| |
[Oct. 14th, 2015|03:40 am] |
Умер В. Г. Вакс, твердотельщик.
Сделал много хорошего, любил фононные спектры и фазовые переходы, и весьма плодотворно. Дружил с моим отцом. Работал на физтехе так давно, что преподавал еще у отца Миши В. Когда мы у него учились, у него вышла крошечным тиражом дико внятная книжка "Межатомные взаимодействия и связь в твердых телах" для студентов. Мало включил в нее того, что придумал сам: был скромен до неприличия. Кажется, одни только (неустойчивые) одномерные металлы имели там к нему самое прямое отношение, и кое-какие приемы расчета кристаллов, которые он не подписал своим именем. Может быть, было что-то еще включенное анонимным порядком, а я просто не знаю.
Мы вели себя не лучшим образом; начальству он никогда не жаловался, санкций не применял, но сильно мрачнел. Это воздействовало. Однажды я опоздала на сорок минут на его лекцию; придя, застала уважаемых сокурсников в растерянности перед надписью мелом на доске "Ушел в 09.20. Вакс." Выходит, все опоздали больше, чем на двадцать минут. Собрались и пришли к нему просить прощения.
В день нашего выпуска он сказал о каждом из студентов короткую речь, чрезвычайно риторически выверенную. Добрые слова какие-то, весьма вдохновляющие. Сейчас так никто не умеет делать, во всяком случае, я ни разу больше такого не видела. Оно и трудно, конечно, сказать что-то хорошее о каждом из набора неуклюжих и малоосмысленных остолопов вне речевых наработок отзывов и формальных рекомендаций -- и кто станет стараться, если оценить заведомо некому. В. Г., однако, счел нужным.
В последние годы Ковальчук в процессе развала вверенных ему научных институтов увлекся переструктурированием и переименованием их частей и подразделений. Одна и та же административная единица делилась на части, срасталась с чем-то еще, переименовывалась трижды в сезон и называлась всякий раз по-разному. Как-то, случайно столкнувшись с Ваксом на территории Института Курчатова, я спросила, знает ли В. Г., как теперь называется то место, где он работает. Отмахнулся: "Что вы, Юля, я давно уже не слежу". По идее, он заведовал чем-то, но чем, не знал. Вообще, мне есть что сказать о нем, но что-то не получается. Он умел, а мы нет. |
|
|