Солженицын, Бродский, литература, все прочее |
[Oct. 28th, 2001|05:57 am] |
Разбирая немировские азбуки, наткнулась на ссылку
http://www.rol.ru/news/magazine/novyi_mi/n12-99/solgen.htm
Солженицын о Бродском. Очень поучительно.
Литератор, литераторы; из тех времен, когда "у нас была великая литература".
Трещина, пардон, вроде бы расколола этот литературный мир. Сейчас люди смежных профессий, сколько-нибудь озабоченные историческими перспективами (выходящими то есть за рамки литературного процесса -- конкурсов и скандалов), так или иначе чувствуют границу. Кто охраняет ее, кто просто селится рядом.
Крылов придумал, что есть русская и россиянская литература. Когда такое слово сказано, его уж с топором не догонишь. Даже если их, большенькой и меньшенькой (стервозной и увечной) сестричек, раньше могло не быть -- теперь точно есть. Камараде Обогуев на россиянскую литературу Бродского положил. Ясно, что туда же дорога и Набокову.
Солженицын, впрямую говоря об отрыве (Бродского) от русской литературной традиции, и вообще от каких-либо корней (в т. ч. еврейских) -- казалось бы, вот она, граница -- однако ж пишет, как литератор. Ссылается на Набокова с удовольствием. Цитирует стихи Бродского: про Бога в деревне ему нравятся идеологически, а про ястреба (скучные до предела, по-моему, разве местами - -), например, просто так. Статья написана правильно, с точки зрения русской идеи и пользы русского языка, как и ждешь от Солженицына, но ругательная только наполовину. Что я все пытаюсь сказать -- написана так, как если бы была, действительно, литература, а границы дело десятое.
Сейчас это невозможная точка зрения (люди, на словах ее исповедующие, притворяются: на самом деле они не литераторы, а россияне или дураки). Тот же Немиров отлично видит границу; проводит ее не в точности там, где Крылов с Обогуевым, но (по-моему) намного верней. (Немиров интересный, у него, кажется, натуральную физиологическую брезгливость вызывают даже и самые незаметные следы мистики с метафизикой. Вот собственно это и роднит его с либералами -- и здесь проходит настоящая граница, не преодолимая ни умственно, ни душевно, а только через экзистенциальный, значится, прорыв, мгновенный и преходящий. Собачки подсознанья настигнут, однако, нарушителя и примерно накажут, только хуже будет потом.)
Солженицын, конечно, не врет, просто он из другой эпохи. Хорошо же было тогда, стыдно вспомнить.
Вот, кстати, цитирует Бродского: "Моя песнь была лишена мотива, но зато ее хором не спеть." А ведь поют, стараются! и "барышни", и "сарацыны", и кто только не, и какое же это унылое блеяние а капелла. Матушка природа мстительна потому что.
Забавно. |
|
|