А вдруг это не я с вами разговариваю? Вчера позвонили в домофон молодые люди, перепугали домашних, сказав, что они из следственного комитета и "хотели бы поговорить с Виктором Владимировичем". Подошел, спросил, кто такие и что им от меня нужно - повторили версию. Говорю: "Я просто так не разговариваю, если есть острая необходимость, оставляйте повестку в почтовом ящике". - А вы нам подъезд откройте, чтобы мы повестку положили! Открыл. Они так быстро шмыгнули, скрипнули крышкой ящика и удалились, что мы даже не успели посмотреть на них в окно.
А мы как раз собирали посылку дочке. Через полчаса все собрали - очень аккуратно в этот раз получилось: плотно, ничего не вздувается и не болтается внутри - и двинулись на почту. По пути достал повестку и попросил маму положить мне на стол.
Вернулся, изучил. Юридически значимым документом эту бумажку назвать нельзя: заполнена разными чернилами, с исправлениями, подпись невнятная, печати нет, никакого основания для вызова и даже статуса в котором меня хотели бы видеть, не указано. Но есть телефоны. Звоню по стационарному, прошу соединить со следователем - диктуют другой номер. Набираю его - никто не отвечает. Звоню по мобильному - тоже никого. Перезваниваю вновь по первому, кратко описываю ситуацию и предлагаю передать следователю С, чтобы он сам меня набрал во избежание недоразумений. Примерно, через полчаса раздается звонок и получается, примерно, такой диалог:
- Это следователь С.
- А по имени-отчеству как? А то тут только С.Н.В. написано...
- Николай Вячеславович.
- Очень приятно, Николай Вячеславович. А это Корб Виктор Владимирович говорит. Мне тут, возможно, ваши коллеги принесли бумагу, названную "повестка", но я ее не могу считать юридически значимой. Если уточните, в чем дело, может, смогу чем-то помочь.
- Да ничего такого особенного, просто в рамках проверки заявления нужно вас опросить.
- А что за дело такое? Я человек публичный, все дела совершаю открыто, ни в чем не замешан, никому дорогу не переходил - никаких дел со мной связанных быть не должно. Может, это просто недоразумение какое-то?
- Ну я не могу по телефону говорить, вдруг это не вы со мной разговариваете!
- Ха-ха. Это понятно. Но ведь и я не знаю, вы ли это со мной сейчас разговариваете! Но хотя бы намекнуть можете, с чем дело связано?
- Нет, не могу. Вы лучше подойдите ко мне и ответьте на вопросы.
- Да я, конечно, подошел бы, если бы это не было на другом конце города, а у меня нет транспорта и нет времени.
- Ну давайте я к вам стажеров пришлю домой - они вас опросят.
- Ну ладно, присылайте своих стажеров. Только предупредите их, что я очень строго слежу за законностью всех процедур. И желательно заранее четко договориться о встрече. Например, завтра, с 17:00 до 20:00, меня не будет, поскольку я провожу заседание КС Омской Гражданской Коалиции. А до и после этого можете присылать стажеров.
- Хорошо, давайте я уточню, когда они смогут, перезвоню вам и мы договоримся на конкретное время.
- Ладно, жду звонка.
Вот уже вечер следующего дня, а звонка нет. Но поскольку повестка таки - юридически ничтожна, а со следователем, если это был он, мы согласовали другой вариант возможного "опроса", я и не парюсь, считая, что каравай за брюхом не ходит.
Важный момент: он мне ведь все-таки назвал фамилию человека, на основании показаний которого моя фамилия возникла в каком-то сомнительном деле. И этот человек - один из участников гражданского движения, входящий в довольно узкий доверенный круг. Это само по себе крайне неприятно, потому что так себя вести нельзя вообще, а в нынешнее время особенно. На всякий случай в закрытом групповом скайпе предупредил соратников, чтобы были внимательнее в связи с этой историей. И, разумеется, надо будет получить объяснения от товарища С.
P.S. Во время обмена репликами вида "а вдруг я не с вами разговариваю" меня так и подмывало добавить "а вдруг это не я с вами разговариваю" и услышать в ответ "и не я!" - чтобы окончательно закрепить всю фантасмагоричность этого диалога.
P.P.S. В связи с резким ростом политической напряженности и неадекватности властей, думаю, каждому стоит внимательно изучить текст
Леонид Николаев: "Как вести себя на допросах, или А вам, мусарам, я ничего не скажу!" Настоятельно рекомендую ознакомиться, распечатать и хранить при себе, а еще лучше - выучить наизусть и неуклонно применять, если что.