злой чечен ползет на берег - Страдали вы? [entries|archive|friends|userinfo]
aculeata

[ website | Барсук, детский журнал ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Страдали вы? [Apr. 7th, 2003|01:10 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Страдали вы?

Многие помнят, наверное, или родители
рассказывали, как было при советской власти
ездить за границу: вызывают в первый отдел
(КГБ), расспрашивают о политической подготовке.
Задают сложные вопросы на проверку
идеологической надежности, например:
"Сколько в Москве станций метро?"

В застойные годы простой был ответ: СТО.
Сейчас больше, но точным счетом уже
не спрашивают.

И совсем разные были вещи: ездить в страны
Варшавского договора или на "настоящий Запад".
Оно и понятно: в Чехословакии какой-нибудь
не попросишь политического убежища (т. е.
это раньше, когда еще была Чехословакия).

Мой отец невыездной был, и не за то, что
еврей, а за подписание разных диссидентских
писем в защиту кого-нибудь: Бродского,
Гинзбурга. Его когда вызывали по поводу
писем, предупредили, и слово держали лет
двадцать (а потом вышло послабление - но
только в отношении стран Варшавского договора).
Его доклады на междунар. конференциях читали
идеологически выдержанные товарищи: обычная
практика.

На заре перестройки отец в первый раз поехал
докладывать сам куда-то в капиталистический
лагерь: в Швецию, кажется, не то в Америку.
Время было другое. В первый отдел, однако,
все еще вызывали, но так и сказали: "Другое
время." Человечек, офицер кгбэшный,
прикрепленный к Астросовету, в своем кабинете
честно признался: "Вы сами видите. Сейчас
мы уже никого не задерживаем. Другое время.
На Западе, -- он сказал, -- между тем, большой
интерес к нашим ученым... особенно, так
сказать, к лицам вашей национальности. Подходят
и расспрашивают, просят официальные интервью.
И часто задают вопрос: какие лично у вас
воспоминания связаны с явлением антисемитизма,
особенно государственного антисемитизма,
в СССР? Живя в СССР, вы сильно страдали
от антисемитизма? Этот вопрос как будто
личный, а вместе с тем, его задают всем,
и значение у него другое, не личное. Сейчас
время изменилось, мы никого не задерживаем,
что бы вы нам здесь ни сказали. И все-таки,
если позволите, я хотел бы знать, что бы вы
лично ответили на этот вопрос." Отец, подумав,
ответил: "Я сказал бы -- мне известны случаи,
когда людей преследовали за еврейское
происхождение. Но мне лично не на что
жаловаться. Живя в СССР, я ни разу не
пострадал от антисемитизма." Человечек
пожал отцу руку, они попрощались, отец
поехал домой.

Мне было лет шестнадцать. Отец мне пересказал
этот разговор, а я возмутилась. Потому что
неправда и все такое. Например, поступая
на физтех где-то в конце пятидесятых, отец
пришел на устный экзамен по математике,
кажется, и первым делом услышал от принимающего:
"Ну-с, молодой человек... у нас до сих пор
не было случая, чтобы абитуриент с пятеркой
за контрольную получил "2" на устном экзамене.
Вы будете первым." "Молодой человек" растерялся,
ну и экзаменатор попался грамотный,
добросовестный: принимал экзамен несколько
часов и, точно, двойку поставил.

Я напомнила этот случай и похожие; отец
же отвечал, что он (а) сказал правду;
(б) ничего другого на такой вопрос - не
офицеру кгб, а именно интересующимся на
Западе - отвечать не счел бы возможным.

К чему я вспомнила? Просто так, и в ответ
на частное письмо о нелицеприятном.
Сейчас я думаю, конечно, что отец прав
был, а я нет.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]larchik@lj
Date:April 6th, 2003 - 09:52 am
(Link)
забавно. история один в один такая же, как была когда-то у моего папы. И он также ответил, и я также возмущалась. и также сейчас его понимаю. Он тогда году в 89 был в первый раз отпущен на учёбу в Лос Анжелес.
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 10:01 am
(Link)
Это какая-то странная история. То есть, история понятная, но она, кажется, иллюстрирует что-то другое, касающееся личного достоинства человека, а не нелицеприятия.
Один писатель писал, что не умеет любить родину с закрытыми глазами. Не самый плохой писатель. Заметим, другие органы чувств также страдают. Прищепку на нос. Вату в уши.
И не смей тогда про Чечню и про олигархов нелицеприятно.

Девушка просто глупая, выражается неточно, в голове - каша из слов, а ты зачем-то выдумываешь сложные аргументы.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 10:58 am
(Link)
>она, кажется, иллюстрирует что-то другое,
>касающееся личного достоинства человека,
>а не нелицеприятия

Это мне тогда казалось, что она касается
личного достоинства человека. Поэтому
я и возмущалась, вспоминая всякие факты.
На самом деле она касалась гражданского
достоинства, а мыслить в таких категориях
я не умела (или отказывалась).

>в голове - каша из слов

Почти у всех людей в голове каша из слов.
Промыванием мозгов, даже либеральным (т. е.
мощнейшим), это не лечится: каша поступает
быстрей.

Человеку думающему свойственно по одному и
тому же вопросу иметь набор взаимоисключающих
мнений. Это связано с тем, что каждая
вербализация мнения возникает полемически,
как реакция на контекст.

До тех пор, пока вопрос государственного
антисемитизма обсуждается, например, в
государственной же комиссии (хорошая это
у нас политика или плохая) -- можно
говорить, что он есть, что это свинство,
что это вредно: растит пятую колонну
в большей степени, чем подавляет ее
действия. Ну или, что его, наоборот, еще
мало, в зависимости от твоих убеждений.
Но в разговоре с иностранным журналистом
на службе, для которого это информационный
повод и инструмент пропаганды, можно
отвечать только: мой личный опыт с этим
явлением меня не сталкивал. (Читай:
никакого государственного антисемитизма
у меня ДЛЯ ВАС нет.)

Это два крайних случая. По самоощущению,
человек решает, в какой он ситуации:
когда между друзьями решает, что делать,
когда свое начальство спрашивает (а он
думает, выслужиться ему или честно), или
когда высказанная им нелицеприятность
может быть использована как информационный
повод. Ты уже до этого места не дочитал;
неужто же девушка должна в подробностях
оговаривать?

Судя по тому, как ее комментировали, ее
самоощущение (во враждебной обстановке)
вполне оправданно.
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:01 am
(Link)
Ее самоощущение оправданно ее интеллектуальной невинностию, не более того.
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:09 am
(Link)
Вдогонку; если уж до конца доигрывать эту игру, то гэбэшникам в таких ситуациях надо говорить: "скажу правду".
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:18 am
(Link)
Нет, это как раз другая игра.
Гражданин (дико извиняюсь за непопулярное
словоупотребление) именно что может
оказаться с кгбэшником в таком положении,
когда у них общие интересы. И есть
о чем разговаривать.
Обиженный правозащитник, который пытается
быть гордым - нет. Для него это хуже
смерти: свои не поймут.
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:21 am
(Link)
Ага. С западным журналистом гражданин в таком положении оказаться не может, а с гэбэшником - может, да?
Подписывать не надо было, в таком случае. Потому как западные журналисты про это узнали.
Это не к твоему папе претензии, а к твоим логическим ходам.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:30 am
(Link)
С западным журналистом, по службе оного,
конечно, не может, а как с человеком --
пожалуйста. С кгбэшником может оказаться
по одну сторону, а может по разные (опять
же, по службе). Государственного
антисемитизма в России нет, а исторические
источники доступны всем вообще, в том
числе и журналистам (но ими, как правило,
не востребованны).
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:32 am
(Link)
Прости, в какой России нет государственного этого самого?
И опять же - Чечня. Чечни в России нет.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:43 am
(Link)
1) Государственного антисемитизма в России нет
с 1988 года. Прием в вузы больше не ограничен
инструкциями. Как и прием в должности.
Ввели гос. антисемитизм снова лет через
тридцать после революции, это помнят наши бабушки
и дедушки, которые устраивались на работу.
Это пришло внезапно, инструкцией.

В 88 году наш одношкольник, не умея решить,
идти ему опять на мехмат или нет, в пьяном
виде позвонил в приемную комиссию:

-- Скажите, а у вас в этом году евреев
валить будут?

Ему неожиданно ответили абсолютно серьезно:

-- В этом году инструкции не поступало.

Он офигел и спросил:

-- А что, раньше была официальная инструкция?

-- Официальной не было. Была полуофициальная.

И действительно.

2) Что Чечня?
[User Picture]
From:[info]r_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:46 am
(Link)
1) Да, я знаю. Только я не понял, к чему это было.
2) Чечня - в смысле нелицеприятности.
3) Ладно, пустое это, в общем-то. Что ты говоришь, я понял. А к исходной девушке возвращаться не будем.
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:April 6th, 2003 - 02:40 pm
(Link)
Человек думающий, извини, что встреваю, со своими мнениями часто попадает в такую ситуацию, когда нужно часть мнений проигнорировать и солидаризоваться с теми, с кем он никак не стал бы ходить на пикник (после того, как [info]avva@lj меня обхамил за резкое словоупотребление, я культурна, как смольнянка). Не всегда очевидно, что кгбшник патриотичен и более свой, чем журналист с взаимоисключающиим мнениями. Или ещё, бывает, скажет человек -- не оскорблять женщину! А ему -- да ты что, с ней согласен? А он, может, и не согласен совсем, что ему теперь делать?
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 02:52 pm
(Link)
Если я правильно поняла, о чем ты, тебя
путает (ложная) необходимость вступать
в эмоциональный контакт. Нет ее. С людьми
не надо солидаризоваться, кроме как по
чувству симпатии (да и то осторожно).
А кгбшнику и журналисту если отвечать
по делу, то никаких проблем, по-моему.

А где тебя обхамил [info]avva@lj?
[User Picture]
From:[info]phyloxena@lj
Date:April 6th, 2003 - 05:27 pm
(Link)
Дело не в эмоциональном контакте (который меня, верно, путает), а в том, что, когда начинается большой лай, как с обсуждаемым текстом, лают "да,да" и "нет,нет". Более сложные сигналы как-то портятся, что ли.

Я совершенно напрасно сказала что-то Ольшанскому (по поводу местных домохозяек, не могу найти, где) и была немедленно наказана тем, что влез Авва. Потому что когда нет единомыслия в собственной голове, не надо лезть туда, где сильно лают. А что делать, когда есть единомыслие, я не знаю.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 04:20 pm
(Link)
Если я правильно поняла, о чем ты, тебя
путает (ложная) необходимость вступать
в эмоциональный контакт. Нет ее. С людьми
не надо солидаризоваться, кроме как по
чувству симпатии (да и то осторожно).
А кгбшнику и журналисту если отвечать
по делу, то никаких проблем, по-моему.

А где тебя обхамил [info]avva@lj?
[User Picture]
From:[info]daseiner@lj
Date:April 6th, 2003 - 10:49 am
(Link)
Всё это само собой разумеется.
Только так и никак иначе.

А вот к чему этот рассказ относится, я не знаю.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:05 am
(Link)
Обсуждается мысль девушки [info]elenka@lj,
что-то вроде: "Сволочи те, кто о своей
стране высказывается нелицеприятно."
Говорят, что дуры те, кто высказывается
таким образом. Я стараюсь объяснить,
отчего хожу в дурах, без самоочевидной
ссылки на мою печальную судьбу и природу.
[User Picture]
From:[info]m_l@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:11 am
(Link)
Юля, что такое случилось?
Что послужило поводом?
Никогда еще не видел от тебя таких жестких постов.
Любим вас.
Мы.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:25 am
(Link)
Миша, да ничего!
Просто маленький человечек надулся и приобрел
дурные манеры

http://www.livejournal.com/users/avva/723886.html

ну и какие-то из этого выросли разговоры.
Мы тоже любим вас.
Это все глупости.
Сейчас разберу в дом. директории местного
значения чепуху, раскодирую картинки и
буду радоваться, спасибо!
[User Picture]
From:[info]larchik@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:48 am

(Link)
Просто маленький человечек надулся и приобрел
дурные манеры

золотые слова. я ужасно, ужасно расстроилась, когда тот пост увидела.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:59 am
(Link)
Да ну, бросьте огорчаться!
Здесь все время такое. Ну их, казлов.
[User Picture]
From:[info]larchik@lj
Date:April 6th, 2003 - 12:12 pm

Re:

(Link)
расстраиваешься, когда слышишь это от кого-то неожиданного. кого всегда уважал.

Вы молодец, что вот так влезаете в это во всё. Мне не хватает смелости зачастую.
From:[info]ex_aculeata@lj
Date:April 6th, 2003 - 12:29 pm
(Link)
Вы просто умная, наверное, и по чувству
избегаете общих (недейственных) слов.
А когда начитаетесь всякого, и разочарование
станет привычкой, слова сами полезут.
Никто еще не избежал.
[User Picture]
From:[info]alexcohn@lj
Date:April 6th, 2003 - 08:53 pm
(Link)
Людмила Штерн вспоминает, как Бродский отвечал в телевизионном, кажется, интервью на вопрос о психушке. "А что, говорит, очень милое было заведение, тихо было, психи такие смешные". Штерн на него после наругалась: "как же так можно, Жозеф, ты же общественная фигура, и высказыванием своим перечеркиваешь всю справедливую борьбу против репрессивной психиатрии". Бродский обиделся, а она поняла позже - дело было вовсе не в том, что он защищал советскую психиатрию, но просто ему лично жутко претила роль несчастной жертвы. Ему в интервью важно было подчеркнуть, что он интересен своими стихами, а не страданиями.

Но все же потом, вняв и проникшись общественной миссией, он уже не притворялся, что в психушке было хорошо.
[User Picture]
From:[info]pioneer_lj@lj
Date:April 6th, 2003 - 11:16 pm
(Link)
... он притворялся, что ему в психушке было плохо.