| |
[Mar. 15th, 2021|04:13 am] |
По поводу "можно ли упразднить бессмысленные работы и раздать всем пособия". Основной товар, который производит обыватель -- гражданская лояльность. Иногда производит также социальную адекватность. Потреблять ему для этого нужно воздух, воду, белки, жиры, углеводы, базовые удобства и стимулы к жизни.
Стимул к жизни, который (локально) обходится социуму бесплатно -- это социальное неравенство. За отсутствие или смягчение социального неравенства надо платить, в том числе в валюте подбора нового стимула. Людям _нравится_ социальное неравенство, они охотно сравнивают себя с "низшими" по тому или иному (пусть и воображаемому) параметру в свою пользу, по-видимому, совершенно искренне ценят возможность проассоциировать себя с "высшими" (а вот мы давеча с Эйнштейном / Анной Андреевной Ахматовой... и т. д.). Это свойство, ну, конечно, что ли провинциальное, но только не в географическом смысле, а в другом каком-то. В смысле гносеологической географии. Образованный провинциал просто найдет себя в правом хвосте функции распределения или сделает что-нибудь такое, что делают в этом случае гуманитарии. У не интересующихся социальным неравенством процветает декадентство, как у героев Ивлина Во, т. е. оно, по-видимому, входит в число ключевых стимулов, это неравенство.
Недавно судили в Вене группу чеченских мужчин, которые наказывали чеченских девушек, отошедших от дисциплины ислама. Не знаю, к чему присудили, наверное, к административному взысканию. Но вот глава этого мужского сообщества объяснил свои действия тем, что он молод и нуждается в развлечениях. Унижать кого-нибудь беззащитного (и потому бесправного, низшего) в компании соратников -- это развлечение, стимул. Пока существуют массово люди, обоего естественно пола, для которых это интереснее компьютерных игр, раздача пособий приведет к снижению выработки социальной адекватности (не знаю насчет гражданской лояльности). Будет насилие, войны район на район, а это затрудняет раздачу пособий -- даже грузовикам с едой ездить стремно. Собственно, это уже и есть.
Для корпораций, организующих экономическую жизнь, население играет роль тотализатора. Если убрать население, товары станут не нужны. Они, в большинстве своем, и так не нужны и даже вредны, но будет утрачен стимул производить что бы то ни было, потому что полезный продукт -- лишь побочный в сложной социально-экономической игре, в основе которой лежит принцип рулетки, открытой к шулерским манипуляциям. Эту игру трудно организовать, не апеллируя к свинству, имманентному человеческой природе. "Социалистическое соревнование" было смешным фарсом; такое в сколько-нибудь больших масштабах не работает (и все равно апеллирует к имманентному свинству). Это примерно то же, что сделать социальный лифт, который всегда едет наверх и никого не оставляет внизу.
Бесполезные работы, тем не менее, сильно ухудшают мораль и отодвигают возможность когда-нибудь устроить что-нибудь интересное далеко за шкаф, в небытие. |
|
|