самое дальнее начало Большой Игры. Автор, правда, был уверен в неизбежности русско-английского военного столкновения. Того, что реальный ход истории окажется ещё заковыристей, и Россию втянут в войну за английские интересы (1914) и тем подорвут её могущество, формально будучи с ней в "союзе", он не предполагал. Но прочесть полностью стоит.
    Попутно нашлось кое-что и в развитие моей любимой темы ( http://waspono.livejournal.com/122068.html ).
    Но сначала познакомимся с первоисточником. Получим удовольствие. Не умеют так сейчас писать. Не умеют ((( .


   Значение индийского рынка для Англии этим выясняется само собою. На индийском рынке англичане закупают хлопок, шёлк-сырец, и др. сырьё, всё это перевозят на родину на английских судах, у себя дома перерабатывают в предметы потребления и возвращают Индии. Таким образом, Индия содержит весь тот английский коммерческий флот, который возит эти предметы взад и вперёд; она содержит те миллионы британских рабочих, которые работают на английских фабриках над предметами индийского потребления; и она же выплачивает (пополам с этими английскими рабочими) прибыль английским фабрикантам, негоциантам, арматорам. Во что всё это обходится Индии, и сколько получает Англия из своих индийских владений -- можно себе составить некоторое понятие и из этого беглого очерка. Правда, содержа несколько миллионов английских рабочих и матросов, Индия, взамен того, перестала содержать те миллионы своих соотечественников, былых кустарей-ремесленников, которые вымерли с голоду... Кислое утешение!..
   Покорив индийский рынок, Англия не могла на этом остановиться, так как с размножением населения британского острова, с быстрым умножением капиталов и со столь же быстрым прогрессом усовершенствований производство продолжало свой рост. Индийский рынок оказался уже тесен; Англия начала систематически расширять его. Турецкое господство стёрло в странах Леванта следы прежней культуры, которая способна была бы дать некоторый отпор английскому товару; договоры же с Турцией, заключённые частью раньше, частью же в XIX ст., открыли свободный доступ английской торговле, и скоро Англия могла уже считать тридцатимиллионное царство османов своею экономическою данницею, своим рынком. Отсюда уже, с начала XIX ст., политика систематического охранения оттоманского господства, как наиболее благоприятного для поддержания в стране экономической отсталости. Уже в 1828--29 гг. Англия обнаружила ту же политику, которая в 1853 г. привела к первой восточной войне, а затем ещё недавно грозила новой войною в 1878 г. Но об этом я буду подробнее говорит в одной из последующих глав, а теперь будет довольно указать на тот важный факт, что пример экономического покорения левантского рынка, без покорения политического, мог многое выяснить английскому правительству. Он мог показать и доказать, что для экономического порабощения и эксплуатации вовсе нет надобности в политическом подчинении страны. Варварские и полуварварские правительства, в соединении со свободою торговли (читай: свободой эксплуатации), лучше обеспечивают экономическое порабощение, нежели завоевание, так как надёжнее увековечивают культурную и экономическую отсталость.
   Действительно, во второй четверти нашего столетия замечается поворот в английской колониальной и восточной политике. Если с одной стороны, мы ещё и замечаем старые традиции, выразившиеся в довершении покорения Индостана, в попытке покорения Афганистана и в разных других присоединениях, то с другой стороны, выступает впервые и политика принудительного открывания рынков без завоевания. За это время Англия силой оружия открывает рынки Японии, Китая, Персии, Бирмы, Сиама, но экономическое покорение этих рынков оказалось далеко не одинаково легко. Если и не трудно было захватить рынки Персии, индокитайских государств, Афганистана, то совсем иначе дело оказалось в Китае и Японии, где старая культура вступила в борьбу с пришлецами. Особенно сомнительною оказывается борьба в Японии, где туземная цивилизация начала быстро входить в общение и сближение с европейскою и обещает здоровый прогресс. Что касается Срединной Империи, то хотя впервые англичане принудили китайцев открыть торговые сношения ещё в сороковых годах, но только со второй китайской войны, в конце пятидесятых годов, китайский рынок со своими 400.000.000 потребителями действительно открылся для английской промышленности. Рынок этот уже и теперь приобрёл для англичан серьёзное значение, но конечно далеко не в такой мере, в какой это могло бы случиться, если бы удалось и тут как в Индии уморить с голоду десятки миллионов кустарей-ремесленников, заменив все их произведения английским товаром; но удастся ли это -- покажет будущее. Наконец, в 60 годах проникли английские товары в Среднюю Азию через Кашмир, так что и эта страна уже числится в списке английских рынков на Востоке. А что значит для Англии рынок, -- я более подробно пояснил на примере Индии, этого пока главного рынка английской индустрии; в меньшем размере, но те же соображения применимы и ко всем остальным "рынкам".
   Весь непокорённый европейцами Восток представляется для Англии какою-то особою системою "рынков", обязанных содержать тот -- столько-то миллионов англичан, другой -- столько сотен тысяч, а этот третий -- даже просто несколько тысяч, а все в совокупности обязаны доставить англичанам средства для английского комфорта.
   Известно, что Англия добывает у себя, на своей почве, продуктов далеко менее, нежели необходимо для прокормления её населения, но тем не менее это население кое-как прокармливается, а культурные классы живут в таком богатстве и окружены таким комфортом как нигде в мире. Обилие капиталов в Англии изумительное, несмотря на роскошную жизнь её культурных классов, несмотря на громадные затраты на украшения страны. Откуда всё это? Всё это разница между покупною ценою сырого продукта на иностранных рынках и ценою обработанного продукта, возвращаемого его производителям, а главная часть этих рынков именуется Востоком. Восток кормит миллионы английского населения, Восток доставляет ежегодно громадные средства, проживаемые англичанами среднего и высшего класса, и на которые они обставляют себя таким блеском и комфортом.
   Однако, корень этого эльдорадо лежит в экономической отсталости Востока. По-видимому, англичане это понимают. Отсюда их охранительная политика на Востоке, заключающаяся в сопротивлении всякому расширению европейского господства, всякому возникновению какого-либо нового даже восточного могущества, всякому освобождению способных к культуре и прогрессу племён. Конечно, первая сторона задачи представляется для Англии наиболее важною, и тут она ревниво бережёт Восток.
[...]

{ жирным шрифтом выделено мной - waspono }

первым условием успехов английской восточной политики является экономическая и культурная отсталость стран, составляющих коллекцию британских рынков. Эта же экономическая и культурная отсталость, т. е., попросту, бедность и невежество, надёжнее всего обеспечивается существованием варварских и деспотических правительств настоящего Востока. Эти правительства достаточно слабы, чтобы дрожать перед Англиею, и чтобы Англия могла во всякую минуту принудить их уважать свободу торговли; эти правительства достаточно тяжелы для своих народов, чтобы мешать всякому прогрессу и гарантировать англичанам экономическую и культурную отсталость многочисленных населений, предназначенных потреблять английские товары и содержать английский комфорт и блеск.
[...]
   Одно, чего англичане могут опасаться, -- это создания для других наций более благоприятных условий на известном азиатском рынке, что может, например, произойти при завоевании рынка европейскою державой, которая может установить ввозные пошлины на иностранные товары, или наприм., при проложении какою-либо нациею более короткого или более дешёвого пути на рынок, пути, который был бы недоступен англичанам. Вообще, охранение добытых преимуществ сравнительно с другими нациями и противодействие приобретению подобного преимущества кем-либо кроме Англии, -- такова эта часть задачи английской политики.
[...]
последнее появление Запада на Востоке совпало с периодом склонения восточных политических тел, упадка восточных культур, вырождения господствующих рас. Повсюду приближалась пора обновления восточной истории новыми расами. Но этот процесс обновления был остановлен могуществом Запада, который воздвигся против политических перемен на Востоке. Представителем Запада и тут как и в экономических отношениях явилась, главным образом, Англия; она восстала против перемен; ей был выгоден настоящий строй восточных отношений. Таким образом, она, в соединении с Россией (о чём речь впереди), остановила процесс обновления Востока чрез возрождение варварства и низвержение старых восточных культур. Но, удерживая сверх срока старые выродившиеся культурные расы во главе политических полумёртвых тел Азии, Англия вместе с тем наносит тяжкие удары старым культурам, более тяжкие, чем то может сделать какое угодно нашествие варварской орды. Орда истребит господствующие классы, выжжет культурные земли, разрушит города, но затем, основавшись на дымящихся, залитых кровью развалинах былой культуры, она сама потребует себе не только хлеба, но и одежды, оружия, посуды, украшений и т. д., а покорённая культура начнёт постепенно свой процесс возрождения. Англия же, разгромив силою оружия правительство восточного государства, оставляет его при власти, но затем уничтожает совершенно местную промышленность и разрушает до основания всё здание древней материальной культуры, не оставляя даже зародыша для нового развития. 
(С.Н.Южаков."Англо-русская распря". 1885 )

    Попробуем суммировать:
1. Деградация всех, кто попадает в орбиту влияния англосаксов (вчера - Англии, сегодня - США), это не досадный побочный результат якобы "прогресса", не "случайность" никакая. 
    Напротив - УСЛОВИЕ!
    Условие процветания англосаксов, находящихся в центре созданной ими системы. Созданной именно для этого. Для перекачки потенциала развития в свою пользу.
2. Чтобы предотвратить подрыв своей "пищевой цепочки" её хозяева с железной неизбежностью будут добиваться деградации не только самих колоний, но и любых возможных конкурентов за доступ к ним. В XIX веке это были континентальные европейские державы (прежде всего Германия). В XX - страны Европейского Социализма (и их ядро - СССР). В XXI - Китай.
    И русскому исследователю (далеко не марксисту, кстати :) ) ясно это было уже 130 лет назад. Не ясно это стало одному, пардон, мудаковатому генсеку столетием позже ("новое" "мЫшление"). Вероятно, грамотёшки не хватило :)
3. Ещё англичане "открыли", что "кормовую базу" можно организовать и "БЕЗ ЗАВОЕВАНИЯ". Главное поставить туземных царьков под свой контроль.
    Нынешние цветные "революции" = дальнейшее развитие этого открытия. Всегда решают две задачи: 1) постановка у власти марионеток; 2) разрушение руками этих мурзилок возможностей независимого развития (промышленность "неэффективную" закрыть, станцию "Мир" утопить, Академию Наук "реформировать" и т.д. ).
4. По сути автор близко подошёл и к идее формулы ПЕРЕЛИВА ПОТЕНЦИАЛОВ РАЗВИТИЯ:
    Обеспечение существования одного человека в метрополии стоит скольких-то жизней в колониях (десяти индийским ткачам, паре десятков согнанных с земли ирландцев, сотне китайских опиекурильщиков, паре-тройке советских дурачков, бегавших (из непыльных НИИшных кабинетов!) с плакатиками "защиту перестройки" и т.д.). Или физического прекращения жизни или "вертикальной мобильности" :) Только "вниз". До уровня бомжа ...
   Поскольку старый "человеческий материал" в итоге действия этой формулы кончается, а аппетит организаторов "схемки" - нет, нужна непрерывная "подпитка". В топку цветных "революций" подбросят следующую страну. 
    Чтобы оттуда пошли резко подешевевшие рабочие руки, мозги, сырьё, да, наконец, просто органы на пересадку (не в бангладеши же с гаитями они едут, верно?). 

LinkLeave a comment