| |
[Feb. 23rd, 2013|12:34 am] |
Прочитала в метро рекламу нового детектива Александры Марининой. Там говорилось, что весь мир замер в ожидании -- что же она в нем написала.
Благодаря этому известию на меня снизошло просветление, и мне открылось, что вполне бессмысленно осуждать, скажем, Лукьяненко за постыдное (как казалось) пристрастие к копирайтам.
Он просто в другом мире живет. Ему честно хочется создавать продукт, товар потребления. Качественную жвачку для мозгов -- а человек после двух с половиной или трех десятков прожитых лет животное жвачное, и ему хочется потреблять такой продукт.
Ему не хочется узнать (или произвести) ничего нового в процессе работы над продуктом -- потому что мир нужно не менять, а охранять. Ну, может быть, не весь, а свою контекстную площадку, дачный участок, но вместе с хорошо работающим подземным водопроводом.
*******************
Я хочу сказать вот что. Лет сто назад в ходу были споры о том, будет ли пломбир при коммунизме. Тут ведь могут быть разные мнения -- от "да, будет, 666 сортов, превосходного качества и бесплатно" до "при коммунизме люди будут гордые духом аскеты, будут питаться спартанской похлебкой из кровавой химической сои, чтобы не оскорблять инстинктом эксплуататора крупных рогатых товарищей".
Но чего заведомо не может быть при коммунизме -- это детективов Марининой и романов Лукьяненко.
Вместо фирменных товаров вполне может возникнуть что-то другое, люди могут идентифицировать себя через вещи и в условиях избытка ресурсов. Даже очистители для унитазов могут делаться и быть разной формы -- разве не может возникнуть такой фетиш. А вот этих вещей не будет, и люди, привычные к качественной жвачке, будут постоянно отравляться когнитивным диссонансом от негодного продукта.
Еще не будет психотерапевтов, наверное. |
|
|