woelfhen's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Sunday, March 6th, 2011

    Time Event
    1:03a
    Die deutsche Nation
    [info]leicacit@lj сегодня любезно напоминает нам о том, что ровно 53 года назад Черчилль произнес в Фултоне (Миссури, США) знаменитую речь о "Железном занавесе". Хотя в Германии формально есть доступ к YouTube, эта речь Черчилля недоступна без объяснения причин (как и речи А. Гитлера), я не могу вставить ее в свой блог - извините за неудобства!



    Для меня речь Черчилля интересна совсем не "железным занавесом", а анализом "сослагательных наклонений" недавней европейской истории. Мой пост посвящен одной единственной фразе Черчилля о том, что "Германию можно было бы спасти до 1935 года". Что же такого случилось в Германии в 1935, что обрекло ее на погибель? -- Гитлер? - Нет, Гитлер - давно у власти, дело совсем не в нем!-- Уничтожение евреев? - Снова не так! Оно развернулось на территории Рейха лишь через 8 лет, после Сталинграда, когда стало нечего терять.

    Так что же произошло в 1935? Осенью 1934 года А. Гитлер выступил с инициативой учредить "немецкую нацию", которой до тех пор не существовало в природе - поразительно, но факт! Хотя, Пруссия оккупировала многие немецкие государства к 1871, ни о каком едином гражданстве, ни о каком национальном единстве речи не было. В документах обозначалось подданство по месту рождения: Бремен, Гамбург, Баден или Шлезвиг. Гитлер был австрийцем из Линца: хотя он и руководил правящей партией Германии, он не имел легальной возможности получить подданство какого либо из немецких государств. Он решил "пойти другим путем", учредив новое, общее для всей Германии, национальное единство, в которое мог бы войти, по своему волеизъявлению, иностранец. Закон о немецкой нации был принят, и в начале 1935 года начался обмен личных документов граждан на новые, где появилась графа Национальность - deutsch.

    Выражение "Die deutsche Nation" придумал не сам Гитлер, его высказал в первый раз знаменитый философ Johann Gottlieb Fichte в своей берлинской речи от 13. Декабря 1807. В 1806 году под ударами наполеоновских войск рухнула древняя Священная Римская империя, но память о ней была еще жива. Фихте, по свежим следам, призвал все прогрессивное человечество всех людей, борющихся с французами за свою независимость - от лютичского Люттиха (сейчас бельгийский Льеж) и до Санкт-Петербурга - объединиться в одну "ясную" (deutsch) нацию, говорящую на "понятном" (deutlich) языке. Призыв, как всегда бывает, оставался лишь пожеланием - вплоть до 1935 года.

    Процесс образования новой нации в Германии - НАЦИЗМ - и стал главной проблемой для Великобритании и США. После войны документы 1935 года обменивали в советской зоне оккупации на паспорта ГДР, а в западной части - на паспорта ФРГ. ФРГ полностью признавала паспорта ГДР наравне с собственными: гражданин ГДР, приехав на побывку к родственникам в ФРГ, мог получить загран-паспорт ФРГ в любом отделении полиции и ехать, куда угодно - а потом вернуться, как ни в чем не бывало. Законом о Немецкой Нации активно пользовались советские граждане, оказавшиеся на временно освобожденной - впервые за всю историю русский крестьянин мог получить землю в собственность занятой территории: при приближении советских войск, показав элементарные знания немецкого языка, они, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, получали паспорт Германии и уходили, вместе с немцами, как Volksdeutsche-и. Документы тех лет имеют полную силу до сих пор.



    К началу 1943 года обмен старых удостоверений личности в Германии был в основном закончен и началось планомерное уничтожение тех, кому в новой национальности было отказано. После войны, когда, день ото дня, оккупантам Германии становилось все труднее объяснять свое присутствие, в 1967 году, начали раскручивать информационный проект "Холокост": почему вы еще здесь? - А Холокост! Холокост не подразумевает вывода оккупационных войск, они становятся частью ландшафта и особой группой местного населения: молодые, холостые британские и американские солдаты не узежают из Германии, а женятся на немках и остаются здесь. Единственным четким механизмом "национального единства" Германии на сегоднящний день является иностранная оккупация - словно обручем она держит немецкие земли в рамках одного правового и политического пространства. Она же, посредством навязываемого чувства вины (за Холокост), является сейчас содержанием национального самосознания: кто же мы? - А Холокост!
    1:11a
    Чудесная [info]carolinknekt @lj напомнила!
    О. Мандельштам:


    К НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ

    Себя губя, себе противореча,
    Как моль летит на огонек полночный,
    Мне хочется уйти из нашей речи
    За всё, чем я обязан ей бессрочно.

    Есть между нами похвала без лести
    И дружба есть в упор, без фарисейства -
    Поучимся ж серьезности и чести
    На Западе у чуждого семейства.

    Поэзия, тебе полезны грозы!
    Я вспоминаю немца-офицера:
    И за эфес его цеплялись розы,
    И на губах его была Церера...

    Еще во Франкфурте отцы зевали,
    Еще о Гёте не было известий,
    Слагались гимны, кони гарцевали
    И, словно буквы, прыгали на месте.

    Скажите мне, друзья, в какой Валгалле
    Мы вместе с вами щелкали орехи,
    Какой свободой мы располагали,
    Какие вы поставили мне вехи.

    И прямо со страницы альманаха,
    От новизны его первостатейной,
    Сбегали в гроб ступеньками, без страха,
    Как в погребок за кружкой мозельвейна.

    Чужая речь мне будет оболочкой,
    И много прежде, чем я смел родиться,
    Я буквой был, был виноградной строчкой,
    Я книгой был, которая вам снится.

    Когда я спал без облика и склада,
    Я дружбой был, как выстрелом, разбужен.
    Бог Нахтигаль, дай мне судьбу Пилада
    Иль вырви мне язык - он мне не нужен.

    Бог Нахтигаль, меня еще вербуют
    Для новых чум, для семилетних боен.
    Звук сузился, слова шипят, бунтуют,
    Но ты живешь, и я с тобой спокоен.

    (Август 1932)



    << Previous Day 2011/03/06
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org