Не жили, не были нигде.
Один или другой — злодей.
На первомайском холоду.
Казался чортом средь людей.
/Мандельштам/.

По-прежнему Чичиков ездит по нашей земле и торгует мертвыми душами. Но ездит он не медленно в кибитке, а мчится в поездах и самолётах и повсюду рассылает телеграммы и факсы. Та же стихия действует в новом темпе.
Чичиковы скупают и перепродают несуществующие богатства, они оперируют с фикциями, а не реальностями, они превращают в фикцию всю хозяйственно-экономическую жизнь . Законы власти совершенно гоголевские по своей природе и в огромной массе людей они встречают гоголевское к себе отношение. Обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность как болезнь души.
Вся СЕГОДНЯШНЯЯ наша история представляет собой бессовестный торг - торг людской душой и народным достоянием.
Все *реформы* - чичиковское предприятие.
Операции с мертвыми душами.
Возводение богатства на призрачном, нереальном базисе.
Во всем есть чичиковская смелость.
Поистине что-то гоголевское. Немало маниловщины.
Но *Мертвые души* имеют и символический смысл.
Все хари и рожи гоголевской эпопеи появились на почве омертвения русских душ. Омертвение душ делает возможными чичиковские похождения и встречи. Это длительное и давнее омертвение душ чувствуется везде и во всем.
Потому и возможен в ней этот бесстыдный торг, этот наглый обман.
Злые духи, которых видел Гоголь в статике, вырвались на свободу и учиняют оргию. Их гримасы приводят в содрогание страну.
Для Хлестаковых и Чичиковых ныне еще больший простор, чем во времена СССР или самодержавия.
Необходимо освобождение от той лживости, которую видел в русских людях Гоголь, и победой над той призрачностью и подменой, которые от лживости рождаются. В лжи есть легкость безответственности, она не связана ни с чем бытийственным, и на лжи можно построить любой бред.
Гоголю открывалось бесчестье как исконное русское свойство. Это бесчестье связано с неразвитостью и нераскрытостью личности , с подавленностью образа человека. С этим же связана и нечеловеческая пошлость, которой Гоголь нас подавляет и которой он сам был подавлен.
В вечно-гоголевской стране переплетается и смешивается трагическое и комическое. Комическое является результатом смешения и подмены.
Это смешение и переплетение трагического и комического -во власти.
Она вся основана на смешении и подмене, и потому в ней многое имеет природу комедии. Она есть трагикомедия.
Это - финал гоголевской эпопеи. И, быть может, самое мрачное и безнадежное во всем - это гоголевское .
В том, что есть от Достоевского - больше просветов.