Журнал Андрея Мальгина - Белаш
July 2nd, 2011
12:39 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Белаш
Был такой фронтовой поэт Юрий Белаш. Собственно, о том, что он поэт, все узнали только в середине восьмидесятых, когда, уже при Горбачеве, его стихи стали печатать. Сначала в "Знамени", потом две книжки вышли. И это понятно, почему раньше они прорваться не могли. Сам Белаш это объяснял так: «я был на той войне, которая была, но не на той, что сочинили позже».

Я был совсем молодым человеком. Стихи его меня своим жестоким реализмом, правдой своей просто перевернули.

Это были очень простые строки. Например, такое стихотворение:

Он мне сказал:
- Пойду-ка погляжу,
Когда ж большак саперы разминируют…
- Лежи, - ответил я, - не шебуршись.
И без тебя саперы обойдутся…
- Нет, я схожу, - сказал он, - погляжу

И он погиб: накрыло артогнем.
А не пошел бы – и остался жив.
___

Я говорю:
- Пойду-ка погляжу,
Когда ж большак саперы разминируют…
- Лежи, - ответил он, - не шебуршись.
И без тебя саперы обойдутся…
- Нет, я схожу, - сказал я, - погляжу

И он погиб: накрыло артогнем.
А вот пошел бы – и остался жив.


Какая-то жуткая печать фатализма лежала на всем этом. Причем, стремясь прорваться к правде, он мог пожертвовать самой структурой стиха - рифмой, размером, чем угодно. Иногда он вдруг вообще переходил на прозу. От этого впечатление было еще более тяжелым.

Стихотворение "Трусость":

Немцы встали в атаку…

Он не выдержал – и побежал.
- Стой, зараза! – сержант закричал,
Угрожающе клацнув затвором,
и винтовку к плечу приподнял.
- Стой, кому говорю?! –
Без разбора
трус,
охваченный страхом,
скакал,
и оборванный хлястик шинели
словно заячий хвост трепетал.
- Ах, дурак! Ах, дурак в самом деле…-
помкомвзвода чуть слышно сказал
и, привычно поставив прицел,
взял на мушку мелькавшую цель.
Хлопнул выстрел – бежавший упал.

Немцы были уже в ста шагах…


Стихотворение "Перекур":

Рукопашная схватка внезапно утихла:
запалились и мы, запалились и немцы, -
и стоим, очумелые, друг против друга,
еле-еле держась на ногах…

И тогда кто-то хрипло сказал: " Перекур!"
Немцы поняли и закивали : "Я-а, паузе…"
и уселись – и мы, и они – на траве,
метрах, что ли, в пяти друг от друга,
положили винтовки у ног
и полезли в карманы за куревом…

Да, чего не придумает только война!
Расскажи – не поверят. А было ж!..
И когда докурили – молчком, не спеша,
не спуская друг с друга настороженных глаз,
для кого-то последние в жизни –
мы цигарки, они сигареты свои, -
тот же голос, прокашлявшись, выдавил:
" Перекур окончен!"


Я ему написал очень подробное письмо. Он не ответил. Тогда я подумал, а что если это письмо опубликовать как рецензию. И напечатал где-то.

Тут он отозвался. Позвал к себе домой. Он жил в однокомнатной квартире в блочном доме где-то в районе Профсоюзной. Жил один. И был очень болен. Кашлял, но курил. Потом я узнал, что у него был рак легких. Запущенный. Лечился он как-то без энтузиазма. И вскоре умер.

Меня позвали на поминки. Родственников там никаких не было. Были друзья. Я никого не знал. Мне дали бумажку, на которой было написано завещание. Первым пунктом было: кремировать и развеять прах, чтобы не было могилы. Одним из последних пунктов он распорядился отдать мне, случайному в общем-то человеку, на два часа появившемуся в его жизни, шкаф с книгами. Что ж, я перетащил все это себе в багажник в машину - и уехал. Не знаю, действительно ли его развеивали. Часть книг - это были его сборники, которые я щедро раздавал всем знакомым несколько лет. А еще - довольно редкое издание: довоенная "Литературная энциклопедия". Первый том вышел в 1929 году, последний в 1939-м, причем все закончилось буквой "Ф". По каким-то причинам заключительный том так и не вышел в свет. Подозреваю, что просто всю редколлегию посадили в полном составе. Однако все страницы, которые должны были быть к этому времени вырваны из вышедших томов (например статья "Бабель" или "Мандельштам"), были на своем месте. На каждом томе была подпись Белаша.

Я редко открывал эти тома. Больше пользовался девятитомной литературной энциклопедией 60-х годов. А сегодня с утра вдруг обнаружил, что кое-где на полях карандашиком, очень бережно, чтобы можно было стереть, комментарии владельца. Любопытные порой. Зачитался. А потом вдруг выпал мне оттуда лотерейный билетик.

51.74 КБ

Новогодний, радостный такой билетик. Он, конечно, его использовал как закладку. Но у меня сегодня было полное впечатление, что это от него какой-то такой странный, как и его стихи, привет с того света.

(56 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]warsh@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:43 pm
(Link)
Респект и уважуха.
[User Picture]
From:[info]paslen@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:45 pm
(Link)
хорошие стихи
настоящие
From:[info]olga_vern@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:48 pm
(Link)
Не знаю что сказать... нет слов.
Спасибо вам.
From:[info]delo_very@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:48 pm
(Link)
Да, такие моменты делают жизнь. Кажется - ерунда, двухчасовая встреча, билетик, а потом только такое и вспоминается почему-то.
From:[info]stepanov8@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:48 pm
(Link)
спасибо, за пост.
From:[info]kirill58@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:48 pm
(Link)
Здорово!
From:[info]p_prokl@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:50 pm

хорошая история

(Link)
Хороша у Вас профессия - людей видеть и о них рассказывать!
[User Picture]
From:[info]chay_fey@lj
Date:July 1st, 2011 - 03:53 pm
(Link)
спасибо Вам
From:[info]ex_ivan_non@lj
Date:July 1st, 2011 - 04:02 pm
(Link)
Самое страшное, что эти стихи были абсолютно непечательны в Совке. Даже у меня, прожившего в нем окаянном, всю свою жизнь, сейчас это в голове не укладывается.
Впрочем, доведись вернуться туда, 30 лет назад и все позабытые условные рефлексы моментально восстановятся.
Начну снова автоматом говорить на совковском метаязыке, читать газеты между строк и чувстовать себя абсолютно ни за что происходящее в стране не отвечающим.
From:[info]maria_nesterova@lj
Date:July 1st, 2011 - 04:06 pm
(Link)
Спасибо, что рассказали, Андрей, очень тронуло.
From:[info]as_on@lj
Date:July 1st, 2011 - 04:18 pm
(Link)
Мой дед по матери был помкомвзвода разведки.
О войне рассказывал только 1 раз, когда я уже выпустился и был офицером (приехали в гости, чуть выпили...)
В двух словах не опишешь, но жуть. Тупо и бездарно гнали людей под огонь.
Преподаватель в академии изучал боевой путь какой-то части и соединения. Карты хоть какие-то в их архиве появились после 43 года. До этого, видно, просто некому было - повыкосили "врагов народа" в среде комсостава...

А заметки на полях напомнили личное - у нас одна нотариус соседствует с библиотекой. Библиотекари выкладывают списанные книги в общем входе. Периодически прихватывал томики "основоположников" и прочих классиков прошлой эпохи.
Потом присмотрелся, а внутри не только листки с пометками, но и на полях. Причем меленьким, каллиграфическим почерком и по тону - ровно ведет с кем-то непримиримым жесткий спор. Так забавно было... какой идиот будет открыто оппонировать тогдашней машине единомыслия...
From:[info]vk_gdety@lj
Date:July 1st, 2011 - 04:43 pm
(Link)
Хорошо написали...
тронуло

Будьте благословенны
From:[info]mindalert@lj
Date:July 1st, 2011 - 04:51 pm
(Link)
Спасибо
From:[info]nadezdanadezda@lj
Date:July 1st, 2011 - 04:58 pm
(Link)
Андрей, спасибо, что вспомнили хорошего и честного человека. Я тоже знала Юрия Белаша, он приходил в журнал "Октябрь", мы подолгу разговаривали и мне даже удалось напечатать два или три его стихотворения. Но только не помню -в "Октябре" или в "Дне поэзии", где я была составителем. И то и другое могло иметь место, но... не позже 1982 года. А книга его в "Совписе" действительно увидела свет при Горбачеве.
Что касается "Литературной энциклопедии", то она вышла не только без последнего, 12го тома, но и без 10 тома, который был уже подготовлен,но рассыпан, "зарезан". Причиной явилась статья "Сталин", занимавшая значительную часть этого тома. Кстати, если посмотреть на редколлегию, то и она между 9-ым и 11-ым томами - уполовинилась, а к 12-му ее, видимо,и совсем не стало. Сменилось и издательство. Первые девевять (и 10-ый, очевидно) - это "Советская энциклопедия", а 11-ый - уже "Художественная литература".
From:[info]nmishin@lj
Date:July 1st, 2011 - 05:09 pm
(Link)
спасибо за стихи честные
отлично, прямо без увиливания
и как жизненно обязательно прочту его еще
From:[info]viktor_ch@lj
Date:July 1st, 2011 - 10:56 pm
(Link)
Прочитал вашу оценку стихов Юрия Белаша, и решил предложить вам фрагмент (первые строфы) из моей поэмы "Религия и сталинизм"
http://30-70.ru/religiya_i_stalinizm.php
Пишу тоже без рифмы, и ритм сбивается, но искренне.

– * –
Лжецам во лжи объединиться проще –
с давних пор это известно.
Правдолюбцы же – те всё более поодиночке.
– * –
Ложь, как правило, проста – легко принять её.
Она, красива, интересна,
душу греет обещаньями своими.
А поскольку обещает многое,
она своих адептов объединяет крепко
на сторону свою,
она становится единой с ними.
– * –
Да – ложь едина!
Она объединяет – в этом её сила.
А вот единой, абсолютной правды нет.
Есть лишь поиски её,
попытки те пути нащупать,
что к истине ведут.
Искатель каждый
находит лишь её частицу,
при этом полагая часто,
что целиком её нашёл.
В защите найденной частицы правды
воспринимать он может искателей других
как соперников своих...
– * –
From:[info]nmishin@lj
Date:July 2nd, 2011 - 11:21 am
(Link)
здорово, почитаю
[User Picture]
From:[info]monitor25@lj
Date:July 1st, 2011 - 05:10 pm
(Link)
Спасибо!
From:[info]vir77@lj
Date:July 1st, 2011 - 05:23 pm
(Link)
Спасибо
From:[info]angevine_russe@lj
Date:July 1st, 2011 - 05:51 pm
(Link)
Хорошо написали. Горько.
Только не стихи это. Рифмы. Они тоже имеют право на существование, но не несут в себе образов. Что вижу, о том пою.
From:[info]angela_hayes@lj
Date:July 1st, 2011 - 06:48 pm
(Link)
вот афигеть - ну прям белинский - "не стихи" "не несут в себе образов" - да тут сплошные образы - в каждом слове - и "поет" то он как раз о том - чего вы не видели и никогда славабогу наверно не увидите - "право на существование" вы его стихам даете - да это вот он вам дал право на существование - н-а-с-у-щ-е-с-т-в-о-в-а-н-и-е
From:[info]angevine_russe@lj
Date:July 2nd, 2011 - 07:48 am
(Link)
Ух! Обличили! Пламенная Вы наша. Речь не о содержании, а о поэтичности. Но в любом случае, это все субъективно. Рифма не делает стихи. И даже драмматический сюжет не делает рифму стихами.
From:[info]angela_hayes@lj
Date:July 2nd, 2011 - 01:43 pm
(Link)
поэтика - дело растяжимое - вон лихачев видел поэтику в повести временных лет - а помне так нет там никакой поэтики - а насчет стихов - мне всегда казалось - что рифма здесь вообще непричем - вомногих языках рифмы в стихах нет в принципе - и что

человек назвал свое творчество стихами - невижу повода отказывать ему в этом праве...
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 1st, 2011 - 11:59 pm
(Link)
Еще какие образы несут.
From:[info]angevine_russe@lj
Date:July 2nd, 2011 - 07:50 am
(Link)
Прямые образы. Не знаю, для меня стихи напоминают музыку - четких картинок там нет. Там эмоции созданы не деталями. Но все мной сказанное никак не относится к самому Белашу и сюжету
[User Picture]
From:[info]phorror@lj
Date:July 2nd, 2011 - 02:09 am

Белаш - поэтам-милиционерам

(Link)
Поэт не может быть ортодоксален.
Поэт ортодоксальный - не поэт.
Он должен быть достаточно скандален, -
тогда он - то что надо, он - поэт

Он должен ненавидеть лицемеров,
составленные ими буквари, -
долой поэтов-милиционеров!
Да здравствуют поэты - бунтари!
From:[info]windysand@lj
Date:July 1st, 2011 - 10:07 pm
(Link)
Спасибо!
Жаль, не знал его раньше
From:[info]uppsss@lj
Date:July 1st, 2011 - 10:33 pm
(Link)
Литературная энциклопедия крайне интересный артефакт. Отец её купил на инженерные сээкономленные деньги, в Харькове, году в 84, в идеальном состоянии. Действительно, никаких вырванных страниц. Он довольно много с юмором рассказывал, почему купил её, действительно, содержание выглядело по тем временам несколько странноватым. Ну а перечень фамилий как в редколлегии, так и в самой энциклопедии, казался вообще антисоветчиной.
From:[info]balasko@lj
Date:July 1st, 2011 - 10:43 pm
(Link)
Спасибо, Андрей. Стихи потрясающие. Я открыла для себя нового поэта.
«я был на той войне, которая была, но не на той, что сочинили позже» для меня "та" война, которая была - эта книга "У войны не женское лицо"
[User Picture]
From:[info]roving_wiretrap@lj
Date:July 1st, 2011 - 11:34 pm
(Link)
Потрясающе. Спасибо за рассказ.
From:[info]sea2007su@lj
Date:July 1st, 2011 - 11:39 pm
(Link)
Первый стих особенно глубоко запал. Постоянная русская рулетка, от которой отказаться невозможно. Только выбор не между жизнью и смертью, а всего лишь выбор места для упокоения.

[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 2nd, 2011 - 12:00 am
(Link)
Причем ты уверен, что ты выбираешь, где умереть. А выбирают за тебя.
From:[info]sea2007su@lj
Date:July 2nd, 2011 - 12:01 am
(Link)
Да.
From:[info]ilyadonskov@lj
Date:July 2nd, 2011 - 12:03 am
(Link)
спасибо, хорошие стихи, очень натуральные. не приглаженные
From:[info]finskirobot@lj
Date:July 3rd, 2011 - 04:27 pm
(Link)
Прекрасно и печально. спасибо за этот пост. Вы правильно сделали, что написали об этом человеке.
[User Picture]
From:[info]mimo_mima@lj
Date:July 2nd, 2011 - 12:32 am
(Link)
спасибо
[User Picture]
From:[info]loikozobar@lj
Date:July 2nd, 2011 - 01:03 am
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:[info]depesha@lj
Date:July 2nd, 2011 - 01:24 am
(Link)
по этой теме "наши" или "молодая гвардия" в своих популистских целях заставляют своих членов фикировать воспоминания участников войны. интересно, будут ли публкиковать и в обрезанном или нет виде
From:[info]globallib@lj
Date:July 2nd, 2011 - 02:19 am
(Link)
Первое, из здесь выложенных, это что-то!
From:[info]semonsemenich@lj
Date:July 2nd, 2011 - 02:35 am

Стихотворение "Перекур":

(Link)
Млин... "Илиада". Богоравные... (И мы, и они...)
Экранизировать срочно... Впрочем, он прав: не поверят...
[User Picture]
From:[info]malder_21@lj
Date:July 2nd, 2011 - 04:18 am

Re: Стихотворение "Перекур":

(Link)
Уже экранизировано. Есть фильм о футбольном матче между окопами Первой мировой. Но стихотворение, действительно, замечательное.
Да. Фильм снят по реальным событиям
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественское_перемирие
[User Picture]
From:[info]leo_nardo@lj
Date:July 2nd, 2011 - 02:43 am
(Link)
вспомнился "Гуру" Веллера
From:[info]3rd_world_kid@lj
Date:July 2nd, 2011 - 04:04 am
(Link)
спасибо. "перекур" потряс.
From:[info]volzhanochka@lj
Date:July 2nd, 2011 - 04:34 am
(Link)
спасибо за пост. За душу взяло.
А по поводу войны, которую сочинили: мама рассказывала, что первые фильмы о войне, шедшие в кинотеатрах (типа где наш фашисту пинок под зад дал и убежал), даже до середины не досматривали - плевались и уходили.
From:[info]platero2@lj
Date:July 2nd, 2011 - 06:06 am

настоящее

(Link)
Бьёт наотмашь , выбрасывает на передовую , как когда-то это

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.
Ион Деген
[User Picture]
From:[info]bel_ok@lj
Date:July 2nd, 2011 - 09:57 am

Re: настоящее

(Link)
Евтушенко хорошую антологию поэзии XX века вел в перестроечном "Огоньке" Много имен и много хороших стихов воскресил
From:[info]platero2@lj
Date:July 2nd, 2011 - 11:44 am

Re: настоящее

(Link)
Спасибо . Посмотрю , есть ли в инете .
[User Picture]
From:[info]constantiner@lj
Date:July 2nd, 2011 - 08:03 am
(Link)
Невероятно хорошие стихи. Даже не верится, что тогда так могли писать.
[User Picture]
From:[info]66george@lj
Date:July 2nd, 2011 - 09:21 am
(Link)
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 2nd, 2011 - 10:09 am
(Link)
Да, это известное стихотворение. Не уверен, что оно было напечатано при его жизни. А вообще к Гудзенко военная цензура не очень цеплялась, потому что он был зятем генерала армии Жадова.
[User Picture]
From:[info]bel_ok@lj
Date:July 2nd, 2011 - 09:56 am
(Link)
Хорошие стихи
From:[info]ext_480085@lj
Date:July 2nd, 2011 - 11:44 am

ЭТО О НИХ

(Link)
"Кто возьмет билетов пачку - тот получит водокачку". Меня в 1984-м как раз из аспирантуры исключили. Разгул черненковщины, "усиление контрпропаганды".
[User Picture]
From:[info]jeanix@lj
Date:July 2nd, 2011 - 01:35 pm
(Link)
— Товарищ полковник! Там снайпер. Пройти невозможно.
— Давайте проверим: пошлите солдата.
— Вы убедились, товарищ полковник?
— Пошлите второго: возможно, случайность.
— Товарищ полковник!..
— Пошлите и третьего: для подтверждения.

— Ну что вы молчите, комбат?
- Вы правы: там снайпер.

/Ю.Белаш/
[User Picture]
From:[info]lugerovski@lj
Date:July 3rd, 2011 - 03:11 am
(Link)
Я тоже получил посмертный привет от Юрия Белаша

http://lugerovski.livejournal.com/410606.html
From:[info]ext_375099@lj
Date:July 3rd, 2011 - 04:16 pm

Белаш и ЛЭ

(Link)
Андрей, вообще-то я всегда Вам доверяю, читая посты. но сейчас две поправки: Белаша я тоже знал и печатал в ЛГ либо в 80, либо в 81, ибо с 1982 уже не работал в редакции. Вряд ли это мне померещилось. Вторая еще более проверенная поправка насчет ЛЭ. Вышло не 9, а 10 томов. Нет 10 и 12. но 11 существует. я его только что потрогал руками. кстати, вёрстку 10 тома (там дело в Цветаевой) я видел в 60-х у Е Ф. Никитиной (Никитинские субботники). возможно, в её музее она цела до сих пор.
From:[info]kristiholms@lj
Date:July 4th, 2011 - 08:56 am
(Link)
для меня правда о войне началась с Вячеслава Кондратьева.Многое уже не будет опубликовано.И все же надежда есть.Спасибо.
My Website Powered by LJ.Rossia.org