| Черная работа мозга |
[Mar. 5th, 2005|01:53 pm] |
Не все люди умеют думать. "Думать" - это случайная функция головного мозга. Развивался он не за этим, а как инструмент социального ориентирования.
Все жизненно важные функции сцеплены с удовольствием: вовсе не осознание необходимости размножения заставляет вступать в половой контакт. Без материнской любви женщина не могла бы выкармливать младенца (мучительно), без отцовской любви мужчина всегда терял бы интерес к женщине после совокупления (чтобы ее оплодотворить, одного раза достаточно; эта уже готова, и нужно спешить по делам дальнейшего размножения). Это эффект известный: не все мужчины способны к отцовской любви. А если бы отеческой любви - сравнительно недавнего приобретения у приматов - в природе не было, то и женщина после совокупления автоматически теряла бы интерес, на все время трудов материнства, и к тому, с кем только что делила упоение страстью, и к мужчинам вообще.
Радость узнавания чего-то знакомого, или удовлетворение оттого, что "попал в струю", что хорошо поймал реплику и ловко перебросил, все радости подбора и обмена ассоциациями, относятся к социальному ориентированию. Это то, что заставляет человека решать кроссворды. Это в той или иной мере знакомо всем, но чем человек асоциальнее, тем меньше в этих случаях его радость.
Удовольствие от того, что "понял" и "сам понял", ликование перед открытой "тайной природы", видимо, свойственно даже не всем детям. Соотв. функция имеет критическое значение только для младенца - иначе он не справится с тяжелой работой по усвоению информации.
Похоже, что по замыслу природы это - то есть, ум, поддерживаемый удовольствием от размышления(*) - должно уходить с половым созреванием. (Это и объясняет статистич. данные о том, что ум, даже просто высокий IQ, вовсе не способствует удачному размножению!)
(*) Тому, что это вещи сцепленные, меня научил В. И. Оселедец. Он преподает математику в Военной Академии, и с отчаянием рассказывал про последний набор курсантов - приходилось работать и с потомственными военными, и с бандитами, но эти побили всех. Получив задание нарисовать график функции y = x + 1, новые курсанты, во-первых, чертили большую таблицу, как их учили в школе. Во-вторых, они старались применять и навыки, полученные на уроках Оселедца. Но В. И. редко чертил на доске прямые, чаще параболы. Поэтому точки из таблицы курсанты старались соединить параболами. "Подумать" и сократить себе же усилия они не пробовали никогда; В. И. сказал примерно: "Им чуждо удовольствие от того, что решил задачу или понял, как что-то там устроено. Поэтому им нельзя ничего объяснить, и даже получается, что как-то жестоко пробовать, что ли." Как ни странно, в отличие от предыдущих поколений курсантов: там всегда попадались люди не то чтобы чрезмерно способные или интересующиеся математикой, но охотно думающие, когда приятно. Они, например, не смеялись над словами "красивая теорема" - а новые курсанты, услышав это абсурдное сочетание, страшно развеселились, как если бы В. И. сказал "красивая сопля" или "сладкий замдекана".
Update: на самом деле, это уже написано в рассказе М. Харитонова "Между волком и собакой". Напомнил yushi@lj. |
|
|