Журнал Андрея Мальгина - Лиля Брик и Ко
November 10th, 2006
10:17 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Лиля Брик и Ко
При Советской власти случаи, когда в одной квартире жили странные "семьи втроем", были нередки. Вспомним хотя бы семейную коллизию из фильма "Покровские ворота" ("натюрлих"). Либо жена жила на одной жилплощади с бывшим и нынешним мужем, либо муж делил квартиру вместе с бывшей и нынешней женой. Первый случай - это Брики и Маяковский, второй случай - Ахматова и Пунины.
Н.Н.Пунин, хоть и был человек академический, судя по опубликованным дневникам, был весьма влюбчив. В частности, будучи уже женат на своей Анне Евгеньевне (которая потом делила кров с ним и с Ахматовой), имел в 1920 году глубокую "физическую" связь с Лилей Брик, которая была замужем за своим Осей (Пунин: "Не представляю себе женщины, которой я мог бы обладать с большей полнотой. Физически она создана для меня..." и т.п.).
В ночь на 3 августа 1921 года Пунин был арестован вместе с Гумилевым и еще с группой молодых интеллектуалов, которых следствие безо всяких оснований назвало "Петроградской боевой организацией". Все были, как известно, расстреляны. Все, кроме Пунина, которого вообще отпустили домой.
Почему? Никто, никогда даже не бросил на честнейшего Николая Николаевича тень подозрения в предательстве. Тогда почему его отпустили, а Гумилева расстреляли?
Совершенно случайно наткнулся в книге Пунина на простое и ясное объяснение.
После ареста мужа Анна Евгеньевна бросилась в Москву за помощью. К кому? К любовнице своего мужа Лиле Брик. Брики позвонили Луначарскому. Луначарский немедленно отправил телеграмму председателю ВЧК Уншлихту (и одновременно, чтоб не случилось непоправимое, копию председателю петроградского ЧК Семенову).
Телеграмма начиналась так: "3-го августа арестован в Петрограде Заведующий ИЗО тов. Н.Н.Пунин. Обстоятельства, приведшие к аресту, мне известны не только со слов его жены, но и со слов Вашего, весьма Вами и мною ценимого сотрудника, тов. О.М.Брика. Сам я Н.Н. знаю давно. На советскую службу он поступил сейчас же после революции и все время чрезвычайно лояльно и плодотворно работал с нами, навлекая ненависть на себя буржуазных художественных кругов…» "
Почему Ахматова не догадалась броситься к ногам Лили Юрьевны? Возможно, и Гумилеву бы сохранили жизнь.

UPD. Оказывается, выйдя на свободу, Пунин написал заявление на имя Комиссара Особого яруса тов. Богданова: «При освобождении 6 сентября мне не были возвращены подтяжки, т.к. их не могли разыскать. Вами было дано обещание разыскать их к пятнице 9-го. Если они разысканы, прошу выдать. На подтяжках имеется надпись: «Пунин» (камера 32)». Резолюция гласит: «Тов. Пунин, по-видимому, Ваши подтяжки по ошибке были переданы другому лицу. К сожалению, других на замену нет».
Заявление Пунина о подтяжках написано через 10 дней после расстрела Гумилева.
Сам Гумилев, по всей видимости, считал Пунина неудачником. Говорил: "...есть ванька-встанька, как ни положишь, всегда встанет; Пунина как ни поставишь, всегда упадет".

Imported event Original

(29 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]vaga_land@lj
Date:November 10th, 2006 - 03:51 am
(Link)
Не знал. Спасибо.
[User Picture]
From:[info]st_epan@lj
Date:November 10th, 2006 - 03:56 am
(Link)
"Весёлые господа" (с).
[User Picture]
From:[info]karaulov@lj
Date:November 10th, 2006 - 04:07 am
(Link)
Хм. А Гумилев тоже был любовником Лили Брик?
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:November 10th, 2006 - 04:48 am
(Link)
И вообще, какое отношение имела Л.Ю.Брик к Гумилеву ? К А.А.Ахматовой?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 10th, 2006 - 07:10 am
(Link)
Жаль, что Вы не почувствовали иронии в моей заключительной фразе.
Об отношении Ахматовой см. диалог Соломона Волкова с Бродским:

С.В.: Гумилев проходил по делу так называемой "Петроградской
боевой организации". Расследованием занимался Яков Агранов, впоследствии
близкий друг Маяковского и Бриков. Лиля Брик вспоминала, что уже после
смерти Маяковского Ахматова иногда заходила к Брикам на обед. Я помню, как я
удивился, об этом услышав. Потому что Анна Андреевна о Бриках высказывалась
довольно резко. Она говорила, что в конце двадцатых годов, когда искусство в
России, по ее словам "отменили", власти оставили только салон Бриков "где
были бильярд, карты и чекисты".

И.Б.: Это точно. Это очень похоже. К Брикам у Ахматовой отношение
было сугубо отрицательное Между нами на этот счет существовало определенное
единодушие. Но Анна Андреевна говаривала, что зачастую имеет смысл иметь
дело с явными негодяями, с профессиональными доносчиками в частности.
Особенно если тебе нужно сообщить что-либо "наверх", властям. Ибо
профессиональный доносчик донесет все ему сообщенное в точности, ничего не
исказит - на что нельзя рассчитывать в случае с человеком просто пугливым
или неврастеником.



[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:November 10th, 2006 - 08:20 am
(Link)
Виноват-с, ваше благородие.
[User Picture]
From:[info]kommari@lj
Date:November 10th, 2006 - 04:20 am
(Link)
С Гумилевым, как я сылшал, все было сложнее. Не могу дать ссылку, но слышал, что Агранов, который вел все дело, был против расстрела, но роковую роль сыграла позиция Зиновьева.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:November 10th, 2006 - 04:38 am
(Link)
А что, есть какие-то документы про это?
Типа записок Зиновьева ?
[User Picture]
From:[info]kommari@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:01 am
(Link)
Я мельком слышал то ли по радио, то ли в Сети. Что найдена переписка Агранова, связанная с расстрелом Гумилева. И что роль Агранова, которого ранее считали главным ответсвенным за расстрел поэта, предстает в новом свете. Более точную инфу нужно спрашивать у профи, кто в теме.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:November 10th, 2006 - 04:45 am

Навеяло литературное ...

(Link)
Кстати, товарищ Мальгин,
раз уж вы придумали премию имени Вальтера Камнюса,
которую покойной Политковской ставят в укор на полном серьезе сплошь и рядом,
может быть, стоит уже пойти до конца и написать-таки историю жизни Вальтера?
Небольшую, но интересную?

Я берусь сделать вебсайт и оформить его.
На русском и английском языках, потом немецкий добавить можно.

Бензин наш, идеи ваши.


[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 10th, 2006 - 06:29 am

Re: Навеяло литературное ...

(Link)
Обычно мне говорят, что бензин мой.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:November 10th, 2006 - 07:52 am

Re: Навеяло литературное ...

(Link)
Вы хорошо живете, счастливый человек.
Имеете и бензин и идеи.
[User Picture]
From:[info]ex_tab11@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:05 am
(Link)
Так кто на Брик позарился - Пунин или Гумилев?
[User Picture]
From:[info]graph@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:06 am
(Link)
>Почему Ахматова не догадалась броситься к ногам Лили Юрьевны?

Интересно, бросалась ли она тогда в этой ситуации вообще к чьим-либо ногам?
[User Picture]
From:[info]ex_savsane@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:18 am
(Link)
+1
[User Picture]
From:[info]e228@lj
Date:November 10th, 2006 - 07:15 am
(Link)
В том, что "кидалась в ноги палачу" она неоднократно признавалась.
Но не по поводу бывшего мужа, а по поводу сына Левушки.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 10th, 2006 - 07:17 am
(Link)
И по поводу Пунина бросалась - писала Сталину.
[User Picture]
From:[info]graph@lj
Date:November 13th, 2006 - 12:26 am
(Link)
Про что и речь...
From:[info]trish_0@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:09 am
(Link)
Почему-то поэтов ни когда не удаётся спасти, вернее ни кто и не пытается...
[User Picture]
From:[info]chebog@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:28 am
(Link)
Пунина таки закатали в лагерь, где он и скончался.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 10th, 2006 - 06:49 am
(Link)
Да, закатали в 49-м, умер в 53-м, в ноябре.
[User Picture]
From:[info]mitrius@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:32 am
(Link)
Собственно, в августе 1921 года Ахматова состояла в законном браке с В. К. Шилейко, а Гумилёв с А. Н. Энгельгардт, так что бросание в ноги было бы странным. Каких-либо следов "высоких отношений" а-ля Брики у них не было (в отличие от будущих отношений Ахматова -- Пунины). Ни А., ни Г. с Бриками не пересекались (хотя бы потому, что практически не ездили в Москву).
[User Picture]
From:[info]mikhail62@lj
Date:November 10th, 2006 - 05:48 am
(Link)
К тому же вряд-ли Гумилев обладал Лилей Брик хоть с какой-то "полнотой".
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 10th, 2006 - 06:33 am
(Link)
Вы забываете период, когда Брики жили в Петербурге. Не знаю, как Гумилев, а Ахматова с ними точно пересекалась.
[User Picture]
From:[info]mitrius@lj
Date:November 10th, 2006 - 06:43 am
(Link)
Да, точно. И Кузмин.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 10th, 2006 - 06:51 am
(Link)
Ахматова о Лиле Брик: "...Волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза".
[User Picture]
From:[info]mitrius@lj
Date:November 10th, 2006 - 06:45 am
(Link)
Гумилёв не особо в 15-18 был в Петрограде -- он на фронте был, потом во Франции и Англии, разве в 16 году мог как-то их знать.
[User Picture]
From:[info]run_er@lj
Date:November 15th, 2006 - 09:17 am
(Link)
буржуазные художественные круги - звучит как сообщество гламурных креативщиков

по тексту: все друг с другом перетрахались, пустили себя под откос, одного отмазали - а ему хоть бы что - думает только о своих подтяжках..
My Website Powered by LJ.Rossia.org