По мотивам одного разговора ( по просьбе- линка не ставлю)
Начался разговор с жалобы на разыгравшуюся в ЖЖ и не только травлю православно- патриотического дискурса. Продолжился- моим предположением о том, что православные не без вины, в частности, в истории с реставрационным центром.
Далее копирую
( сам разговор )Вот тут я и решил , с разрешения собеседника, перенести раговор к себе, ибо он вышел на больную и совершенно не замечаемую отчего-то тему
Проблема вся в том, что при наличии религиозного компонента с обоих сторон конфликта признается и учитывается он- лишь с одной.
Сложившийся полноценно в СССР, но при этом, в общем-то, баз особого влияния партпропаганды культ искусства, культ культуры, простите за некий каламбур- обладает всеми чертами религиозного культа и религиозного чувства. Миф о Седьмой симфонии - начиная от исполнения голодающими и мерзнущими музыкантами в морозном Ленинграде и кончая послевоенным исполнением в том же составе ( когда на больше чем половине стульев ( или около них) стояли молчашие инструменты тех музыкантов, что не дожили до Победы) - перекликается с преданиями о первых мучениках, в каком-то смысле не отличаясь от них. Слово "миф" я употребляю сознательно, ведь несмотря на то, что в общем-то "так оно и было", сама история обладает всеми чертами жертвенного мифа.
И культ этот отнюдь не был чисто интеллигентским и тем более чисто "советским". Собственно, в Европе он стал складываться еще в восемнадцатом веке в среде самих артистов, но к девятнадцатому распространился за пределы этой среды. Россия подхватила этот культ с обычной для нее страстью- фраза Федора Михайловича о красоте, спасающей мир, стала девизом на знамени ( я здесь не о том, насколько верно эта фраза была понята и прочитана). В принципе интересная тема- происхождение и развитие этого культа в дореволюционной России, но эту тему я оставлю на потом.
Угасание "традиционной религиозности" в России двадцатого века при совсем даже неатрофированном органе, которым верят- привело к тому, что этот культ красоты стал в СССР вполне народным, объединявшим и "советских", и "антисоветских", и "интеллигенцию" ( намеренно ставлю сие слово в кавычки, употребляя его как название "прослойки"), и "пролетариат" с "крестьянством". Многочисленные истории- мифы о солдатах из деревень, спасавших с риском для жизни статуи и картины в Германии от американских бомбежек тому подтверждение, не говоря о пушкинопоклонстве, вполне охватившем в СССР самые малообразованные круги.
Начало перестройки отмечено забытым, подавленным, но многими тогда не слишком легко пережитым конфликтом- историей с Пушкинским залом. Тогда его закрытие и возврат церкви не вызвали протестов- традиция концертов- радений не устоялась, да и "возрождение Православия" требовало жертв:) Но небольшая такая заноза осталось у многих москвичей, в том числе считавших себя православными.
На самом деле тут налицо своеобразное двоеверие- сочетание культа Красоты с Православием . Это может одними - людьми, у которых этот культ остался главным в душе- восприниматься естественно, другими- ощущаться чем-то еретическим, и оттого вот здесь точка особо болезненная и деликатная, куда не топором бы... И ведь это не единственный случай- не секрет, что именнно в бывших церквях в провинции частенько размещались не склады с картошкой, а концертные залы и музеи, и случалось не раз, что они - единственные на ближайшие полтысячи верст- закрывались и открывался храм.
И согласишься ты с этим или нет, но последняя акция с захватом ( или возвращением - как угодно) храмов, занятых действительно уникальными мастерскими, стукнула именно по вот этой больной точке особенно остро.