Эксперт - это звучит подло То, что эксперты в российских судах слишком часто играют сомнительную роль обоснования заведомо неправосудных решений, - тайна Полишинеля. Но всякий раз, когда впрямую сталкиваешься с этим мерзким явлением, понимаешь, что нет предела подлости.
Сам я впервые столкнулся с подобными "экспертами" в ходе резонансного процесса 2000 года против редакции МК и генерала ФСБ Виктора Миронова: тогда авторитетный филолог в штатском Мисюров, вместо экспертного заключения по оспариваемому тексту интервью, по заказу чекистов сделал экспертизу... моего искового заявления. Этот "документ", исполненный в стилистике "сам дурак", был настолько неадекватен, что судья даже отказалась его приобщать к материалам дела!
После большой паузы 2012-й год, ставший неожиданно обильным на суды по делам о защите чести и достоинства обиженных чиновников, пополнил мою копилку "подментованных экспертов": некий г-н Виданов оказался автором заказных экспертиз сразу в двух делах подряд с моим участием.
( Подробнее о "подвигах" эксперта Виданова... )Интересующимся этой темой настоятельно рекомендую внимательно ознакомиться со всеми доступными материалами по ссылкам, приведенным в тексте и в приложении. А я в заключение отмечу то, что расстраивает меня гораздо больше проигранных судов, потерянных средств, времени и душевных сил.
Больше всего меня расстраивают два момента.
Во-первых, тотальная незаинтересованность коллег-журналистов в адекватном освещении хотя бы наиболее значимых процессов, впрямую затрагивающих интересы всех граждан, для которых сохраняют важность понятия свободы, справедливости, прав и т.п.
А главное - полное разрушение важнейшего института репутации - как обычной человеческой, так и профессиональной.
Феномен "подлого эксперта" возможен только благодаря тому, что даже публичное совершение откровенно подлых поступков нисколько не влияет на сохранение всех элементов комфортного существования "применительно к подлости": должности, профессионального статуса, зарплаты и т.п. Эксперт Виданов ведь и после того, как фактически опозорил своих учителей - профессоров и доцентов ОмГУ, где он проходил курсы повышения квалификации, - не будет изгнан из профессии. И после получения
тридцати сребреников гонорара за штампованные экспертизы он продолжит сеять
подлое, гнусное, бренное разумное, доброе, вечное, ему будут жать руку, приглашать на конференции, считать приличным человеком. То есть, он будет служить зримым образцом того, что
можно всё! И вот эта абсолютная эрозия нравственных ценностей - гораздо страшнее любых прямых репрессий и нарушений закона, потому что именно она лежит в их основе.