Журнал Андрея Мальгина - Санька Жуков
February 11th, 2006
12:19 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Санька Жуков
Нижеследующие воспоминания навеяны двумя недавними комментами юзера [info]n_bogomolov@lj в моем журнале: http://amalgin.livejournal.com/189477.html?thread=2816549#t2816549 и http://amalgin.livejournal.com/188950.html?thread=2816790#t2816790 Как-то они у меня вдруг соединились воедино, и вот что вспомнилось.

Вот говорят: дедовщина, дедовщина… А я вот вспоминаю, как ездил на военные сборы под конец своего журфаковского образования. Всего месяц, казалось бы, однако же вдруг в первый же день повылазили из числа скромных, малозаметных и малоуспевающих студентов некие «деды» - люди, которые, оказывается, до учебы отслужили в армии и на этом основании пытались быть в течение этого месяца на особом положении. Из-за того, что я сидел в Польше, я пропустил год, когда надо было ехать на сборы со своим курсом, и поэтому оказался немного не в своей тарелке, знакомиться почти со всеми пришлось по ходу дела. И, надо сказать, эти псевдо-старослужащие меня не задирали, выбрав для себя мишени помельче (может, сказалось то, что я был их ровесником, как раз на два года старше остальных).
Надо сказать, что «старослужащие»,на которых сразу же стали опираться всякие там приставленные к нам хохлы-сержанты, считались среди нас в процессе учебы в общем-то людьми второго сорта – они все приехали не из Москвы, в столице, чтобы поступить в университет, предварительно закончили так называемый рабфак, после которого экзамены, бывшие для нас, выпускников средней школы, суровым испытанием, для них не были никаким вообще препятствием, да и жили они в общежитии, своей колонией. Но тут, на этот месяц, они развернулись во всей красе. Особенно эксцессов не было, но говно из них перло из всех дыр.
Прожили мы этот месяц в самых настоящих палатках, на голой земле, по одиннадцать человек лежали штабелями, трясясь ночью от холода. В соседней палатке, кстати, обитал ныне покойный Владислав Листьев, еще в одной – ныне здравствующий кинопродюссер, а тогда режиссерский сынок Давид Кеосаян (его папа создал легендарный фильм «Неуловимые мстители», и только это поразившее офицеров обстоятельство спасло его, когда его уличили в злостной самоволке и собрались выгнать со сборов, а значит и из МГУ). Был еще гораздо менее запомнившийся мне Александр Мамут, но точно был, так как с ним ежевечерне уходил в лесок пьянствовать мой сосед по палатке Ваня Лилеев. Если б я знал, что через пару лет Мамут отобьет жену у единственного внука тогдашнего генерального секретаря Л.И.Брежнева, а еще чуть позже станет влиятельным банкиром и чуть ли не казначеем ельцинской семьи, - если б я это тогда знал, я бы пригляделся к нему повнимательней. Мамут, кстати, учился не на нашем факультете, а, кажется, на юрфаке, но в вечернее время появлялся в нашем расположении, неизменно позвякивая авоськой с бутылками.
Один человечек из числа «полу-дедов» (или «псевдо-дедов»; за редким исключением мы относились к ним все же иронически, прекрасно понимая, что они калифы на час) мне особенно запомнился. Это был вихрастый хохол, выглядевший моложе своих лет, лет на 17 максимум. Он так и сыпал шутками из серии так называемого солдатского юмора и беспрестанно обижал моего соседа и протеже Ваню Лилеева, с которым мы и до сих пор дружим. В частности, благодаря именно его усилиям, полиглот и умница Ваня практически ежедневно отправлялся в неприятный наряд на кухню.
Но неважно. Благополучно вернулись мы в Москву. Получил я, наконец, диплом, ради которого собственно месяц торчал на сборах, хотя уже формально работал в «Литературной газете». Помер Брежнев, следом за ним еще двое таких же выродков, следы большинства моих коллег по военным сборам затерялись. С приходом перестройки некоторые, как, например, Листьев, вынырнули в публичнойобласти. Я тоже занялся политикой, очень много печатался, в том числе выступал и на так называемых вражеских голосах, к которым относилась не только «Радио Свобода» или «Голос Америки», сотрудники которых стали моими друзьями, но даже и питерский телеканал «Пятое колесо», который то ли раз, то ли два раза в неделю поражал москвичей свободомыслием. На «Пятом колесе» я знал всех, делал для них сюжеты, меня звали в Ленинград на всякие фестивали – например, документального кино, анимационного кино и т.д.
И вот в Питере, на каком-то банкете в рамках одного из этих фестивалей подходит ко мне с объятиями щеголеватый молодый человек в хорошем костюме. Я сразу его узнал: Сашка Жуков! Я мы начинаем живо болтать, обсуждая общих факультетских знакомых. И пока мы вот так дружески с ним беседуем, я вдруг замечаю, что вдруг то Бэла Куркова возникнет у него за спиной и какой-то странный знак мне сделает, вращая глазами, то Сергей Шолохов что-то такое изобразит – опять же из-за спины моего «однополчанина». Наконец, кто-то из них улучил момент и шепнул мне: «Это же наш куратор из КГБ!» Я даже не сразу сообразил, что такое куратор, и переспросил. Оказалось, не больше не меньше куратор Ленинградского телевидения из Ленинградского управления названной организации. Поразительно: наш простак-хохол, двоечник, который еле дополз до пятого курса и пережил свой звездный час только на военных сборах под мрачным городом Ковровым, этот самый Санька Жуков (фамилия не изменена) - на такой ответственной должности!
Тут Саня снова оказался рядом, заговорил о моих статьях, выяснилось, что многое он читал и очень одобряет мою позицию, оказалось, что и с молодыми питерскими писателями он на дружеской ноге, и не только с писателями, и Курехин его на репетиции зовет, и к Сокурову он чуть не на дни рождения ходит. В заключение позвал к себе домой, в гости, так сказать, дал бумажку с телефоном домашним и рабочим (рабочий точно был из Большого дома, проверено в тот же вечер). «А где ты работаешь, Саша?» - спросил я. «На телевидении» - не моргнув глазом, ответил он, хотя прекрасно видел, что я тут всех присутствующих знаю, и мне если не разъяснили, то тут же разъяснят, где же он служит на самом деле.
Разумеется, ни в какие гости я к нему не пошел, у меня был свой плотный план на те дни. Но я точно помню, что во время той неожиданной встречи на кинематографическом фуршете именно он дал мне альманах «КРУГ», чтоб я ознакомился с трудами деятелей питерского литературного андерграунда. Вроде как и к прогрессивному альманаху этому он каким-то боком был причастен.
А вот теперь хочу спросить у своих питерских френдов: а что сейчас поделывает эта личность? Наверняка ведь что-нибудь приватизировал, где-нибудь босс большой, не может быть, чтоб двадцать лет штаны в конторе просиживал? Или, может, перебросили его с «культурки» на какой-то другой участок работы и там он теперь уже в генеральских чинах? Да и в Питере ли еще?
Очень интересно. Так и стоит он перед глазами, курносый блондин, с вихрастой пустой головой в пилотке, с начищенным до блеска ремнем, добродушно покрикивающий: «Эй, салага, чего честь не отдаешь! А ну-ка вернись, поприветствуй по форме!»

Imported event Original

(26 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]gematogen@lj
Date:February 10th, 2006 - 05:57 pm

(Link)
чрезвычайно интересно
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 10th, 2006 - 06:07 pm

Почитайте. Там и фото его.

(Link)
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 03:55 am

Re: Почитайте. Там и фото его.

(Link)
Ну да! Это он! Потрясающе. "Таким образом, Александр Жуков выполнил поставленные перед ним задачи и оставил пост директора".
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 10th, 2006 - 06:19 pm

Кстати, не знаете, где Ваш бывший коллега по Моссовету

(Link)
Евгений Саушкин. Вот это комитетчик, так комитетчик... Он какие-то дела темные крутил уже в постмоссоветовское время, но давно затерялся.
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 10th, 2006 - 06:31 pm
(Link)
Только годичной давности текст нашел... Этому "подняться" не удалось
http://www.bestlawyers.ru/php/news/archnew.phtml?id=172&idnew=15037&start=744
Позже следствие установит, что у адвоката Саушкина, в прошлом сотрудника КГБ СССР, остались довольно хорошие связи в родном ведомстве, чем он и воспользовался. Как бы то ни было, но тогда дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
(...)В отношении же Саушкина дело было выделено в отдельное производство.

[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 06:59 am
(Link)
Я прекрасно помню этого Саушкина и, как ни странно, воспоминания остались неплохие. Дело в том, что среди 500 депутатов "демократического" Моссовета было несколько человек, открыто пришедших из аппарата КГБ. Они голосовали за все одинаково, как под копирку, т.е. так, как им говорили во фракции коммунистов. И только Саушкин - единственный - при любом голосовании брал сторону "дкмократов". Да и в выступлениях своих он никогда не поддерживал коммуняк. Недавно судьба столкнула меня с его близким другом. Я спросил, чем занимается Саушкин. Но ответ получил, что, он, мол, в банковском, а вовсе не в адвокатском бизнесе, так что что Ваша заметка меня несколько удивила. Более того, бизнес у него, видимо, крупный, так как он передвигается с хорошей охраной. Что-то я не слышал, чтобы адвокатов так охраняли (кроме Дм.Якубовского, конечно).
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 11th, 2006 - 08:43 am
(Link)
Саушкин просто был несколько хитрее остальных комитетчиков. Ему была поставлена задача на внедрение в президиум Моссовета, которую он почти выполнил. Почти. Его обломали в последний момент, когда он готовился занять пост председателя комитета по законности, и Ваш покорный слуга приложил к этому некоторые усилия, найдя кое-какие свидетельства о прошлой его деятельности.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 11:21 am
(Link)
Какие же свидетельства, если не секрет? Вы меня заинтриговали.
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 11th, 2006 - 02:34 pm
(Link)
Вот только что закончил телефонный разговор с Ариной Гинзбург. Она просила, если будет возможность, передать привет этому господину. В те времена, когда она с ним общалась, капитан Саушкин ходил в тесных нейлоновых рубашках, от которых жутко несло потом. Ну и свидетельства из той эпохи. Саушкин "отметился" в колоссальном количестве диссидентских дел. Была в 1990 году известная "справка Ковалева", но в 1991 удалось ее существенно расширить. Был у Саушкина еще младший товарищ по фамилии Цопов, но тот был существенно глупее.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 03:53 pm
(Link)
Да, не густо.
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 11th, 2006 - 04:08 pm

Ну, а что Вы хотите?

(Link)
Маленьких детей не жрал, чего не было, того не было. Но диссидентов прессовал особо изобретательно. Так, тому же Алику Гинзбургу вполне серьезно угрожал переквалифицировать статью 70 на 64 - "измена родине", которая "до вышки". Там много чего было, но ничего сверхъестественного, конечно.
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:February 11th, 2006 - 04:25 pm

Забавная история, впрочем, одна была.

(Link)

Когда Арине после суда над Аликом вернули часть изъятых на обыске документов, среди них она обнаружила испорченный протокол допроса, но оборотной стороне которого был план работы следователя Саушкина с фигурантами дела и их родственниками.
По поводу самой Арины там было написано: "Попытаться подобрать А.(бдительный Саушкин, видимо, не решился доверить бумаге слово "агент") для отвлечения на почве интима Желательно из артистов, писателей". Арина потом со смехом говорила: "Надо же, какой заботливый, а ведь мог бы подбирать из сантехников или шоферов"
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 12th, 2006 - 09:34 am

Re: Забавная история, впрочем, одна была.

(Link)
Да, забавно.
[User Picture]
From:[info]vishnevetsky@lj
Date:February 10th, 2006 - 07:05 pm
(Link)
Андрей, всё верно. На наших МГУшных сборах под Можайском в училище Верховного Совета (русское отделение филфака + экономисты и юристы) всё было то же самое, потом думали, кого конкретно из "старослужащих", подавшихся на месячишко-другой в "деды", будем пиздить по возвращении к нормальному учебному процессу. Выяснилось, что даже и пиздить не надо, такие это были ничтожества. А вот соседом моим по казарме был Боря Кузьминский (типа тумбочку делили и прочее), и так он задолбал за месяц меня своим Фаулзом, что я удивляюсь, как я его не придушил. Недавние его публичные наезды на меня - отголоски того давнего, как бы казарменного. Смешно.
[User Picture]
From:[info]vishnevetsky@lj
Date:February 10th, 2006 - 07:10 pm
(Link)
Да, а карьеру Боря, разумеется, начинал при КГБ - как цензор знакомой и Вам и мне "Литгазеты".
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 11:22 am
(Link)
Про Борю знаю. Хотя в мои времена цензором в "ЛГ" был другой человек, с которым не раз приходилось по душам беседовать и однажды даже выпивать в ночное время, при сдаче номера (я был "свежей головой")... Мы все-таки на обратном пути в электричке одному дали пизды, заранее намеченному. Остальные, предчувствуя такое развитие событий, в последние дни были очень предупредительны.
[User Picture]
From:[info]nicolaitroitsky@lj
Date:February 10th, 2006 - 07:23 pm
(Link)
Ну так карикатура на дедовщину и у нас, в команде актеров-военнослужащих из Театра Советской армии была. Собирали и разбирали декорации к спектаклям только молодые, черпаки и дедушки отдыхали. Я и сам дедовал. А как без этого?
А вот "куратора" нашего курса в ГИТИСе я до сих пор не знаю. А жаль. Интересно же! Наверное, заслуженный деятель культуры теперь
From:[info]ostsee@lj
Date:February 11th, 2006 - 04:48 am
(Link)
В середине 90-х в той же Ковровской учебке тоже пытались устроить нам дедов из отслуживших. Некоторых даже захватила романтика командирства и ребята пытались орать на коллег. Хватало спокойного вопроса - Петя (Дима и т.п.) - ты в Москву возвращаться собираешься? Любовь к уставу испарялась на глазах.
[User Picture]
From:[info]any_blow@lj
Date:February 11th, 2006 - 06:03 am
(Link)
Читаю пост, а в голове крутится: полиция? полюция? кастрация? ЛЮСТРАЦИЯ!!! ;)
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 07:03 am
(Link)
Вот! А еще крутится "беруфсфербот".
[User Picture]
From:[info]any_blow@lj
Date:February 11th, 2006 - 07:29 am
(Link)
Над соответствующее сообщество в ЖЖ создать. ;) И публиковать в нём персоналии достойные люстрации+беруфсфербот.
Начало списка: Путин, Владимир Владимирович - Президент Российской Федерации...
Кстати, прикололо, совершенно КГБ-шное имя/отчество у Путина. Практически Алексеев Алексей Алексеевич. ;)
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 07:36 am
(Link)
Нынешний чин Госнаркоконтроля Александр Михайлов, в бытность его в 1979 году опером в КГБ, получил предложение встретиться в авторами альманаха "Метрополь" и провести с ними "профилактическую беседу" (это и сейчас так называется, кстати). Так вот, он действительно встретился с каждым, в том числе и с теми, кто жил за городом на чужих дачах, полагая, что хорошо спртался. Так вот, каждому он при знакомстве подавал руку и говорил: "Константинов". Когда Евгений Попов попросил его покзаать документ, он открыл красную книжечку: рядом фотографией было написано КОНСТАНТИНОВ. Сейчас он снова стал Михайловым и издал книжку "Байки с Лубянки". Не стыдятся.
[User Picture]
From:[info]any_blow@lj
Date:February 11th, 2006 - 07:52 am
(Link)
"Байки с лубянки" читаю сейчас. Для общего развития.
Могу другие "байки" порекомендовать. Называются ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Прочтите, - не пожалеете! Написано, по всей видимости, для марсиан. Или про марсиан. ;)
Но некоторые факты проскакивают.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:February 11th, 2006 - 12:01 pm
(Link)
Разумеется, читал в свое время. Жалею, что у меня эту книжку кто-то заиграл. Нуда ладно, в электронной форме она будет существовать вечно.
[User Picture]
From:[info]svijaga@lj
Date:August 18th, 2006 - 01:23 pm
(Link)
Я Вам больше про Михайлова скажу. Как-то, отловив на книжной ярмарке, я заказала А. Михайлову статью для одного либерального малотиражного журнала ("Общая тетрадь" - вестник Московской школы политических исследований).

Было это в 2000, что ли, году. И написал заслуженный фсбшник буквально следующее: "Путин сер, невзрачен...". И что-то в этом роде еще на абзац. Так и напечатали.
Вот до сих пор как вспомню, так вздрогну. Шо это было со стороны бывшего директора ЦОС ФСБ(он тогда без работы болтался)? Вольнодумство или недодумство? И не побоялся же, матерый человечище.
[User Picture]
From:[info]nemiroff@lj
Date:February 11th, 2006 - 08:18 am
(Link)
Военные сборы - это ладно. У нас в Тюмени в университетской общаге в мирном быту в начале 1980-х дедовщина цвела! У гуманитариев - неть, а у физиков - вовсю: старшекурсники перовкурсников всячески третировали, использовали на хозяйственных работах - убираться в комнате, чистить картошку - итд.
My Website Powered by LJ.Rossia.org