| в интересах правды |
[Jan. 24th, 2005|06:49 pm] |
Социал-дарвинизм, вкупе с теорией игр, изящно объясняют появление альтруизма и морали вообще.
Известна т. н. "дилемма узника". Следователь допрашивает двух соучастников преступления и говорит каждому: "Если ты сознаешься, а твой приятель нет, я тебя отпущу, а он сядет на десять лет. Если вы оба сознаетесь, будете сидеть три года." Улик для того, чтобы осудить преступников на полный срок, без признания недостаточно: если оба будут запираться, им грозит лишь год заключения. Как поступят приятели?
Ясно, что если обвиняемому известно, что его напарник уже несколько раз попадал в такую историю, и повел себя в одних случаях так-то, а в других так-то, думать ему будет интереснее.
Р. Аксельрод для проверки своих научно-политических догадок в конце семидесятых пригласил программистов, и те обустроили для него арену, на которой несколько программ решали дилемму узника (т. е. при каждом столкновении решали, будут действовать сообща или нет, каждая из своих соображений). Каждая программа помнила, как с ней при предыдущих столкновениях обошлись.
Было несколько уровней игры, и на каждый последующий программа выходила с весом, пропорциональным ее счету на предыдущем уровне (т. е. в следующем поколении столько насчитывалось индивидуумов с ее характером: выживает сильнейший). Абсолютным победителем вышла самая короткая из программ-участников. Она называлась TIT FOR TAT: как вы ко мне, так и я к вам.
При первой встрече она всегда шла на сотрудничество, а при каждой последующей встрече с программой X вела себя так же, как X обошлась с ней при предыдущей. Ни "абсолютные эгоисты", ни разумные эгоисты, ни безрассудные альтруисты не преуспели так, как самый тупой марковский процесс.
Альтруисты, согласно заключениям социал-дарвинизма, ужасные люди: они злопамятны еще более, чем благодарны, и всегда подсознательно ведут счет. Эволюционный механизм, охраняющий от эксплуатации - чувство благородного негодования (в случае предательства или "меня используют!" - а это последнее значит, что по счету альтруиста недоплатили), чувство ИСТИНЫ, чувство ЧЕСТИ и чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ. (Два последних, в интересах эволюции - т. е. и самой особи, и прежде всего генов, которые она несет - всегда при всех подсчетах взаимных долгов немного сдвинуты в пользу протагониста.)
Хуже всего в смысле холодной расчетливости умного подсознания - долгосрочный альтруизм, который "работает" в обществах стабильной нравственности, где репутация является капиталом. |
|
|