| Моя жизнь среди роботов |
[Oct. 17th, 2011|03:01 am] |
Добрый С. С. дал исторические essais ректора Карлова касательно физтеха, для чтения в метро.
Не знаю, справлюсь ли. Над словом "элита", когда употребляют его в позитивном смысле, висит тяжелый дух казарм -- или провинциальности.
Носители элитарного самосознания удручающе несамодостаточны, им нужен фон, на котором они могли бы блистать. И система ресурсов, распределяемая между обычными подразделениями и элитарными -- так, чтоб элитным доставалось больше.
Карлов вроде хороший человек, не чиновник, но когда он говорит, что, дескать, люди не равны, кому-то дано больше, кому-то меньше, он говорит это с удовольствием. Это бывает, и это удивительно. Как вообще можно подобному радоваться? Он всерьез объясняет, что вот-де большинство людей суть исполнители, рождены для того, чтобы с удовольствием действовать по существующему механизму и выполнять инструкции, и это хорошо, потому что этим замечательным людям мы обязаны большей частью имеющегося у нас высокотехнологического продукта. Ну а мы вот дескать элита, но нас хуй два и обчелся, мало очень, и вот это тоже хорошо.
Разве это не странно? Примерно как если бы человек писал веселую оптимистичную книгу "Моя жизнь среди роботов". В жанре "Как я провел лето". (То есть, Лем написал много таких сочинений, но его роботы обманывают ожидания, они никакие не исполнители.)
Правда, сторонники равной одаренности всех людей, раскрытия творческого потенциала в каждом, совокупного обожения и всех других хороших, комфортных вещей нередко начинают с геноцида. Но это же так понятно. Добряки, вообще, раздражительны. |
|
|
| Люди не равны |
[Oct. 17th, 2011|05:51 pm] |
К предыдущему, с подачи анонимных товарищей.
Спрашивают в разных формах (почему-то всегда анонимно), что мне не нравится в утверждении "люди не равны, кому-то дано больше, кому-то меньше," -- под которым торжественно подписывается ректор Карлов.
Отвечу прямо, на самом деле: скрытый креационизм мне в этом не нравится.
Карлов, наверное, удивился бы, если бы кто-нибудь в глаза обозвал его креационистом. Хотя кто знает, среди бывших безбожных ученых сейчас много конвертов.
Приведу глубокую, многозначную притчу, исчерпывающе поясняющую позиции креациониста. Извините, это баян.
Вонючий здорово нализавшийся мужичок едет в троллейбусе, нависает над ухоженной дамой. Та морщит носик, нервно теребит сумочку. Мужичок вот-вот выпустит поручень, дышит смрадно, шатается и в конце концов его отвратительно рвет. Дама оказывается облеванной с головы до ног. Она не выдерживает, срываясь на визг: "Вы... как можно... вы... грязная свинья!" Тот ей отвечает: "Хрр. На себя посмотри!"
Ответ мужика абсолютно точен и выражает собой логику креациониста. "Я взял себе все печенье из вазы, а тебе осталось одно надкусанное. Видишь сам -- люди не равны, одним дано больше, другим меньше."
И действительно.
Вот если перефразировать реплику: "Как вы знаете, большинство людей в детстве подвергается лоботомии, что помогает им стать хорошими исполнителями. И только небольшой процент имеет творческие наклонности..." -- и тогда она не вызовет неудобство?
Любой, кто имел дело с детьми (и даже с подростками и взрослыми, хотя это -- уже здорово тупое население), знает, что, грубо говоря, роли распределяются. Кому сколько дано -- вопрос социальной динамики, не в меньшей степени, чем с булками. Надо не отбирать друг у друга, как тупые взрослые отвратительные скоты, а выращивать новые булки. Хоть бы и на деревьях.
UPD: potan в комментариях приводит цитату из И. М. Гельфанда: "Задача мехмата состоит в том, чтобы сделать людей способными." Старший Гельфанд давно умер, на мехмате просрали все полимеры, и сейчас это звучит как "Arbeit macht frei" на воротах Освенцима. Но если отвлечься -- Гельфанд сказал очевидное. |
|
|