Внешний ресурс Сибири В сибирской политике есть один важный, но мало обсуждаемый вопрос - использование внешнего ресурса Сибири. Под этим понятием я понимаю всех выходцев из Сибири, которые живут и работают в других городах и регионах России, а также за рубежом, и в принципе могут внести вклад в дело достижения Сибирью самостоятельности.
Неообластники и прочие лжелидеры этих людей исключают вообще из числа сибиряков, нередко обрушивая на них самые разнообразные обвинения. В этом нет ничего удивительного, это вполне логичная позиция для людей, которые важнейшим признаком сибиряка признают прописку.
На мой взгляд, вместе с колонизацией Сибири имел место гораздо более слабый и менее выраженный процесс колонизации сибиряками России, и Москвы в частности. В Петербурге и Москве складывались свои сибирские землячества, и в частности исконное областничество образца середины XIX века как раз вышло из среды такого петербургского землячества. В ХХ веке такой обратный процесс резко ускорился за счет увеличения социальной мобильности, и в Москве сложились многочисленные и разнообразные сибирские землячества, самых разных национальностей.