на этом рукопись обрывается... «29 июля 1937 Трубецкой и трое его старших детей были арестованы. Старший сын во время обыска незаметно взял со стола несколько тетрадей отца и засунул их в шаровары своего младшего брата. Так «Записки» без начала и конца дошли до нас. Весь остальной архив писателя был безвозвратно утрачен».
Название «Записки кирасира» казалось бы не обещало упоительного чтения, однако редко, когда ещё я так доводила своих домочадцев подлавливая их с набитыми ртами и от этого безоружных на кухне и обрушивала на них цитаты или свои неумелые пересказы прочитанного.
Сохранившаяся часть записок относится к службе Владимира Трубецкого вольноопределяющимся в кирасирском полку в Гатчине, подготовке и зачислении его корнетом в гвардейский полк.
Вот молодой князь, бог мой, мальчишка - 20 лет от роду, после успешно сданных экзаменов с упоением занимается своей экипировкой перед производством в офицеры:
«Ежедневно после учений я ездил в Петербург, где первым долгом посещал почтенного Норденштрема — знаменитого петербургского военного портного, одевавшего весь цвет гвардейских щеголей. Там я без конца примеривал офицерский колет, сюртуки, вицмундиры, кителя, пальто, николаевскую шинель, короткие и длинные рейтузы и чахчиры с лампасами для парада, для гостиных и для повседневной жизни. В просторном, светлом и солидно обставленном ателье Норденштрема* кипела работа нескольких опытнейших мастеров под зорким и неустанным наблюдением самого хозяина — сурового, важного и хромого тучного старика, справедливо считавшегося королем российских военных портных. Дорого брал за свою работу старик Норденштрем, однако он был истинным художником в своем деле. Иные неказистые и неуклюжие фигуры, облекаясь в мундиры и сюртуки его работы, вдруг, как по волшебству, приобретали стройность, изящность и благородство осанки. Скроенные Норденштремом мундиры и пальто носили именно тот отпечаток строгого изящества и хорошего тона, который так выгодно отличал внешность столичных франтов от их провинциальных собратьев…»
http://gatchina3000.ru/literatura/trubetskoy_v_s/chapter09.htm</p>
И дальше, с каким удовольствием, как вкусно перечисляет Трубецкой все эти не всегда уже понятные нам, читателям 21-ого века, предметы офицерской амуниции:
«От Норденштрема я несся к Фокину** — наиболее излюбленному гвардейцами магазину «офицерских вещей». Там я заказывал по своей фигуре походную и парадную амуницию в виде всевозможных парадных портупей и виц-портупей, золотых кирасирских перевязей, серебряных лядунок, трехцветных шарфов, кобур, погон, эполет, краг, перчаток и темляков палашных и шашечных, У Фокина же специально по моей голове мастерилась красивейшая позолоченная офицерская каска на голубой шелковой подкладке и пригонялись к моей худощавой фигуре золотые кирасы. Там же после тщательного выбора приобретал я палаш, шашку и шпагу в расчете когда-нибудь похвастать перед будущими своими товарищами-знатоками замечательной фигурной сталью их клинков. Но всего замечательнее были знаменитые фокинские фуражки, которые делались только на заказ и которые признавались в гвардейской кавалерии квинт-эссенцией хорошего тона. С маленькими тупыми полями и в меру мягкие, они были чуть измяты по совсем особому фасону, придавая гвардейцам нечто от утонченного щегольства. Огромный синий вальтрап, шитый золотом и с блестящими звездами в углах, в массивном дубовом футляре завершал мои заказы у знаменитого Фокина, покончив с которыми, я тотчас же устремлялся к не менее знаменитому сапожнику, заказывая у него потрясающие парадные сапоги, сапоги обыкновенные строевые и всевозможные штиблеты, парадные, бальные, лаковые и «обыкновенные», которые тоже были необыкновенны, ибо были творением не столько сапожника, сколько истинного художника.»
* Ателье и магазин Норденштрема находились на Невском проспекте, 46 - рядом с Пассажем http://www.pugoviza.ru/files/plant_butt_cat.shtml?d=1&n=nord&fn=nord
** магазин Фокина находился на Караванной