Журнал Андрея Мальгина - Правозащитник Александр Рекемчук
October 22nd, 2006
08:29 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Правозащитник Александр Рекемчук

Есть в Литературном институте пожилой профессор Александр Рекемчук. Как бы прозаик. Уважаемый человек. Входил в редколлегии журналов "Знамя" и "Новый мир". При М.С.Горбачеве был в правлении перестроечного движения "Апрель", директор (кажется, и по сей день) либерального издательства "ПиК". Близкий друг писателей Анатолия Приставкина и Аллы Гербер. Ну очень прогрессивный. Вместе с Ириной Хакамадой, Евгенией Альбац и Гарри Каспаровым заседал в оргкомитете Всероссийского Гражданского Конгресса "Россия за демократию, против диктатуры" (12 декабря 2004 г.). 22 июня 2006 года был одним из основателей Российского антифашистского фронта. Тусуется в Московском бюро по правам человека, Фонде защиты гласности, в Конгрессе русской интеллигенции Сергея Филатова. На "Эхо Москвы" часто выступает, во всяких прогрессивных газетах охотно дает интервью. Вот, например, как он вспоминает об одном писательском собрании, где клеймили А.И.Солженицына:

" Тогда же, в начале 70-х годов, в Малом зале Центрального дома литераторов прошло немноголюдное собрание писателей Москвы, на котором выступал начальник Пятого управления КГБ генерал Абрамов. Он, весьма доверительно, рассказал о деятельности в Советском Союзе диссидентов, процитировал некоторые документы, статьи зарубежной прессы. Говорил и о Солженицыне, о том, что семья Ростроповичей опекает его на своей подмосковной даче, о возникших там проблемах, о непростых взаимоотношениях Солженицына с главным редактором «Нового мира» Твардовским.
Генералу задали вопрос: достаточно ли мотивированной была реабилитация Солженицына по его фронтовому делу? Абрамов подробно рассказал об обстоятельствах ареста Солженицына на фронте в 1945 году, о суде над ним, но подчеркнул, что, поскольку реабилитация состоялась в соответствии с законом, никакого обратного хода в этом деле быть не может.
Вот тут-то и произошло нечто невероятное. В прениях один за другим выступали писатели, чье творчество было посвящено подвигам чекистов и о которых поговаривали, что они вхожи. Так вот, эти вхожие писатели в один голос потребовали пересмотра реабилитации Солженицына, что, по сути, могло означать либо подтверждение его виновности по давнему делу либо новое судебное преследование.
Я не настолько наивен, чтобы думать, будто эти вхожие писатели (тем более — все вдруг!) самостоятельно загорелись этой идеей.
Но мне показалось, что генерал был ошеломлен подобным поворотом разговора.
Свои ребята, как обычно, перестарались.
Я сидел на этом собрании, удрученно понурясь.""


Само благородство. Какое искреннее негодование. "Перестарались ребята..."
Теперь откроем на 9-й странице "Литературную газету" от 30 января 1974 года. Вот как "перестарался" сам Александр Евсеевич:

КЛЕВЕТНИК
Откровенный контрреволюционер, враг социалистического строя, всех многотрудных побед и свершений нашего народа, Солженицын не обошел своей ненавистью и советскую литературу, рожденную Октябрем.
Он пытается оплевать все, что свято для миллионов умов и сердец. Cо страниц сочинения "Архипелаг Гулаг" многократно срывается брань по адресу Горького - одного из мировых художников слова, основоположника литературы социалистического реализма, великого гуманиста. Глумясь надтворчеством Маяковского, он с издевкой цитирует именно те строки, которые посвящены Ленину, обращены к комсомолу, к деятелям искусства, - мы знаем их наизусть и повторяем, как клятву.
Современная литература не знает произведений, в которых драматизм социально-исторических сдвигов выразился бы с большей силой, чем в творчестве Шолохова. Гипертрофированное самомнение Солженицына не может смириться с подобной очевидностью. Онпытается - все с той же антисоветской колокольни - охаять рассказ Шолохова "Судьба человека". Читая сделанный им "критический разбор", можно лишь гадать, чего в нем больше - кощунства или школярства.
Солженицын саморазоблачается и в той части своей книги, которая касается борьбы народов против гитлеровской чумы. Клеймо "литературного власовца" пристало к нему надежно. Восхваляя предательство, измену, пораженчество, коллаборационизм, он все же вынужден признать, что среди находившихся в эмиграции русских писателей остались в "отчужденном одиночестве Мережковский и Гиппиус, взявшие сторону Гитлера". Устами одного фашистского наймита он порицает Бунина, который в оккупированной гитлеровцами Франции, на склоне лет, жил воспоминаниями о России... Старческая блажь! Ведь, по Солженицыну, для русского человека предпочтительней другие устремления: "В батальоны Власова. В казачьи полки Краснова. В трудовые батальоны - бетонировать будущий Атлантический вал. В норвежские фьорды. В ливийские пески..." И далее: "хоть в Парагвай, хоть в Индокитай" (!).
Касаясь "литературного" аспекта сочинения Солженицына, нельзя обойти молчанием и еще одну гнусность. Это его выпады против тех советских писателей, в творчестве которых были отображены нарушения социалистической законности во времена культа личности. Солженицына приводит в ярость, что эти писатели вместе с партией сказали горькую правду, не потеряли чувства исторической перспективы, не впали в односторонность. Именно верность партии "инкриминирует" им Солженицын - и в этом тоже сфокусирована провокационная суть книжонки "Архипелаг Гулаг".
Ныне Солженицын, а с ним и вся зарубежная фабрика-кухня антикоммунизма возопили о том, что отклики советских людей, в том числе писателей, на появившиеся в "Правде" и "Литературной газете" статьи о его падении и гражданском бесчестии имеют-де чересчур резкий и суровый тон...
На мой взгляд, тон их можно счесть даже слишком сдержанным в сравнении с антисоветским содержанием и в сравнении с разнузданным "стилем" самого Солженицына.
Александр РЕКЕМЧУК


Imported event Original

(50 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]ex_gardener@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:40 am
(Link)
Он писал это письмо, удрученно понурясь
[User Picture]
From:[info]el_cambio@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:42 am
(Link)
Очаровательно.

Андрей, я кстати давно хотел вопрос задать, только не занл кому - неужели в то время было так легко стать журналистом?

Ну то есть я смотрю на этот текст - я бы его набил автоматом за 15 минут.

А я во-первых молод, во-вторых, никто.

А это ж были уважаемые люди, владыки умов, инженеры душ. Кабинеты посещали, по командировкам ездили, в Союзе Писателей состояли, в ДомЖуре банкетировали.

Конечно, в советской журналистике встречались и подлинные звезды, никто не спорит.

Но... Неужели и вот такого было вполне достаточно?

Тут бывает прежде чем колонку придумаешь на пять тысяч, три часа думаешь, две пачки скуришь.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:47 am
(Link)
Журналистом было стать легко. Труднее устроиться в штат издания. Еще труднее вступить в Союз журналистов. Самое трудное - стать членом Союза писателей. Рекемчук писал свою заметку не как журналист, а как авторитетный писатель.
[User Picture]
From:[info]el_cambio@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:51 am
(Link)
Кошмар.

Ну понимаю бы, "школяр желал пробиться"...

Но она ведь откровенно безграмотна и с точки зрения... Ну не знаю, стиля, вкуса...

Текста, как такового.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:39 pm

Самое трудное - стать членом Союза писателей.

(Link)
Членам СП полагались некие вполне дефицитные блага - отдых в домах творчества, поликлиники (где есть), наиболее продвинутые занимали дачи Литфонда в Переделкино и много еще чего можно вспомнить.

Тем не менее, к моменту распада СССР в СП СССР состояло около 10,000 совписов.
Цифра, так скажем, немаленькая.

[User Picture]
From:[info]ex_olshansk@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:50 am
(Link)
ты не вполне понимаешь
позднесоветская журналистика - это как тексты на сайте единой россии и т.п.
написано формально всегда одно и то же - суверенность, законность, порядок и патриотизм
важно - кто это сказал, кому, когда, зачем, за сколько денег и по чьей просьбе.
[User Picture]
From:[info]el_cambio@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:55 am
(Link)
Ааа, теперь понял.

С тех пор тогда действительно мало что изменилось.
[User Picture]
From:[info]ex_o_b_vinit70@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:57 am
(Link)
мить, иногда ведь мождно промолчать, чего люди не делали
[User Picture]
From:[info]ex_olshansk@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:58 am
(Link)
промолчать в смысле кому? мне? или рекемчуку?
[User Picture]
From:[info]el_cambio@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:08 pm
(Link)
Рекемчуку.

Да и тем, кто сегодня для ЕдРа пишет.
[User Picture]
From:[info]ex_o_b_vinit70@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:48 pm
(Link)
митка там все написано
причем здесь ты, милай







[User Picture]
From:[info]ex_o_b_vinit70@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:48 am
(Link)
похоже что ты не обошел своей ненавистью советскую литературу
PS за что и любим
PPS Если не в падлу - давай покушаем после 5 необяр в приличном месте
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:58 am
(Link)
Отлично. Принимается.
[User Picture]
From:[info]gematogen@lj
Date:October 22nd, 2006 - 11:56 am
(Link)
отлично!

продолжайте мочить лицемеров. хотя бы в ЖЖ.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:00 pm
(Link)
Готовлю про них книжку.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:29 pm
(Link)
Пишите, пишите, мы будем читать.
From:[info]krsvwww@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:46 pm
(Link)
Не просто лицемеры. Предатели. А человек, предавший себя, легко продаст и Родину.

Почему люди предают сами себя? Неужели преславутые 30 серебрянных монет?... Иуды.

[User Picture]
From:[info]kobsev@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:09 pm
(Link)
очень любопытный документ
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:16 pm
(Link)
Ну, о Рекемчуке всегда известно было, что за птица.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:34 pm
(Link)
Да, конечно.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:28 pm
(Link)
Солженицына тогда ругать было выгодно - и власти свою лояльность покажешь, и сам Солженицын тогда этим самым "совписам" был ничем не опасен.
А в перестроечные годы все те же самые стали вдруг чуть ли не диссиденты.

Как писал Пелевин:

По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет.
Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее.
Татарский часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии.
[User Picture]
From:[info]domik44@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:34 pm
(Link)
А где-нибудь кто-нибудь всплывал высоко, не замаравшись и не наступив на кого-нибудь? У нас?
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:41 pm
(Link)
В творческом смысле высоко или в материальном ?
[User Picture]
From:[info]domik44@lj
Date:October 22nd, 2006 - 01:05 pm
(Link)
Не творческий андеграунд, а официально признанный статус, с вытекающими последствиями материального плана
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 01:33 pm
(Link)
А вот Шолохов, например.
[User Picture]
From:[info]domik44@lj
Date:October 23rd, 2006 - 12:43 pm
(Link)
Ну нечего возразить, он и цензуру с премией преодолел!
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 23rd, 2006 - 01:39 pm
(Link)
Только, вообще говоря, он мало что написал.
"Тихий Дон", да "Поднятая целина".
И один рассказ- "Судьба человека".
И все.
Но всю жизнь стриг купоны с этого.
[User Picture]
From:[info]domik44@lj
Date:October 24th, 2006 - 01:25 am
(Link)
Да, немного, но зато как! Помните:лев рождает одного львёнка, но зато царя зверей:) Графомания не его порок.
[User Picture]
From:[info]graph@lj
Date:October 25th, 2006 - 04:36 am
(Link)
Он ещё "прославился" своими охранительно-погромными выступлениями против некоторых писателей. Например, громил Даниэля и Синявского, достаточно гнусное было его выступление. Так что пример с Шолоховым "не совсем удачный"....
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 25th, 2006 - 08:11 am
(Link)
Конечно, но он выстпуал от души, а не потому, что ему что-то надо было от Советской власти.
[User Picture]
From:[info]graph@lj
Date:October 25th, 2006 - 08:19 am
(Link)
Возможно. И даже очень похоже. Но в итоге Советская Власть не оставила его своими щедротами... :)
[User Picture]
From:[info]ex_tab11@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:42 pm
(Link)
Спасибо. Кошмарный тип.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:59 pm
(Link)
Да не особо кошмарный, вполне обыкновенный советский писатель.
[User Picture]
From:[info]ex_senatov@lj
Date:October 22nd, 2006 - 12:51 pm
(Link)
наотмашь-наотмашь!
[User Picture]
From:[info]vorontsova_nvu@lj
Date:October 22nd, 2006 - 01:07 pm
(Link)
когда читаю вот такие ваши тексты, мне всегда становится страшно. Не от подлости этих людей - а от их наглости. Это же чудовищная наглость - сначала топтать кого-то, а потом удрученно понуряться. И все это на виду. Без тени стыда за отсутствие стыда. Ну бог с тобой, что ты Солженицына оплевал - ну вот так искренне считал. Допустим. Но что ж ты, скотина, спустя годы пафосничаешь из навоза?! И теперь уже своих собратьев по подлости гробишь. Вот ведь что безумно.
[User Picture]
From:[info]ex_o_b_vinit70@lj
Date:October 22nd, 2006 - 01:17 pm
(Link)
ну в общем то именно поэтому мы имеем именно ту интеллектуальную сферу которую имеем - то есть Zero
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 01:40 pm
(Link)
Это ему по должности надо было делать, между прочим.
Он был тогда член правления СП СССР и СП РСФСР.
А также секретарем правления Московской организации СП РСФСР.

Очевидно, если бы он активно уклонялся, то его оттуда бы вывели бы тихонько.
Не убили бы, не расстреляли, но жизнь могли попортить, а она у всех одна.
Тогда ведь выбирать было надо было.
А Солженицыну он навредить уже не мог - тот был очевидный враг Советской власти в то время.

[User Picture]
From:[info]vorontsova_nvu@lj
Date:October 22nd, 2006 - 02:17 pm
(Link)
я не спорю. хорошо - спасал жизнь. Но теперь-то - зачем? Принял грех, так неси крест прежней подлости, но неподличай снова.Теперь-то угрозы жизни нет - а подлость снова прет.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 22nd, 2006 - 03:14 pm
(Link)
"...спасал жизнь..." Уверяю Вас, Рекемчуку ничего не грозило. Просто он считал, что Советская власть - вечная, по крайней мере на его век хватит, а оно вона как обернулось. Сравните, как другие (напр. Г.Товстоногов) находили выход из положения: http://amalgin.livejournal.com/326256.html
[User Picture]
From:[info]vorontsova_nvu@lj
Date:October 23rd, 2006 - 07:03 am
(Link)
шкурный интерес - еще противней. И тогда был шкурный, и сейчас. ничего не изменилось в человеке.

сходила по ссылке. совсем плохо стало.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 23rd, 2006 - 02:13 pm
(Link)
Ну, не расстраивайтесь так.
Человека очень трудно изменить.
[User Picture]
From:[info]vorontsova_nvu@lj
Date:October 23rd, 2006 - 04:22 pm
(Link)
да, глупо с моей стороны. но меня это пугает - откровенность подлости даже. а не сама подлость
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 23rd, 2006 - 09:13 pm
(Link)
Видите ли, система тогда к этому очень сильно подталкивала.
На то она и тоталитарная - все должны клясться в любви и верности.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 03:44 pm
(Link)
Не просто жизнь, а хорошую жизнь.
Особой полости нет - так, мелочи.
Опять же писатель - привык выдумывать, творческая натура.
[User Picture]
From:[info]vorontsova_nvu@lj
Date:October 23rd, 2006 - 07:04 am
(Link)
а что же тогда неособая подлость?
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 23rd, 2006 - 07:37 am
(Link)
Кто ж его знает.
Тогда это была норма жизни.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:October 22nd, 2006 - 01:41 pm
(Link)
Вы еще вспомните процессы 37 года - тем даже не дали шанса на "потом".
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 22nd, 2006 - 03:15 pm
(Link)
Кстати, отец Рекемчука - чекист - был расстрелян именно в 37 г.
[User Picture]
From:[info]monteno@lj
Date:October 22nd, 2006 - 02:04 pm
(Link)
Человек слаб - аксиома. И потом, перед его глазами были примеры: помимо личных врагов Жданова немало других литераторов карали костлявой рукой голода. Ну, Рекемчук - ну и что? Не самый храбрый, наверное, человек. Куда чудовищнее россказни чекистов, которые, наоборот, сами карали, но одновременно всей душой были за грядущую перестройку, осознавали, что делают бяку, потому что нельзя было иначе - вокруг одни враги, а время для премен еще не пришло. Поэтому первыми приветствовали гласность.
С писателей что взять? Мозг нации в самом верном, ленинском, определении. В этой среде и не могло быть большого количества правдоматкорезов. И сегодня - тем более. Рейн, вон, просился туркменбаши претолмачить на русский. И просто объяснил правдорубам: "Мне не на что пачку пельменей купить". А у Рекемчука на кону были и дача, и литфонд, и очередь в издательствах. И потом, Солженицын автоматически поделил своих совецких коллег на живых и метрвых. И они об это уже узнали. Чего тогда терять?
[User Picture]
From:[info]vosledov@lj
Date:October 23rd, 2006 - 07:26 am
(Link)
Да, Рекемчук такой: http://grani.mypeople.ru/users/govnomer/1159442742/
My Website Powered by LJ.Rossia.org