Журнал Андрея Мальгина - Воспоминания детей репрессированных - 1
July 14th, 2009
01:53 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Воспоминания детей репрессированных - 1

Отец мой, Рыков Михаил Евдокимович, был арестован в г. Новосибирске 1 августа 1937 г. (было у него два ромба). Мама, Рыкова Нина Эдуардовна, была арестована 10 октября 1937 г. в Москве (работала она старшим инспектором Комитета СТО при СНК СССР).

После ареста родителей мы с сестрой и бабушкой продолжали жить в нашей же квартире по адресу: Чистые пруды, дом 12, корпус 2, кв. 66 (это был дом кооперативный, военной кооперации). Только занимали мы уже не всю квартиру, а только одну комнату, так как одна комната (папин кабинет) была опечатана, а во вторую еще при нас вселился майор НКВД с семьей.

5 февраля 1938 года к нам явилась дама с просьбой проехать с ней к начальнику детского отдела НКВД, якобы он интересуется, как к нам относилась бабушка и как вообще мы с сестрой живем. Бабушка ей сказала, что нам пора в школу (учились мы во вторую смену), на что эта особа ответила, что подбросит нас на своей машине ко второму уроку, чтобы мы взяли с собой только учебники и тетради.

Привезла она нас в Даниловский детприемник для несовершеннолетних преступников. В приемнике нас сфотографировали в анфас и в профиль, прикрепив к груди какие-то номера, и сняли отпечатки пальцев. Больше мы домой не вернулись. В детприемнике выводили нас на прогулку по территории монастыря в сопровождении сотрудников НКВД.

Бабушка искала нас во всех отделениях милиции и моргах. Но ничего не узнала. И только директор нашей школы 8 февраля сообщил ей, что мы взяты в детприемник и 9 февраля 1938 г. будем отправлены в детский дом Днепропетровска. Отправляли малыми группами по 10–12 человек в сопровождении работников НКВД. Нашу группу сопровождали два мужчины и одна женщина, одеты они были в гражданское.

Детский дом № 1 Днепропетровска был освобожден от бывших воспитанников и целиком предназначался для детей «врагов народа». В основном это были дети военных и политработников. Ехали мы вместе с сестрами Панцержанскими (адмирал флота), сестрами Кирилловыми (поэт), Камилом Фраучи (сын Артузова) и т. д.

Через некоторое время младших детей отправили в другие города, тем самым разлучив сестер и братьев с родными, некоторым изменили фамилии. В нашем детдоме был у директора заместитель по политической части, который частенько вызывал к себе для бесед, которые сводились лишь к одному, чтобы мы отказались от своих родителей. Конечно, мы этого не сделали.

Всем нам, старшим воспитанникам, хотелось быть комсомольцами, но нас не допускали и близко.

По нашей настоятельной просьбе директор детдома направил в Москву одну из воспитательниц к секретарю ЦК ВЛКСМ за советом, или вернее, разрешением о приеме нас в комсомол. Получив от секретаря ЦК ВЛКСМ разрешение, нас приняли.

В начале войны мы с группой городских ребят, во главе с нашей воспитательницей, выехали в колхоз для уборки урожая. Вернувшись из колхоза, детского дома мы не застали, он эвакуировался в тыл страны. А через три дня в город спустился немецкий десант. И выходили из города кто как мог, без документов, денег и вещей. С горем пополам добравшись до г. Энгельса Саратовской области (там должна была быть моя бабушка) уже в октябре 1941 г., бабушку я там не застала, ее выслали в Ялутаровск.

На заявления с просьбой взять меня в армию, систематически получала отказ.

И только в конце 1942 года, когда было очень тяжело под Сталинградом, меня призвали в армию. Прошла я от Сталинграда до Берлина, закончила войну командиром зенитного расчета, старшим сержантом. Демобилизовалась в октябре 1945 года.

Г.М. Рыкова, Москва.


(из сборника "Дети ГУЛАГа")

Что меня больше всего поражает в такого рода воспоминаниях - это то, что эти несчастные продолжали верить в Советскую власть, рвались в комсомол, защищать Родину и все такое. Уверен, что многие из них сейчас и в КПРФ состоят, и о распаде Советского Союза сожалеют.

(12 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]b_insider@lj
Date:July 13th, 2009 - 07:04 pm
(Link)
У Ольги Берггольц в дневнике за 1949 г. на тему "просоветскости":
"Тот же Митькин говорил:

— Мы все же думаем, что при Ленине было б иначе... Он, конечно, говорил, что можно в одной стране. А вот Бисмарк, кажется, говорил: если уж надо строить социализм, то надо взять страну маленькую, с небольшим народом, — в общем, такую, которой не жалко... н-да... а мы размахнулись на одну шестую часть мира, ну, где ж тут... н-да... Конечно, кто ж против этого строя возражает, но ведь жить-то хочется... н-да... Ну, это верно Миша Калинин говорил, — на ошибках учимся, а может, в маленькой стране и ошибки были бы помене, ну и народу меньше пострадало бы... н-да...

Совершенно просоветский инвалид".
http://scepsis.ru/library/id_438.html
[User Picture]
From:[info]observarius@lj
Date:July 13th, 2009 - 07:43 pm
(Link)
Да, это поражает...

Но, с другой стороны, не меньше поражает количество диаметрально перестроившихся за менее, чем одно поколение: дамы полусвета, выросшие из бывших комсомолок; магнаты из числа третьих секретарей и т.д.

Получается, что и верность былым принципам (какими бы они были) вызывает неприязнь, и неверность - тоже.
[User Picture]
From:[info]perlovka_blog@lj
Date:July 14th, 2009 - 12:00 am
(Link)
>>> продолжали верить....

Многие, кмк, полагали, что это просто какие-то злоупотребления на местах, что это им так не повезло, что это именно у них такая "планида". А на самом-то деле "все хорошо, прекрасная маркиза..."
From:(Anonymous)
Date:July 14th, 2009 - 01:06 am

"Их испортил квартирный вопрос..."

(Link)
"...еще при нас вселился майор НКВД с семьей".
Использование служебного положения в корыстных целях. Рейдерский захват. Сталин виноват?
[User Picture]
From:[info]sokolovmikhail@lj
Date:July 14th, 2009 - 12:12 pm

Re: Это - система

(Link)
"Излишки" жилпощади передавались для заселения сорудниками НКВД. К
онфискованное имущество жертв также продавалось через спецмагазины НКВД.
From:(Anonymous)
Date:July 15th, 2009 - 02:17 am

Re: Это - система

(Link)
Магазины таможенного конфиската? Программа социального жилья Правительства Москвы?
"Посадки - где?"
[User Picture]
From:[info]ok5733@lj
Date:July 14th, 2009 - 01:30 am
(Link)
Очень интересная деталь на картинке - пионер в горской национальной одежде...
[User Picture]
From:[info]solom@lj
Date:July 14th, 2009 - 02:57 am
(Link)
Ничего удивительного. Это было религией, которая дороже собственных родственников.
From:[info]begemot_gob@lj
Date:July 14th, 2009 - 08:26 am
(Link)
а зачем последняя строчка про "сожалеют о распаде СССР"?
Получается такой оттенок, что если ребенок репрессированного сожалеет о распаде СССР, то он, вроде как, своего родителя предаёт.
From:[info]hellopushkin@lj
Date:July 14th, 2009 - 09:41 am
(Link)
Маленькому человеку, попавшему в такую беду, трудно осознать всю глубину проблемы, трудно и больно признать правду. В такие моменты, человек, опираясь на свою внутреннюю систему ценностей, начинает наводить порядок в происходящем, расставлять всё на свои места, анализировать события в доступной ему степени, искать смысл.

Если бы она поняла всю правду о той системе и стране в целом, то может и не выжила бы...
From:[info]oven24@lj
Date:July 14th, 2009 - 03:32 pm
(Link)
Да, подобная верность Родине меня тоже всегда восхищала. Что им в ней? Мог бы я списать всё это на недолёкость и зомбируемость человека, да не могу. Люди вроде Анны Андреевны Ахматовой не позволяют. Ведь жила тут, ведь любила эту землю и народ несмотря ни на что.
From:[info]alexkaf1@lj
Date:July 30th, 2014 - 09:39 am

я там сидел

(Link)
Я там сидел.
Помнню как у меня брала кровь из вены для госсударства медсестра, а мне было тогда 6 ил 7 лет, я боялся очень но она меня успокаивала говоря - как же на фронте когда снаряд разрывается и солдат бежит без головы.
My Website Powered by LJ.Rossia.org