Журнал Андрея Мальгина - Войнович
September 25th, 2012
04:31 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Войнович
Завтра Владимиру Войновичу исполняется 80 лет. Не знаю, поздравит ли его руководство страны, но орден, думаю, точно не вручат. А если вручат, вопрос еще, примет ли он его (вспомним случай с Любимовым). Войнович гениально предвидел в "Москве 2042" Москву 2012 года, вплоть до деталей, и там в Кремле, об этом прекрасно знают. Мне иногда кажется, эта книга лежит там у них в качестве инструкции.

В 1987 году Владимир Войнович опубликовал эссе "Борьба лысых и волосатых", в котором установил закономерность в смене правителей в СССР: лысый Ленин - волосатый Сталин - лысый Хрущев - волосатый Брежнев - лысый Андропов - волосатый Черненко - лысый Горбачев". Жизнь сама продолжила эту закономерность, как будто Войнович открыл некий важный закон исторического развития: "Волосатый Ельцин - лысый Путин - волосатый Медведев - лысый Путин..." Тут, похоже, будем буксовать.

Я познакомился с Владимиром Николаевичем в 1990 году. Хотя история знакомства началась несколько раньше.

То ли в 1988, то ли в 1989 году, когда я работал в газете "Неделя", у меня стали накапливаться тексты, которые я нигде не мог напечатать. Даже для "Огонька" и "Московских новостей", как мне говорили их главные редактора, они были слишком смелыми. Хотя это были тексты вовсе не о политике, а о литературе: статья о порядках в Союзе писателей и статья о советском плагиаторе В.И.Лебедеве-Кумаче. Кто-то из писателей-перестройщиков, отправляясь в Мюнхен к Войновичу, предложил мне отослать ему рукописи. "Он что-нибудь придумает".

Я никак не ожидал, что уже через пару дней у меня на кухне в Сокольниках раздастся звонок и я услышу голос самого Войновича. С помощью каких-то иносказаний он спросил, не буду ли я возражать, если мои тексты прозвучат на "Свободе". Я ответил, что совершенно не буду возражать. Тогда он еще раз уточнил: понимаю ли я, что могут быть последствия? Я легкомысленно отмахнулся и за псевдонимом скрываться не собираюсь.

Надо сказать, что в тот момент "Свободу" еще глушили (глушение, если не ошибаюсь, отменили в конце 1989 года), КГБ никуда не делось, и открыто сотрудничать с вражеской радиостанцией решались не многие. Я помню только Юрия Митюнова и Дмитрия Волчека; Дейч появился одновременно со мной; Виталий Портников, Михаил Соколов, Анатолий Стреляный пришли годом позже. Однако к тому моменту меня уже дважды выгоняли, ломая карьеру (один раз из Польши, где я учился, второй раз из "Литгазеты"), и я к возможным очередным неприятностям относился философски.

Обе мои статьи прозвучали на "Свободе" в шикарном 50-минутном воскресном формате, их прочитал Юлиан Панич, а режиссер Денис Пекарев мастерски снабдил музыкальным сопровождением. Это были почти что мини-спектакли (у меня, кстати, они записаны на пленку, может выложу как-нибудь). А потом у меня появился редактор - Сергей Юрьенен, и я стал делать для него сюжеты почти ежедневно. Что мне очень понравилось: во-первых, щекотало тщеславие, а во-вторых, где-то откладывались совершенно фантастические для того времени гонорары. Правда, получить их можно было только лично, то есть за границей.

В марте 1990 года прошли выборы в Верховный Совет РСФСР и Моссовет. Я баллотировался в Моссовет от Сокольников, и, хотя я активно печатался в советских газетах, избиратели, как выяснилось, меня знали главным образом как человека, вещающего на волнах "Свободы". Потому что "Свободу" слушали все. И в довольно жестких условиях я тогда на своем участке выборы выиграл. Потом я поехал в Берлин к моему приятелю Бродовскому (нас вместе выслали из Польши в 1980 году) и там обнаружил, что в связи с объединением двух Германий и двух Берлинов, теоретически могу сесть в поезд и, не пересекая всяких границ, приехать в Мюнхен за деньгами. Что и было сделано. Мы настолько не верили с провожавшим меня на вокзале художником Д.Врубелем в успешность авантюры, что напились на Ostbahnhof самым непотребным образом, с каким-то бомжами. Тем не менее поезд благополучно довез меня в сидячем вагоне до Мюнхена, где на перроне уже встречали Савик Шустер и Сергей Юрьенен (гость из СССР на станции в тот момент еще был редкостью, но уже через год они повалили потоком).

Естественно, первое, что я сделал, - позвонил Войновичу. Он позвал к себе. Жили они с семьей за городом. Сначала я ехал на какой-то электричке с пересадкой, он встретил на платформе и дальше вез на машине. Посидели довольно долго. Я познакомился с его женой Ириной Даниловной, очень ярким и умным человеком. Потом, кстати, я не раз советовался с ней по разным вещам, далеким от литературы, и неизменно получал весьма толковые и тактичные советы. Кроме того, у Ирины Даниловны был безупречный литературный вкус и она обратила мое внимание не нескольких авторов, которых я потом печатал сначала в "Неделе", потом в "Столице". Во время разговора Войновичи сообщили, что собираются ехать в Москву. Посоветовались по этому поводу. Поговорили еще об экранизациях Чонкина: одна готовилась на Западе, другая - в СССР (собирался снимать Э.Рязанов, но генералитет встал на дыбы и проект так и не состоялся). Я рассказал им о случае, произошедшем за пару месяцев до того.

Дело было летом. Семья у меня сидела на даче, а я скучал в городе. Вдруг раздается звонок от одного моего однокурсника, что не против ли я, если он подъедет со своей девушкой (переводчицей с "Мосфильма"). Я сказал, что не против, вышел купил водки, а так как закуску в магазинах было купить невозможно (магазины были пусты), притащил с Рижского рынка две авоськи с фруктами. Приехали они втроем: был еще с ними какой-то парень-иностранец, актер, к которому как раз эта переводчица была прикреплена и от которого не успела отделаться. Мне его лицо показалось смутно знакомым. "Том Хольц" - сказал он, протягивая руку. Господи, да он же играл Моцарта в фильме Милоша Формана "Амадей"! Вот это сюрприз. (Сейчас его в русских интернетах называют Том Халс). Оказывается, он как раз снимался в Москве в фильме Андрона Кончаловского "Киномеханик Сталина" (к моменту проката фильм переименовали в "Ближний круг").

Мы замечательно провели несколько часов, пришлось выбегать за второй бутылкой, потом за третьей. Сразу же выяснилось, что Том страшно интересовался Чонкиным. У него при себе была книжка Войновича по-английски, уже довольно зачитанная, целые сцены он знал наизусть. Время оо времени он требовал от нас переводить с английского реплики Чонкина на русский и пытался на разные лады сценки с этими репликами сыграть. Мы в меру сил ему ассистировали, изображая других персонажей. Это было нетрудно: я, например, Чонкина знал почти наизусть. Выяснилось, что перед отъездом в Москву Том встречался с Форманом, и Форман ему сообщил, что собирается ставить "Чонкина" и сразу предложил ему главную роль. Что неудивительно: "Амадей" с Хольцем как раз получил три премии "Оскар".

Забегая вперед, скажу, что у голливудского продюсера Абрахама, купившего права на экранизацию, все-таки с Милошем Форманом что-то не срослось и фильм в конечном итоге поставил другой чешский режиссер Иржи Метцель, причем с русскими актерами. Но тогда Том Хольц(Халс) был в полной уверенности, что после работы с Кончаловским ему предстоит сыграть еще одного русского. Материал ему страшно нравился.

О чем я и рассказал Войновичу в Мюнхене.

Вскоре мы увиделись еще раз. В Вашингтоне, где он прожил год на каком-то гранте (по-моему, связанным с написанием третьей, "американской" части "Чонкина"). Ирина Даниловна с дочерью остались в Германии, он жил один, мы с женой в его квартире обосновались на пару дней. В один из этих дней от отвез меня к Аксенову, они были большие друзья, а я с Аксеновым знаком не был. А однажды Войнович удивил меня тем, что показал дом (в сотне метров от того, где он жил в Вашингтоне) и сказал, что вот в нем проживает персонаж его книги "Иванькиада" - кагэбэшник Сергей Сергеевич Иванько! То есть какой же замысловатый крюк совершила судьба, снова столкнув этих людей вместе спустя столько лет на противоположном конце земного шара. Я потом выяснил, что после того, как вышла скандальная "Иванькиада", Сергею Сергеевичу пришлось поменять творческий псевдоним, и, например, вышедшая в серии ЖЗЛ книга "Теодор Драйзер", хоть и подписана "Сергей Батурин", на самом деле написана Сергеем Иванько.

Вообще в Америке Войновича издавали много, переводили охотно. Довлатов рассказывал, что однажды повел Войновича по его просьбе в копировальную мастерскую снять копии с нескольких документов. Работник мастерской вгляделся в Войновича и спросил: "Войнович?" Тот радостно толкнул Довлатова: "Видишь? Меня узнают!" Увы, оказалось, было сказано: "One of each?" ("Каждого по одному?"), на слух похоже на "Woynovich".

Войнович приехал в Москву в конце того же, 1990-го года. Формальным поводом была премьера фильма "Шапка", снятого режиссером Воиновым. В августе Горбачев издал указ, которым вернул советское гражданство многим уехавшим диссидентам, и Войнович приехал на премьеру "Шапки" по приглашению перестроечного Союза кинематографистов. В Москве мы, конечно, несколько раз увиделись, я старался как мог, чтобы его визит не прошел незамеченным для СМИ. Включил его в редколлегию журнала "Столица", лично обзванивал знакомых журналистов из разных изданий, чтобы они не упустили взять у него интервью.



Считается, что у Войновича тяжелый характер. В качестве примера обычно приводят историю с Солженицыным. Дело в том, что когда Войнович приехал в эмиграцию, он рассчитывал первым делом объехать издательства и получить с них гонорары за все многочисленные издания его книг, которые там вышли. Но это оказалось не так просто. Издательства юлили и врали, но денег не давали. Юрист, которому Войнович в свое время поручил какие-то деньги аккумулировать у себя, ушел в несознанку, деньги зажал. Особенно хорошо нажился на Войновиче Никита Струве: его издательство YMCA-Press не только выпустило огромным тиражом "Чонкина", но и бойко торговало правами на переводы. Владимир Николаевич сгоряча заявил Струве, что подаст на него в суд. Дальнейшее приведем со слов самого Войновича:

"...И вдруг звонит мне в Германию Юрий Штейн. Который считается родственником Солженицына, поскольку его жена Вероника Туркина приходится бывшей жене Солженицына Наталье Решетовской двоюродной сестрой.
- Слушай, я тут был у Исаича в Вермонте, а к нему как раз приехал Струве и жаловался на тебя, что ты собираешься подать на него в суд. Так вот Исаич просил меня передать тебе его мнение. Он мне его продиктовал и хочет, чтобы ты его записал. У тебя карандаш и бумага есть? Записывай.
Я сказал: "записываю", хотя делать этого не собирался. О чем потом пожалел. Все-таки документ следовало бы сохранить в подлинном виде. Но я не записал и воспроизвожу по памяти. Послание никакого обращения не содержало. Ни имени-отчества, ни просто имени и уж, конечно, принятого эпитета вроде "дорогой" или "уважаемый", а начиналось прямо со слова "стыдно". "Стыдно русскому писателю судиться с издателем из-за гонораров". И что-то еще в этом духе, кратко, грубо и выразительно...
- А у тебя есть бумага и карандаш? - спросил я вкрадчиво Штейна.
- Есть! - отозвался он по-военному.
- Тогда запиши мой ответ. Приготовился?
- Приготовился.
- Пиши...
Мой ответ был тоже кратким и очень невежливым. Меня потом некоторые люди спрашивали, как же это я посмел? А вот так и посмел.


Если не ошибаюсь, ответ Солженицыну был таким: "Иди ты на хуй!" Если я в каком-то слове тут ошибся, литературоведы меня поправят.

Потом вышла книга В.Войновича "Москва 2042" и все, конечно, узнали в Сим Симыче Карнавалове Солженицына. В рукоподаваемых кругах на Войновича обрушился просто вал критики. Даже такие умные люди, как мать и дочь Чуковские, обвинили его в том, что он написал "Москву 2042" специально, чтобы отомстить за "Стыдно русскому писателю..."

Ситуация, кстати, мне очень знакомая. Когда вышла моя книжка "Советник президента", тут же стали появляться публикации, где сообщалось, что единственная причина, по которой я взялся за перо, были какие-то материальные разногласия с изображенным в книге писателем Приставкиным.

Сейчас, по прошествии лет, мы видим, насколько гениален оказался Войнович, описывая в своей антиутопии российское общество будущего. И "отец Звездоний" - это же вылитый патриарх Кирилл, просто до мельчайших деталей сходство. А правитель России, участник Августовской революции, герой Бурят-Монгольской войны, Гениалиссимус, бывший генерал КГБ, свободно говорящий по-немецки, - Лешка Букашев! Понятно, кто это?

Войновичу вдогонку даже пришлось целую книгу писать, объясняя свое отношение к Солженицыну и что нельзя искать у персонажа литературного произведения стопроцентный прототип. Кстати, в этой книге он пишет, что американская организация "Интернейшнл Литерари Сентер", созданная специально для закупки и распространения книг, запрещенных в Советском Союзе, отказалась распространять "Москву 2042", потому что в ней - пародия на Солженицына. Однако я был в Нью-Йорке на складе этого "Интернейшнл Литерари Сентер", и мне "Москву 2042" собственноручно выдала работавшая там жена упомянутого выше Юрия Штейна. Издательство "Ардис".

Наши отношения с Владимиром Николаевичем охладели после следующего случая.

Он уже переехал в Москву, в Астраханский переулок. Однажды я к нему зашел и он предложил мне некий автобиографический кусок из каких-то более пространных мемуаров, которые готовились в одном из толстых журналов. Он хотел напечатать этот кусок в "Столице" до выхода толстого журнала. Мы такие вещи обычно не делали, понимая, что за ними стоит желание автора получить два гонорара за одно и то же. Ладно бы еще фрагмент из книги. Но предложенный текст был настолько хорош, что я без колебаний сообщил автору, что будем печатать. Проблема была только в одном: даже выбранный автором фрагмент был слишком большим для нашего тонкого еженедельника. Я отметил на полях то, что на мой взгляд, можно было безболезненно сократить без ущерба для общего смысла, и отослал автору.

Увы, тогда я еще не знал, насколько болезненно автор относится к истории его якобы отравления во время беседы с кагэбэшниками в конспиративном номере гостиницы "Метрополь". Вся история показалась мне довольно сомнительной, высосанной из пальца и подрывающей доверие к автору. Не было объяснено, например, зачем он вообще отправился на эту встречу, зная, куда идет. С другой стороны, зачем им подсовывать ему отравленную сигарету? Хотели убить? Почему ж не убили? Хотели бы - убили бы. А если не хотели, о чем речь вообще. Хотели испугать? Так ведь не испугали же. Как такого испугаешь: он тут же пресс-конференцию провел для иностранных журналистов. Дома заболела голова? Ну что ж, бывает, не каждый день тебя гэбэ прессует, переволновался - вот и заболела. Автору я эти все соображения высказал предельно мягко, главным образом мотивировал необходимостью сократить длинный текст. Ну ладно, хочется автору продемонстрировать свою мнительность, пожалуйста, хозяин барин, но ведь можно это сделать на одной странице, а не на тридцати.

А надо сказать, я был и остаюсь редактором старой закваски. Это сейчас принято отправлять в печать все так, как написано, в лучшем случае исправляя орфографические ошибки, а то и не исправляя даже. А раньше принято было, чтобы редактор работал с автором над текстом, играя роль заинтересованного читателя, учитывая, в частности, формат издания. И, кстати, так и делала, судя по воспоминаниям, Ася Берзер, любимая редакторша Войновича из "Нового мира". К сожалению, мои советы были восприняты Владимиром Николаевичем в штыки. И даже прозвучало чуть ли не обвинение в том, что я нахожусь по одну сторону баррикад с теми, кто пытался дать ему отравленную сигарету. Тут уже я имел право обидеться.

И уже сколько лет прошло (наверное, двадцать), а он в каждом практически интервью подробнейшим образом рассказывает про эту кагэбэшную сигарету, от которой ему стало плохо. При этом Войновича ведь действительно до момента отъезда прессовала гэбуха. По-настоящему. Отключили телефон, перехватывали письма, днем и ночью по пятам открыто следовала наружка, вслух, не таясь, угрожали самому, угрожали родным. Не говоря о том, что отовсюду исключили и не давали публиковаться. И вообще жизнь была полна приключений, на фоне которых эта сигарета не совершенно меркнет.

Кстати, не все знают, что Войнович - автор примерно 40 песен, которые звучали по Всесоюзному радио в начале шестидесятых годов. Он сам в это время работал на радио, и от него я узнал, что у моего покойного тестя, который там в те же годы был каким-то начальником и которого он хорошо знал, была кличка "Мрак Эммануилович". Забавно. Мир все-таки тесен. В 1972 году Войнович издал в серии "Пламенные революционеры" роман о Вере Фигнер, террористке, участнице двух покушений на Александра II. Она там у него весьма положительный персонаж. При этом антисоветский "Чонкин" уже был написан, что интересно.

Некоторые песни на стихи Войновича:



(128 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]vovapub@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:36 am
(Link)
Спасибо. очень интересно. Больше всего мне понравилось про редактора Юрьенена. И как он встречал в Мюнхене на вокзале.
From:[info]pesni_larina@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:09 pm
(Link)
Если будем буксовать на лысом, то застрянем в черепе.
From:[info]greenapril@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:45 am
(Link)
Спасибо за интересный рассказ.
очень люблю Войновича и как раз сейчас перечитываю "Москва 2042" (совпадение, наверное.) Пророк )
Сердечно поздравляю с юбилеем!
From:[info]stb_mr@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:46 am
(Link)
Я прочитал "Москву 2042" после шикарной "Алой ауры протопарторга" Лукина. Так что впечатление было отрицательное. Лукин, однозначно переплюнул Войновича во всем.

"Как и всякий опытный политик, Партиарх Лыцкий Порфирий исповедовал старое правило: карать немедленно — и только невиновных. Виновные — они ведь никуда не денутся, придет со временем и их черед. Не век же им быть виновными-то…"

"Борхес, ссылаясь на свидетельство Блаженного Августина, утверждает, что в конце IV века люди перестали сопровождать чтение голосом… Мы же, ссылаясь на Николая Васильевича Гоголя, утверждаем, что примерно с середины XIX столетия чтение не сопровождалось уже и мыслительными процессами… Хотя, возможно, данный качественный скачок произошел у нас много раньше. Когда человек читает молча, не шевеля губами, это заметно всем и каждому. Но подметить, что читающий к тому же еще и мозгами не шевелит, мог только Гоголь с его поистине дьявольской зоркостью…"

"Разве сможет какой-нибудь средний заурядный дурачок достичь той высокой степени идиотизма, за которой доверие избирателей к своему депутату становится поистине безграничным?.."

"Комсобогомольцы — коммунистический союз богобоязненной молодёжи."
From:[info]satan_klauz@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:59 am
(Link)
Я тоже так прочитал, но всё же Войнович мне как-то больше понравился. Может, потому, что Лукина я читал чорт знает когда, а Войновича года 4 назад всего.
From:[info]bumblebeat@lj
Date:September 25th, 2012 - 03:48 pm
(Link)
Молодца! Сравниваете вторичный продукт с оригинальным. Лукин написал свой роман намного позже, фактически стырив идеи и стиль у Владимира Войновича.
From:[info]stb_mr@lj
Date:September 26th, 2012 - 11:06 pm
(Link)
Да ничего подобного!
Единственное, что "спер" Лукин, это словечко "перезвездиться".
В остальном - общего ничего нет.
И темы разные, и стиль разный, и антураж - совершенно разеный, и политические
взгляды авторов, отраженные в романах абсолютно разные.
Если у Войновича коммунизм - абсолютное зло, а капитализм - относительное добро, то у Лукина и капитализм, и коммунизм - зло в одинаковой степени.
From:[info]status_constr@lj
Date:January 22nd, 2013 - 03:09 am
(Link)
прочел, спасибо за наводку

идеи у Лукина, может, интереснее (современнее... тривиальнее по нынешним временам?), а писатель он никакой и в литературном отношении не годится в подметки Войновичу

тоже мне открытие - Запад, оказывается, "тоже" не идеален

разумеется, он эпигон - очень незрелый, слабенький, тонкокишечный эпигон

литературный филя киркоров

киркоров тоже современнее и "продвинутее" Лемешева и Козловского
From:[info]greenapril@lj
Date:September 26th, 2012 - 06:22 am
(Link)
ни кто не победил )
последний раз читала лет 10 назад, сейчас жео перечитыВАЮ (написала же)
463 стр. из 649ти в эл.книге.
дочитаю и дословно отчитаюсь!
[User Picture]
From:[info]alexvadim@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:45 am
(Link)
"Автопортрет" - шикарный мемуарный кирпич, все друзья-приятели попадают под веселый и злой каток войновичевской иронии. Того же уровня и о том же времени разве что воспоминания художника Валентина Воробьева.
From:[info]doctorbolik@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:50 am
(Link)
Да, крайне интересно.
Ну что ж, все живые люди, то, что ссорятся - нормально, как не ссориться.
Ну, а что у Солженицына был комплекс мессии - давно известно. Одна его злобная критика Бродского чего стоит я оторопел, когда читал.
From:[info]bor_odin@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:57 am

Это ж надо!

(Link)
Очень познавательно. Мне почему-то Войнович казался мягким, остроумным человеком.
Кстати, Солженицицын, как я понимаю, сам не бедно жил на свои гонорары.
[User Picture]
From:[info]imfromjasenevo@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:01 am

Re: Это ж надо!

(Link)
В.В. судя по его мемуарам прежде всего очень умный и желчный человек, а остроумный только третье
From:[info]stb_mr@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:38 am

Re: Это ж надо!

(Link)
Весьма небедно.
From:[info]bor_odin@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:29 pm

Re: Это ж надо!

(Link)
В принципе, имеет право, он много написал. Но зачем другим мешать? Тем более, что для писателя гонорары - основной доход.
From:[info]handehoch@lj
Date:September 26th, 2012 - 07:13 am
(Link)
В человеческом общении — да, такой он и есть.
Но на личную обиду многие реагируют болезненно, что же тут странного
From:[info]uppsss@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:59 am
(Link)
Ну вроде бы госпремию в 2001 г. гарант ему вручал. Может и в этом заблажит.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:08 am
(Link)
Не хотелось портить пост этим фото, но в комментах можно:

From:[info]mamalinam@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:45 pm
(Link)
Андрей, в связи с вышеизложенным у меня появилось предположение: Московское издательство "Русский путь", основанное Солженициными - не филиал "Имка-пресс"?
From:[info]ext_1220637@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:00 pm
(Link)
Не страшно, даже полезно, это напоминание нам всем о нашей благоглупости... Насколько я помню, в штыки этого восприняли только настоящие ультрас, вроде Валерии Ильиничны...
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:18 am
(Link)
[User Picture]
From:[info]chele_sta@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:07 am
(Link)
Спасибо. Очень интересно.
[User Picture]
From:[info]lsoroka@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:12 am
(Link)
Да, очень интересно. А книгу Войновича "Антисолженицын" (названия не помню) когда-то прочёл залпом. Всему поверил. Как это знакомо и по другим ситуациям ханжеским.
[User Picture]
From:[info]vadim_i_z@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:27 am
(Link)
"Портрет на фоне мифа".
[User Picture]
From:[info]lsoroka@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:30 am
(Link)
Да, точно, спасибо! Помнится такое карманное издание, мне его продавщица книжного дала на день почитать :)
[User Picture]
From:[info]e0stre@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:31 am
(Link)
"Портрет на фоне мифа"
[User Picture]
From:[info]lsoroka@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:37 am
(Link)
Уже выяснили выше :) Но всё равно спасибо!
[User Picture]
From:[info]zloy_alex@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:33 am
(Link)
Спасибо, очень интересно!
From:[info]moidodblr@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:34 am
(Link)
= волосатый Медведев - лысый Путин..." Тут, похоже, будем буксовать. =

Навальный пока достаточно волосат.
[User Picture]
From:[info]salamatik@lj
Date:September 25th, 2012 - 07:42 pm
(Link)
Было бы здорово, если бы Навальный стал президентом в следующем году!
[User Picture]
From:[info]eugraf@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:46 am
(Link)
Только не Александр, а Анатолий Стреляный.
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:50 am
(Link)
песни все помню прекрасно
From:[info]maxfox@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:52 am
(Link)
"для инотсранных журналистов." - это намеренно?
Первый пятитомник, вышедший в России, прочитал от корки до корки. Чонкин, конечно, бесподобен. В одной автобиографической вещи о своей бурной молодости ВН рассказывает, что в забитом друзьями купе вагона, находясь на верхней полке с какой-то своей знакомой, он ещё по-тихому и влечение своё удовлетворил. Вот сколько езжу в поездах, никак не могу представить, как он умудрился это сделать? Хоть бы мастер-класс провёл :-))
From:[info]ingermann@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:52 am
(Link)
Гениальный писатель, в "Москве-2042" провидец... Дай Бог ему всего самого доброго!
From:[info]bars_999@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:55 am
(Link)
-путин, а нука сбрил усы нахрен!
[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:02 am
(Link)
спасибо, очень сочно написали.
кстати, многие и достаточно умные экс-соотечственники, при разговоре - "а что не приезжаете?" на полном серьезе опасаются ки-джи-би.
:-)
простые смертные, 2010-12 гг., а страх остался
[User Picture]
From:[info]neuraum@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:02 am
(Link)
Интересно (и живо написано), спасибо.
From:[info]maikl_712@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:04 am
(Link)
Прекрасный рассказ! Спасибо!

Поправьте только в третьем абзаце снизу опечатку - "играя роль заинтересованного чиТАтеля", думаю так, не Учителя.
From:[info]wken@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:04 am
(Link)
Поправьте, пожалуйста: Анатолий Стреляный, не Александр
From:[info]ext_1085736@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:13 am
(Link)
Хотел перезалить ролик, но доступ к нему на яндексе запрещён. Мне же его оттуда взять надо, а просто по ссылке прога не берёт.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:39 pm
(Link)
ну в этом-то и проблема
я бы хотел переложить его в более надежное место, но не получается
From:[info]ext_1085736@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:41 pm
(Link)
А я увидел, что вам, вроде, предложили решение и успокоился.
Если нет, то я покумекаю.
[User Picture]
From:[info]stroler@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:13 am
(Link)
Хочется сердечно поздравить с юбилеем одного из любимейших писателей. И поблагодарить не только за "Чонкина" и "Москву-2042".
Помню, как хохотал, читая эпизод с написанием сочинения одним из героев его повести "Два товарища", помню, как по этому произведению в нашем "Красном Факеле" ("Фрасном Какеле", как называл его один мой товарищ) готовили постановку по этой повести, её премьерой хотели закрыть сезон, но 31 мая 1968 г. в "Вечерке" появился огромный "подвал"- обращение к коллективу театра "Красный Факел" А.Иванова "На что тратите талант?", мешающий с грязью Владимира Войновича.Спектакль "Два товарища" был тут же снят с репертуара "Красного Факела" а В.Войнович попал в новую волну репрессий.... Помню, как читал "Иванькиаду", положив перед собой тогдашний "Справочник СП СССР" и сверяя адреса персонажей - всё было точно, документально и убийственно смешно...
А с Солженицына начиналось и заканчивалось его знаменитое письмо в секретариат СП, исключавший его из союза писателей. Как-то в Новосибирске я показал Войновичу это письмо, ходившее в Самиздате, и он начертал на нём резолюцию: "С подлинным верно" и расписался. История с его разрывом с Солженицыном произошла много позднее....
[User Picture]
From:[info]gentelev@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:19 am
(Link)
Замечательно
From:[info]pavel_yarkov@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:19 am
(Link)
Войнович еще классное письмо Брежневу написал:
Господин Брежнев!

....Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж советского государства. У советского государства, благодаря усилиям его руководителей и Вашему личному вкладу, никакого престижа нет. Поэтому по справедливости Вам следовало бы лишить гражданства себя самого.
....Я Вашего указа не признаю и считаю его не более чем филькиной грамотой. Юридически он противозаконен, а фактически я как был русским писателем и гражданином, так им и останусь до самой смерти и даже после нее.
....Будучи умеренным оптимистом, я не сомневаюсь, что в недолгом времени все Ваши указы, лишающие нашу бедную родину ее культурного достояния, будут отменены. Моего оптимизма, однако, недостаточно для веры в столь же скорую ликвидацию бумажного дефицита. И моим читателям придется сдавать в макулатуру по двадцать килограммов Ваших сочинений, чтобы получить талон на одну книгу о солдате Чонкине.

Владимир Войнович
Июнь 1981 года, Мюнхен.
From:[info]satan_klauz@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:01 pm
(Link)
> И моим читателям придется сдавать в макулатуру по двадцать килограммов Ваших сочинений

Самое забавное, что примерно так всё и было :)
From:[info]xaxa@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:21 am
(Link)
интересное время было.
From:[info]diogen111@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:26 am
(Link)
Поразительно! Людей в Лондоне убивали полонием и болгарским зонтиком, отравили Щекочихина, убили столько людей в "Норд-Осте" неизвестным газом, а поверить, что кагэбейка нахимичила с сигаретами Войновича автор не может.
From:[info]dmitry1903@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:41 am

Глушение "Свободы" отменили в конце 1988 года

(Link)
Совершенно точно помню: 31 декабря 1988 года "Свободу" уже не глушили.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:28 pm

Re: Глушение "Свободы" отменили в конце 1988 года

(Link)
Бывали дни, когда не глушили. Бывали города, где не глушили. Бывали частоты, на которых глушили, и частоты, на которых не глушили ("Свобода" часто меняла частоты). Наконец, на КВ 13 и 16 метров вообще не глушили. Поэтому на отечественных приемниках обычных этих частот не было. "Свобода" прекрасно принималась на импортные приемники. И так далее. Полностью занавеч никогда не опускался. Всегда была возможность слушать, что хочешь.
From:[info]dmitry1903@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:09 pm

Re: Глушение "Свободы" отменили в конце 1988 года

(Link)
Я внимательно слушал "вражеские голоса" (и продолжаю делать это до сих пор).
Не спорю с тем, что глушение не было сплошным (в то же время на 16 метрах в Москве глушили - я проверял это, например, весной 1984 года на довольно-таки серьезном приемнике "Казахстан").
Но в конце 1988 года глушение было полностью отменено.

Вот подтверждение моих слов:
"Надо отдать должное М. Горбачеву, который на этом не остановился. Генсек понимал, что политика гласности не вяжется с цензурой, и в ноябре 1988 г. добился решения Политбюро ЦК КПСС о полном снятии радиопомех. 8 декабря 1988 г. Помехи покинули BBC 21 января 1987 г., VOA - 23 мая 1987 г. М. Горбачев на пленарном заседании ООН в Нью-Йорке заявил:"В контексте хельсинкского процесса рассматриваем и снятие помех для передач всех иностранных р/с, вещающих на Советский Союз". На тот момент деятельность советских РПП была полностью свернута уже 9 дней - в полночь по московскому времени с 29 на 30 ноября 1988 года. Правда, приказ министра связи СССР № 38с "О прекращении с 30 ноября 1988 года глушения зарубежных р/с, ведущих вещание на Советский Союз" был подписан только 19 декабря - т. е., спустя 11 дней после выступления М. Горбачева и 20 дней после фактической остановки работы РПП. После этого были случаи применения "техники близкого прилегания" - вещания на частотах "Свобода" или по соседству".

Источник: <http://www.radiojamming.puslapiai.lt/article_ru.htm>
From:[info]heccrbq_z@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:44 am

А ведь я слышал!

(Link)
Я помню, что уже тогда слушал "Москва 2042" исполненную голосом самого Войновича на радио "Свобода" и гордился этим фактом. Слушаю мол не актёра, а прямо самого автора, самого Войновича про которого был краем уха наслышан как про отъявленного антисоветчика! Было мне тогда около 18 лет. Но уже не глушили.
From:[info]angela_hayes@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:46 am
(Link)
спасибо
From:[info]assimetrik@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:47 am
(Link)
Войнович-пророк, это верно. Так точно предсказать нынешние времена не смог бы никто другой. А про Солженицына не знал, не пришло в голову провести аналогию.
[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:51 am
(Link)
вероятно не совсем к месту
войнович - какой бы драматической не была его судьба - известен. его швейк, то есть чонкин - издан, практически все, кто захотел - его прочитали.
но вот боков. достойный автор, "смута новейшего времени, или удивительные похождения вани чмотанова» - смелейшая и самая недооцененная вещь (ИМХО) в нашей литературе.
как-то ... совсем он не обласкан вниманием.
увы
From:[info]pushler@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:31 pm
(Link)
Я издавал сатирическую газету "Искра" в 1989-91 г.г. Напечатал "Чмотанова", еще не зная имени автора.
[User Picture]
From:[info]vovapub@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:39 am
(Link)
а ты скажи автору спасибо у него в жж, он будет рад.
[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 26th, 2012 - 02:02 am
(Link)
ну... как-то странно выглядело это ИМХО
я же не прыщавая студенка, "ах, как я люблю ваше творчество!":-)
я бы и дмитрию петровичу савицкому что-нить возвышенное написал (они рядышком похоже проживают).
а ольге бешенковской не успел уже.
[User Picture]
From:[info]mariure@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:52 am
(Link)
прочитала с интересом.
Спасибо.
From:[info]satan_klauz@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:53 am
(Link)
> узнали в Сим Симыче Карнавалове Солженицына

Я в этом Карнавалове, помимо Солженицына, узнал ещё и Стерлигова, ну и в меньшей мере Дугина. Аццкий такой гибрид. Ибо прочитал достаточно поздно. Гениальная штука! Равно как и сам автор. Провидец, блин :)
From:[info]klassiktik@lj
Date:September 25th, 2012 - 11:57 am
(Link)
Спасибо за пост! "Тут, похоже, будем буксовать" и One of each - это уморительно смешно!
From:[info]pushler@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:34 pm
(Link)
В "Автопортрете" про довлатовское "one of each" В.Н. отзывается довольно кисло.
From:[info]evakroterion@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:14 pm
(Link)
В воскресенье В. Н. выступал на «Эхе». Вместе с дочерью. Дочь живет постоянно в Германии, там преподает немецкий. Немецкоязычная писательница. Но что меня поразило – по-русски говорит с сильным акцентом. Русскую речь-то слышала всегда правильную! Много знаю русских, долго живущих в той же Германии. Говорят по-русски как будто из родных пенат не уезжали. Видимо, все индивидуально.
Да, а с 2042 – поразительно. Сначала Генеалиссимус не просматривался. А потом и он случился.
[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:47 am
(Link)
"в той же германии" жила ольга бешенковская. человек такой моральной чистоты, что отсутствие славы логично:-(
From:[info]evakroterion@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:56 am
(Link)
Да я, собственно, не с осуждением или восхвалением кого бы то ни было. Меня просто поражает, как различно люди либо сохраняют изначальный язык, либо начинают говорить с акцентом или с не вполне правильными оборотами. Она, Оля, впрочем, сама прекрасно это осознает. Сказала, что сама бы свои произведения без помощи отца не смогла бы перевести на русский. Т. е. элементарно – могла, но не так, чтоб это могло быть издано.
[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 26th, 2012 - 02:04 am
(Link)
я соб-но тоже не имел в виду осуждение или восхваление
мне кажется, все очень объяснимо: круг общения + желание (нежелание ассимилироваться)
отсюда все и вытекает
From:[info]ateregulov@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:21 pm
(Link)
вот она какая, чужая жизнь... а я сижу себе круглыми сутками в 4-х стенах и никто меня не запрещает, не выгоняет, не печатает подпольно...
From:[info]anikuevpn@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:24 pm

проздравляю

(Link)
однако
From:[info]stalker_sid@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:29 pm
(Link)
у меня "14 минут до старта" и "комсомольцы 20 года" на одной пластинке для патефона
From:[info]aksial@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:35 pm
(Link)
Спасибо за песни. Оказалось я их все слышал. Правда, казалось, что "закурим перед стартом". Ну Гелену Великанову - с детства.
From:[info]pushler@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:35 pm

Правильно казалось.

(Link)
Изменить потребовал, кажется, П.Попович.
From:[info]villa_lobos@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:37 pm
(Link)
президентом будет наверняка какая женщина,стратегия продолжится.
From:[info]jazzylove2010@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:39 pm
(Link)
Чувство юмора у Войновича великолепное, как и его книги..
Действительно, это же надо было настолько точно предвидеть какой будет Москва. Политологи нервно курят в сторонке..
From:[info]evil_doctor@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:51 pm
(Link)
Вспомнились Кольца Враждебности)Пророк.
From:[info]vkutaisi@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:54 pm

войнович

(Link)
а зачем?
[User Picture]
From:[info]sted_ats_02@lj
Date:September 25th, 2012 - 12:59 pm

Спасибо и вопрос

(Link)
Спасибо. Очень, очень интересно. Вопрос. Можно небольшой кусочек из вашего поста (про заочную переписку Войновича с Солженициным) перепостить у себя, ссылаясь на вас, естественно?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:32 pm

Re: Спасибо и вопрос

(Link)
Да пожалуйста.
[User Picture]
From:[info]sted_ats_02@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:25 pm

Re: Спасибо и вопрос

(Link)
Еще раз спасибо
[User Picture]
From:[info]ex_zzz_21@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:02 pm
(Link)
"Войнович гениально предвидел в "Москве 2042" Москву 2012 года, вплоть до деталей, и там в Кремле, об этом прекрасно знают".

Уверен, что не знают. В общем-то, к сожалению.
From:[info]wbuey@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:55 pm
(Link)
Чушь.
From:[info]maghar_ov@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:24 pm
(Link)
Какие люди... История.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 04:03 pm
(Link)
попробуйте через гостевую на персональном сайте: http://www.voinovich.ru/guest_book.jsp
[User Picture]
From:[info]maria_gorynceva@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:37 pm
(Link)
Боже! Вот не знала, что "Заправлены в планшеты космические карты" - это Войнович!

Спасибо, Андрей Викторович, за интересный рассказ и неожиданные открытия.
From:[info]vianer@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:46 pm
(Link)
А всё-таки я соглашусь с родственниками Солженицына: как ни крути, а Карнавалов остаётся самым запоминающимся персонажем "Москвы-2042". Писательская ненависть - страшная вещь. Джойс, Булгаков и, отчасти, Гоголь только ею и питались:)
[User Picture]
From:[info]lbertarian@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:49 pm
(Link)
есть люди, которые убежденно против совайской власти, а есть, которым просто квартиру не дали. Войнович из последних.
Как-то ни разу не удивился, что именно ваш скептицизьм по поводу отравления вызвал такой шквал народного негодования. Савейский дысыдэнт такого не прощает.

«Вообще в Америке Войновича издавали много, переводили охотно.»
Не смешите.
http://lbertarian.livejournal.com/232342.html


[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:55 am
(Link)
удивительно монохромный камент ... хотел сказать я, читай ваш скепьтцызьм.
и слово "дысыдент" резануло. путинец, что ли?
:-)
но в записи в вашем журнале вы (после обсера) признаете, что чонкин вам понравился.
чем перепутали мои карты.
видимо, все-таки писали искренне (но неэтично ИМХО к юбилею как-то).

если серьезно, вы упускаете фактор времени. "дорого яичко христову дню". даже хорошая литература вполне может устареть.
[User Picture]
From:[info]lbertarian@lj
Date:September 26th, 2012 - 07:36 am
(Link)
Дысыдэнт - это которому СП дал 2 комнаты вместо 3-х А Чонкин действительно очень смешная книга - и надеюсь, таковой остается (это кстати о "цене яичек в религиозные праздники"), хотя в моих глазах ею послужной список В-а перед литературой исчерпывается. писал я НЕ к юбилею - посту 2 года. А уж если каждый комент к юбилею...
From:[info]wbuey@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:50 pm

Про отравление

(Link)
Войновичу скорее всего подмешали в сигарету что-то психотропное, попытки именно отравить не было, хотели чтобы Войнович утратил в какой-то мере контроль над психикой.
С психикой у Войновича оказалось все в порядке и гебешная сигарета эффекта не дала, а вот симптомы описанные им похожи на симптомы отравления каннабинолами, возможно в сигарету подмешали гашиш.
From:[info]maria_nesterova@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:51 pm
(Link)
Очень люблю такие Ваши рассказы, Андрей, спасибо!
From:[info]werwolf17@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:53 pm
(Link)
Спасибо большое! Люблю я Войновича, дай Бог ему здоровья!
From:[info]akaund@lj
Date:September 25th, 2012 - 01:56 pm

"Иди ты на хуй!"

(Link)
Нахуй - правильней. Пожалуй, в данной ситуации, пробел не нужен. Хотя, зависит от интонации, но в случае "на хуй" ударение должно быть на у, что несколько отдаёт гомосятиной. А в варианте без пробела - это классический посыл, не на "хуй", а именно "нахуй". Ну, а вообще круто, чё - Исаича нахуй послал, пусть и через посредника, и неважно что Исаич уж в земле сырой давно, да покоится с миром дух его, но таки, ты - мужик, бпд... не всякий бы на такое отважился.
From:[info]olegello@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:27 pm
(Link)
Андрей, а разлад между Рязановым и Войновичем действительно был?
Помню открытое письмо Рязанова - то ли в Огоньке, то ли в Литературке, что якобы Войнович отказался сотрудичать с Рязановым итп, как Рязанов ездил по деревням, выбирая натуру, а ему какие-то продюсеры навязывали "неподходящего" западного актёра или что-то в этом роде?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 25th, 2012 - 04:01 pm
(Link)
Как я понял, права на экранизацию были проданы Войновичем продюсеру Эрику Абрахаму. У Абрахама была жена чешка, поэтому вокруг проектов Абрахама всегда крутилисьчешские режиссеры. Но Рязанову, хотел он этого или не хотел, предстояло работать вместе с Абрахамом.Взаимоотношения режиссера и продюсера по разному могут складываться, но продюсер в любом случае "главнее".
From:[info]pushler@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:28 pm

Трошин уже поет "споемте перед стартом"

(Link)
А было "закурим". Об этом есть в "Автопортрете".
From:[info]ext_297249@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:31 pm
(Link)
Для меня удивительно, как и Солженицын, и Войнович, а также многие другие достойный люди, смогли рукопожать Путина.
[User Picture]
From:[info]nelublukepkin@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:59 am
(Link)
а вам не кажется, что достойные и рукопожать - оксюмороны?
[User Picture]
From:[info]irin_v@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:46 pm
(Link)
Когда я читала ""Москву 2042", не оставляло ощущение предвидения, хотя в той ветшающей и голодной Москве с прокатывающими насквозь колбасными электричками, это казалось чистым гротеском.
Но чем дальше, тем больше крепло ощущение, что это гениальное прозрение, отпущенное в тот момент только ему. Все остальные тонули в своих заблуждениях.
From:[info]evil_doctor@lj
Date:September 25th, 2012 - 02:58 pm
(Link)
А это хорошо, что Симычу не дали обустроить Россию. Такие люди, дай им хоть немного власти, могут столько бед наворотить..
From:[info]ergozavr@lj
Date:September 25th, 2012 - 03:30 pm
(Link)
Очень интересная запись. Спасибо.
From:[info]jim25@lj
Date:September 25th, 2012 - 03:30 pm
(Link)
Спасибо большое за интересный пост!! =)

Друзья, а как вам идея вернуть историческое название Волгограду? - http://jim25.livejournal.com/37737.html
From:[info]mordesku@lj
Date:September 25th, 2012 - 03:44 pm
(Link)
кто сдает продукт вторичный, тот питается отлично.
From:[info]ext_717387@lj
Date:September 25th, 2012 - 04:05 pm
(Link)
ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!!!!
From:[info]grotwerg@lj
Date:September 25th, 2012 - 04:07 pm
(Link)
"Кто сдает продукт вторичный, тот питается отлично!"
From:[info]vmt@lj
Date:September 25th, 2012 - 06:02 pm
(Link)
Признаться, мне Войнович всегда казался злым и удивительно плохим писателем. М.б. надо пересилить себя и перечитать и "Москву", и "Чонкина" -- от последнего тошнило особенно сильно...
[User Picture]
From:[info]gdt@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:05 pm
(Link)
он и есть злой и удивительно плохой писатель. и "Москва", и "Чонкин" совершенно тошнотворные книги. думаю, что в истории литературы он останется только в качестве Моськи, тявкавшей на Солженицына. возможно, кто-то еще будет вспоминать "Заправлены в планшеты..."
From:[info]vmt@lj
Date:September 26th, 2012 - 02:48 am
(Link)
Ну, если уж я откупорил ведро с желчью, то Солженицын наподавал поводов на роту Войновичей. Отечество пока не породило второго писателя, настолько всерьез уверовавшего в свою божественную правоту и дар устроителя земли русской.
[User Picture]
From:[info]gdt@lj
Date:September 26th, 2012 - 03:33 am
(Link)
Черт его знает, считал он себя пророком или нет. После чтения его книг, не публицистики, мне не кажется, что считал. Разве что только в последний период своей жизни, но никто от впадения в маразм в старости не гарантирован. Все-таки он был неглупым человеком, и уж во всяком случае порядочным и честным. Но даже если не касаться его "гражданской позиции", трудно спорить с тем, что как литература "Иван Денисович" выше роты "Чонкиных".
From:[info]vmt@lj
Date:September 26th, 2012 - 04:13 am
(Link)
Бесспорно, Солженицын огромная фигура в нашей культуре. Можно его не любить, но он один из тех, кто определяет нашу культуру ХХ века.
From:[info]kirill58@lj
Date:September 26th, 2012 - 05:30 pm

Черт его знает, считал он себя пророком или нет.

(Link)
Он сам говорил, что обладает даром предвидения и вернётся в свободную Рооссию при жизни. Это он говорил году в 79-м если не в 77-м.
From:[info]ni_usa@lj
Date:September 26th, 2012 - 09:58 pm

Re: Черт его знает, считал он себя пророком или нет.

(Link)
Я до сих пор, вспоминая Чонкина, улыбаюсь. И не только Чонкону, но и жалобам, кажется, Кочетова - из этой стайки - с требованиям к их родному КГБ наказать за клевету "на нашу советскую армию, на нашу советскую историю и на наш советский народ". Я улыбаюсь даже заднице, в которой вся эта ГБистская шушера осталась трудами великого Войновича.
From:[info]kirill58@lj
Date:September 27th, 2012 - 07:14 am

Re: Черт его знает, считал он себя пророком или нет.

(Link)
Чонкина тоже очень люблю, но моё сообщение выше касалось высказывания Александра Исаевича.
Кстати, сцену допроса капитана Миляги считаю самым веселыл текстом, который мне довилось читать.
From:[info]ext_1374141@lj
Date:September 25th, 2012 - 09:05 pm
(Link)
Спасибо большое! Очень интересно!
From:[info]orenpositive@lj
Date:September 25th, 2012 - 10:12 pm
(Link)
Спасибо, интересно было почитать.
И с Днем рождения Владимира Николаевича!
From:[info]nikolajba@lj
Date:September 26th, 2012 - 12:16 am
(Link)
Спасибо! Очень интересный рассказ!
From:[info]vitawwwka@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:11 am
(Link)
"инотсранных журналистов"- оговорочка по Фрейду)))
From:[info]vitawwwka@lj
Date:September 26th, 2012 - 01:44 am
(Link)
Войнович крутой, Москву 2042, раз 5-6 читал)))
[User Picture]
From:[info]shaulreznik@lj
Date:September 26th, 2012 - 03:00 pm
(Link)
В 1972 году Войнович издал в серии "Пламенные революционеры" роман о Вере Фигнер, террористке, участнице двух покушений на Александра II. Она там у него весьма положительный персонаж. При этом антисоветский "Чонкин" уже был написан, что интересно.

Галич совмещал сочинение антисоветских песен с написанием сценария "Государственного преступника", за который он получил премию КГБ.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:September 26th, 2012 - 03:10 pm
(Link)
В серии Политиздата "Пламенные революционеры" романы о революционерах издали также Б.Окуджава, А.Гладилин (2 книги), В.Аксенов, Ю.Трифонов, Ю.Давыдов (4 книги), Н.Эйдельман (3 книги), А.Борщаговский (2 книги), Я.Гордин, В.Кардин, Ст.Рассадин.
From:[info]kirill58@lj
Date:September 26th, 2012 - 05:32 pm

роман о Вере Фигнер,

(Link)
Он давно интересуется народовольцами и террором в РИ.
Сейчас он всвязи с Pussy Riot вспоминает Веру Засулич.
[User Picture]
From:[info]shaulreznik@lj
Date:September 26th, 2012 - 04:10 pm
(Link)
Интервью Войновича американскому слависту:
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1991
From:[info]kirill58@lj
Date:September 26th, 2012 - 05:36 pm
(Link)
Прекрасный рассказ, спасибо.
Думаю, это и хороший подарок Владимиру Николаевичу на юбилей.

Кстати, летом побывалл на встречи с ним и был несколько ошарашен его прекрасным видом и ясной точной речью в его 80.
Это, признаюсь, меня как-то даже взбодрило. )))
From:[info]ni_usa@lj
Date:September 26th, 2012 - 09:40 pm
(Link)
Мизантроп, почему бы Вам не написать книгу об этом. 89-91 годы - это самое интересное время в истории России - как внутри оной, так и за ее пределами. Мир перестраивался. Я помню за 3 месяца до падения "стены" я ехал из Мюнхена во Франкфурт в купе 1го класса (хмм) и был участником спора с англичанином и немцем (бизнесменами), утверждавшими, что Тетчер никогда не позволит Германии объединиться... (Я же утверждал, что "стена" просто рухнет и Европа сольется в оргазме.) А через 4 месяца мне в Нью-Йорк привезли кусочек стены "с краской"... Мои американские друзья (ученые) нарасхват требовали в гости моего ошеломленного свободой родственника из Москвы, и допытывались: "Чем мы могли бы помочь России?". А по NPR радио в NY крутили Высоцкого (без перевода). Совершенно бесподобное время. Кто бы мог поверить, что править бал будут такие ничтожества, как Блейр, "W" Буш, Путин...
From:[info]ext_1078821@lj
Date:September 27th, 2012 - 04:46 am
(Link)
Гнилье
From:[info]ikaniri@lj
Date:September 27th, 2012 - 11:19 am
(Link)
Здорово, спасибо. Вы замечательно пишите, просто уже редко сегодня так пишут.Эти Ваши воспоминания нужно было бы в сборник какой-нибудь включить, Войновичу посвященный.
From:[info]nsamohin@lj
Date:September 27th, 2012 - 11:38 am

Предложение

(Link)
Супер!
Вам пора уже сделать книгу мемуаров. Чтоб байки и серьезное были переплетены причудливым узором. Как, собственно, оно и в жизни и есть.
Да с фотографиями! Да с выдержками из прессы и официоза того времени!
From:[info]brainw45h@lj
Date:September 27th, 2012 - 08:17 pm

Re: Предложение

(Link)
О, не видел вашего коммента и следующим то же предложил.
From:[info]brainw45h@lj
Date:September 27th, 2012 - 08:16 pm
(Link)
Интересные мемуары, Вам бы книгу написать.
From:[info]igorkorsun@lj
Date:September 30th, 2012 - 06:16 am
(Link)
Войнович - крупнейший из ныне живущих русских писателей. Дай бог здоровья. Хотелось бы почитать что-то новенькое, после "Монументальной пропаганды" выходила только публицистика.
My Website Powered by LJ.Rossia.org