Лета 7093-го (1584-го) ноября в 1 день , Государь Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович Всеа Русии указал полати в новой Царев Город на Кокшаге с нарядом и с запасы воевод на три полки:
В Большом полку воевода князь Иван Ондреевич Ноготков да голова князь Григорей Бельской.
В передовом полку воевода князь Иван Васильевич Гагин-Великого.
В сторожевом полку князь Петр Шеховской.
И как воеводы запас и наряд в город провезут, и были в Цареве городе воеводам Ивану Ноготкову да Михаилу Александровичу. сыну Нагово, в городничих были Звяге Воейкову; а князю Ивану Гагину итти в Казань; а князь Петра Шеховского да князя Григорея Бельского велено отпустить.Первый в истории памятник Царю Феодору Иоановичу, установленный в Царевококшайском Кремле

Памятник воеводе И.А.Ноготкову-Оболенскому на Площади Воеводы:


Предпосылки к основанию города были следующие. Через два с половиной месяца после присоединения Казанского Ханства, 20-го декабря 1552-го года, на левом берегу Волги поднялось восстание луговых черемис (которые традиционно тяготели к Казани), возглавляемое жрецами-картами и подстрекаемое казанскими мурзами. Во главе восставших встал знатный черемис Мамич-Бердей (Мамич-Берды). Однако русская власть быстро пресекла восстания, да и зима не способствовала ведению боевый действий. Мятеж возобновился в марте 1553-го года, когда, по сообщению летописи, "черемиса заворовала". Началась Первая Черемисская война (1553-57 гг). На реке Меше мятежники построили довольно грамотно укрепленный город, откуда совершали набеги на русские остроги и гарнизоны. 24 марта этого же года луговые черемисы во главе со своими вождями Зейдетом и Сараем на лыжах проникли на горную сторону, напали на русский отряд Б.И.Салтыкова и захватили его в плен. Руководитель восставших черемисов - князь Мамич-Бердей, пригласил Ногайского царевича Али "на царство" и объявил его правителем Луговой стороны. Вот что говорит летопись:
"А потом взяла была черемиса луговая царя собе с Ногайския Орды, браняшеся христианом и воююще: бо тот черемисский язык не мал есть и зело кровопийствен, и обирается их, глаголют, вяще двадесять тысящей войска; потом же, разсмотривши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки три ста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: "Мы бо взяли тебя того ради на царство с двором твоим, да обороняеши нас, а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел: а ныне глава твоя да царствует на высоком коле". Потом избиравше собе своих атаманов, биющесь и воююще с нами крепце, аки два лета, и паки потом ово примиряхуся, ово паки брань начинаху". Боевые действия с обеих сторон отличались масштабностью и ожесточением. В конце концов союзникам русских - горным черемисам, удалось заманить Мамич-Бердея в ловушку захватить его и передать русским властям. Весной 1557-го года он был казнен в Москве на Болотной площади (там, где сейчас памятник Репину).
Опыт Первой черемисской войны показал, что, несмотря на взятие Казани и основание Свияжска, русская власть практически не распространялась на Луговую сторону ввиду отсутствия там узловых пунктов русский войск. Однако в то время задача по созданию укрепленных пунктов на Луговой стороне была невыполнима: шла Ливонская война, требовавшая колоссальных ресурсов.
В результате в 1571-м году началась Вторая Черемисская война. И опять не обошлось без внешнего вмешательства. К выступлению черемисов подталкивал крымский хан, задумавший грандиозный поход на Русь. Осенью 1571-го года, после того, как Девлет-Гирей сжег Москву, поднялись луговые черемисы и татары. Однако уже в 1572-м году, после сокрушительного поражения крымчаков в битве у Молоди, восстание начало угасать само собой, и к 1574-му году прекратилось само собой. По итогам войны было принято и реализовано решение о строительстве первой русской крепости на Луговой стороне - города Кокшажска (Кокшайска, ныне - село). Он был построен на берегу Волги, между устьями Большой (Верхней) и Малой (Нижней) Кокшаги. Однако он не мог выполнять функции центра управления Луговой стороной, так как был расположен далеко от основных илемов (крупных поселков) луговых черемисов. Правительство понимало, что нужно строить крепости в глубине Луговой стороны. но пока продолжалась Ливонская война с "объединенной Европой", ни о каком строительстве в этих местах не могло быть и речи.
Положение изменилось к началу 1580-х годов. Иван Грозный понимал, что ежели не будет русских крепостей на Луговой стороне, то этот край превратится в арену непрекращающихся мятежей. Поэтому, уже практически находясь при смерти, он поручил выполнение этой задачи своему сыну Феодору и в особенности - его жене Ирине Годуновой - женщине умной и деятельной.
Было принято решение - строить крепости примерно в 60 верстах друг от друга - на расстоянии дневного перехода пешего войска. Так, в 60 верстах к северу от Волги, на берегу Малой Кокшаги, первым был основан "Новой Царев Город на Кокшаге", который тут же стал центром притяжения всех дружественных русским черемисских илемов. Примечательно, что согласно данным, город был основан не на пустом месте, а на месте крупного черемисского илема, глава которого добровольно уступил его русским.
Вот как выглядел город согласно археологическим данным в первые годы своего существования:

Вторым в 60 верстах от Царева города на Кокшаге был основан Царев город на Санчурин-озере(Царевосанчурск, ныне районный центр поселок Санчурск), который находится на берегу Большой Кокшаги. Далее, несколько позже, был основан город на Ярань-реке - Яранск.Примерно в это же время был основан и Уржум. В результате к концу 16-го века на Луговой стороне была уже хорошо укрепленная и развитая сеть центров русского влияния, сыгравшая немаловажную роль в Смутное время...