Предложение Михаила Афанасьева Предложение Михаила Афанасьева ускорить осушение затопленных помещений машзала Саяно-Шушенской ГЭС вызвало массу критики и обвинений, даже уголовных.
Но я вот
взял общедоступные данные по Майнской ГЭС и произвел некоторые расчеты.
НПУ Майнской ГЭС - 326 метров, "мертвый объем" - 319 метров.
По моим подсчетам выходит, сработка водохранилища Майнской ГЭС на 7 метров означает сработку его до "мертвого объема". Объем сработки - 80 млн. кубометров. Сработка при максимальном сбросе Майнской ГЭС - 12100 кубометров в секунду происходит чуть меньше, чем за 2 часа. Наполнение при сбросе в СШГЭС в 2600 кубометров в секунду, за 8,5 часов. Этот метод, в принципе, если нет других веских возражений, был бы довольно эффективным. Открытие максимального сброса Майнской ГЭС дало бы через два часа осушенные помещения машзала до отметки 320. Ниже сбрасывать просто нельзя, не позволяет Майнская ГЭС.
При этом можно было бы даже не прекращать сброс с СШГЭС, а просто прикрыть заслонки, например на 1000 кубов в секунду. Затем можно было бы установить заслонки в такое положение, что уровень 320 держался бы стабильно, даже при сбросе 2600 кубов в секунду с СШГЭС. Выходит, что ничего особенно рискового в этом деле не было, за исключением подтопления нижележащих поселков. С Красноярской ГЭС бросали в паводок по 7-8 тысяч кубов в секунду, и это не вызвало ничего, кроме затопления набережной и пуска на воду ленинского пароходика. И на Майнской ГЭС тоже ничего серьезного не произошло бы. В условия ЧС, эти потери были бы невелики, тем более, что решь шла о жизни людей в помещениях машзала.
Я сначала думал, что отказ от этого варианта был вызван стремлением сохранить выработку Майнской ГЭС. Но при скорости заполнения полезного объема контррегулятора за 8,5 часов, потери генерации были бы не слишком велики, и совершенно незаметны на фоне произошедшей катастрофы.
Откачкой воды из машзала уровень 320 метров был достигнут только вечером 20 августа, то есть через трое с половиной суток после затопления.
У меня нет разумного объяснения всему произошедшему.