Как мы были в Такали. Рассказ от лица завхоза. Часть 5.
17 августа. Захоб и Незримая Согдиана
Весь день снова идём через Захоб. Бодрость местного скота по-прежнему вызывает зависть. Однако на этот раз всё немного быстрее.
Альбом: Такали (август 2010) |
Успеваем спуститься до слияния Малой Барзанги и Ягноба.
Смотрим на реку. Что-то не хочется её бродить. Лошади были бы очень кстати.
В Москве мы читали, что в этой долине живут ягнобцы. Они же согдийцы, очень древний народ. Но пока вокруг никого.
- Ну да, никого. А как же Великая Согдиана? Сидят такие на главной площади города... А кругом люди, кони, повозки, ослы... Просто мы их не видим. А на нас давно пальцем показывают.
- А вот почему отсюда так мало отчётов. Согдийцы в плен всех берут. И заставляют работать на строительстве Великой Согдианы. Вот никто и не возвращается.
Выработав на этот счёт достаточно стройную теорию, отправляемся спать. Утром осмотримся ещё раз. В конце концов, мы выгадали сколько-то времени, отказавшись от днёвки.
18 августа. Валера
С утра светит солнце. Бродить реку по-прежнему не хочется. Пастухов нет. Готовим чай; думаем, не устроить ли правда полуднёвку... Или днёвку.
И тут появляются пастухи. Энджи с Димой отправляются с ними беседовать. Перевезти нас могут, но только прямо сейчас. Не допив чай, спешно сворачиваем лагерь; переправа начинается.
Пастуха, который нас перевозит, зовут Валера. Он узбек; летом пасёт овец, зимой - работает на стройке в Химках. Деньги шлёт семье: у него дома сёстры. Как прораб он зарабатывает 15 000. Это много.
Альбом: Такали (август 2010) |
Нас 6 человек и 6 рюкзаков. За раз можно перевезти 1 человека или 1 рюкзак.
Это значит, что коню придётся перейти реку 24 раза. Самый тяжёлый из нас весит 120 кг. Конь не в восторге.
Во время одного из рейсов у Валеры падает куртка. Её уносит река.
Думаем на обратном пути отдать ему одну из наших курток. Нам всё равно так или иначе придётся переправляться. Очень надеемся ещё увидеть его. Говорит, скорее всего они будут стоять на том берегу. Мы оттуда и пойдём.
Хотим подарить верёвку, но он отказывается. Говорит:
- Зачем мне в Москве верёвка?
Довольно быстро доходим до следующей реки - Ягноба. Переправляемся; обедаем, сушимся и идём дальше. На стоянке пастухов снова встречаем Валеру. Оказывается, при переправе утонула одна из собак. Вторая сидит у реки и зовёт её. Жалко.
Проходим слияние правого и левого Такали. Наблюдаем, как чистый поток смешивается с грязным. Получается, что характерно, грязный. Встаём лагерем немного выше по Левому Такали.
Альбом: Такали (август 2010) |
Следующие ночёвки будут на больших высотах, поэтому варим рис. Он вполне съёдобен. То ли мы научились его варить, то ли попривыкли.
19 августа. Эльфийская лужайка
Проходим лужайку, заросшую зелёным луком. Собирать его лень. К тому же видны явные следы прошедшего скота.
Потом ещё одну, которая была бы невозможно уютной, если бы не слепни.
Альбом: Такали (август 2010) |
Альбом: Такали (август 2010) |
Потом ползём вверх по довольно крутой осыпи и оказываемся на совершенно эльфийской лужайке. Время обеденное, но дальше идти глупо. На одном уровне с нами снежники, но тепло необыкновенно.
Через лужайку протекает ручей. Вода в нём совсем тёплая!
Я постирала штаны и сушу их на камне, а Юрка воспользовался случаем и это сфотографировал.
Альбом: Такали (август 2010) |
Камни здесь замечательные. Они слоистые и очень лёгкие. Это обстоятельство ещё сослужит нам службу завтра.
Место нашего лагеря похоже на развалины древнего города. А отдельные камни - на ножи, топоры и прочие изделия. Только крошатся довольно сильно.
К вечеру текущие по лужайке ручьи становятся заметно шире, и мы боимся, не окажется ли в одном из них какая-нибудь палатка. Но вроде обошлось.
Завтра ранний подъём. По плану - перевал или два, как покатит.
Продолжение - части 6, 7.