Журнал Андрея Мальгина - Письмо другу-литератору
July 10th, 2013
10:02 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Письмо другу-литератору
Я тут в последние дни выложил некоторые свои публикации конца восьмидесятых годов, когда, будучи начинающим литератором, крыл, где только мог и при любой возможности, Союз писателей. Дело было четверть века назад, с тех пор публицистика, надо сказать, весьма шагнула вперед, но я решил ничего не редактировать, а выкладывать сканы. Некоторую наивность и прямолинейность, свойственную юности, как я думал, мне читатели простят.

И все-таки контекст, судя по комментариям, остался непонятым. И самым часто задаваемым вопросом был такой: если ты так страстно ненавидел эту организацию, зачем ты столько сил потратил, чтобы туда попасть? Я, конечно, мог бы сказать, что вместе с собой я пытался протащить в эту геронтологическую контору целый список своих сверстников (ныне, кстати, ставших известными писателями). Мог бы напомнить судьбу Иосифа Бродского, который не был никаким антисоветчиком, но был объявлен судом тунеядцем и отправлен в ссылку только на том основании, что он не был членом Союза писателей. Или что никаких издательств, кроме государственных, в стране не было, а там первым делом интересовались у автора, член ли он СП. Ну и так далее. Но получалось бы, что я оправдываюсь, а мне этого не хотелось бы.

Ну и вспомнил я, что мной тогда был написан один текст. Назывался "Письмо другу-литератору", и в нем я как раз подробно разобрал это мнимое противоречие между "ненавидеть Союз писателей" и "стремиться туда вступить". Я точно знал, что в СССР мой памфлет никогда не напечатают, и поэтому отдал его на "Радио Свободу", где его в воскресный прайм-тайм в течение часа с большим выражением прочитал Юлиан Панич под музыку из фильма "Признание комиссара полиции прокурору республики" (запись эта, кстати, у меня тоже есть, редактором был Сергей Юрьенен, режиссером Денис Пекарев). Потом "Письмо другу-литератору" перепечатало несколько эмигрантских изданий (в "Новом русском слове" статью прочитал С.Довлатов и даже процитировал ее в своем письме от 11 августа 1989 г.).

А надо сказать,что номенклатурные работники высокого ранга тогда ежедневно получали "Сборники радиоперехвата", где им предлагалось ознакомиться с расшифровками передач западных радиостанций, вещающих на русском языке. Для остального населения СССР работали глушилки, а для проверенных товарищей из руководства материалы подрывного радио присылали с курьером. Таким образом на стол руководителей Союза писателей лег текст этого моего "Письма другу-литератору". На начальство, как мне передал работавший тогда секретарем СП Роберт Рождественский, текст произвел неизгладимое впечатление. Они были в шоке. И вот, находясь в этом состоянии, они вдруг решили, что их искреннее негодование должны разделить и остальные члены Союза писателей. Мол, это плевок в лицо не только начальникам, но и рядовому писателю. И они дали указание опубликовать мой текст - целиком - в писательской многотиражке "Московский литератор". Что и было сделано (они, правда, заменили мой заголовок своим). И вызвало это, конечно, прямо противоположную реакцию: на метро "Аэропорт" газету передавали из рук в руки и ржали как подорванные. Не надо мной, естественно, а над героями моего памфлета.

Хоть и интересен этот документ эпохи сегодня только тому, кому не чужда история советской литературы, жаль будет, если он канет в Лету. Так что размещу его здесь. Не судите строго - я был совсем молодым человеком, хвастунишкой и беспредельщиком.






(39 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:[info]ross_satori@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:09 pm
(Link)
Кто сумеет прочитать на айфоне, расскажите суть плз.
From:[info]aurinko2010@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:42 pm
(Link)
Я и на компе не могу. Попросила о кликабельности.
From:[info]walter_kim@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:37 pm
(Link)
Андрей, извините, может, не по теме, но ответьте, пожалуйста - как выглядели эти ежедневные "Сборники радиоперехвата", кто их издавал и как они рассылались (каким путём)?
Дело в том, что я впервые сейчас от вас о них узнал.
Здесь один френд писал о "тассовках" - ну что там, мол, были и у нас такие секретные издания.
Вероятно, он имеет в виду так называемые "белый тасс", зелёный тасс", "красный тасс", о которых писал Хенрик Смит в книге "Русские". А где ещё можно об этом почитать? Спасибо!
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:42 pm
(Link)
Поскольку мне они не рассылались и я их никогда не видел, ответить на ваш вопрос не могу. Но вот отец моего однокурсника с журфака заведовал отделом соцстран в ЦК КПСС - он получал. Сырокомский был в тот период главным редактором "Недели" - он точно получал, и он мне сказал, что вышеприведенный текст прочитал как раз в такой рассылке.
From:[info]montrealex@lj
Date:July 10th, 2013 - 05:20 pm

Думаю, что в 1989 уже всем было до фени

(Link)
кто там что печатает. Даже в нашем захолустье (Петрозаводск) Все гэбэшники были другими делами заняты - как самим усидеть и что делать если не получится.
[User Picture]
From:[info]davnym_davno@lj
Date:July 10th, 2013 - 04:59 pm
(Link)
Я не уверен, что это именно то, но мне доводилось держать в руках еженедельные брошюры, называвшиеся "Экспресс-информация. Зарубежная пресса", рассылаышиеся АПН и содержавшие тексты аналогичных публикаций и радиопередач.
From:[info]ext_892615@lj
Date:July 11th, 2013 - 02:27 am
(Link)
Нет, ну как они могли выглядеть? По-советски ) Когда в начале 90-х в серьезных библиотеках открыли спецхраны, их можно было заказать. По виду нетолстая брошюра - тетрадкой или клееная, машинописный текст, в последние годы - набрано на примитивном текстовом процессоре, бумага белая, обложки когда из такой же бумаги, когда из какой-то непонятной макулатуры, гриф, штампик спецхрана, пронумерованные экземпляры. И не ежедневные они вроде были, а скорее раз в неделю. Так же выглядели всякие вузовские пособия собственного производства или какие-нибудь малотиражные издания разных НИИ. А ТАСС и правда вылезал из телетайпов, и в зависимости от тематики их заправляли бумагой с полосой разных цветов. Некоторые, наверно, были ДСП.
From:[info]qgm@lj
Date:July 11th, 2013 - 04:49 am
(Link)
Анатолий Черняев в дневниках, если не ошибаюсь, упоминает неоднократно.
[User Picture]
From:[info]bel_ok@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:39 pm
(Link)
Сегодня скучно читать уже первую колонку :( как пошли имена совершенно неизвестных поэтов, так я пас...
From:[info]aurinko2010@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:40 pm
(Link)
А можно это сделать кликабельным? Буквы сливаются, слишком мелко. Спасибо!
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:50 pm
(Link)
увы, нельзя
From:[info]aurinko2010@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:53 pm
(Link)
Жаль. Но я заметила, что разный формат в ленте и у вас, если на страницу зайти - тогда я могу прочитать. Ура! В ленте мельче почему-то.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:59 pm
(Link)
все зависит исключительно от ваших настроек
From:[info]aurinko2010@lj
Date:July 10th, 2013 - 02:07 pm
(Link)
Да, конечно.
From:[info]saccovanzetti@lj
Date:July 10th, 2013 - 01:42 pm
(Link)
чушь какая-то малоинтересная, честно говоря...
From:[info]aznev@lj
Date:July 10th, 2013 - 02:20 pm
(Link)
Интересный материал, кнчн. Только про весь этот советский литературный паноптикум исчерпывающе высказался еще Булгаков. Добавить что-то по существу сложно.
From:[info]a_navar@lj
Date:July 11th, 2013 - 09:33 am
(Link)
Да и Аксёнов добавил, и Стругацкие.
Но, всё равно, очень интересно.
[User Picture]
From:[info]volodymir_k@lj
Date:July 10th, 2013 - 02:22 pm
(Link)
вот кстати отличный ответ на широко распространённую глупость

мол если вы против режима, то как не стыдно пользоватлься паспортом, милицией и прочими ништяками

в том то и смысл, что даже члены Сопротивления в оккупированных нацистами странах не додумались себя выдавать или как-то ущемлять себя
в том-то и смысл, что если ты борешся, то чужие ресурсы надо изымать
оккупанты, в том числе кремлёвские, не брезгуют собирать с оппозиции налоги -- что ж святоши-запутинцы им-то не ставят в упрёк "нечестность"

о честности при антагонизме сторон речи не может идти
From:[info]idityna@lj
Date:July 11th, 2013 - 03:24 pm
(Link)
они похоже не налоги собирают, а дань.
From:[info]marsel58@lj
Date:July 10th, 2013 - 02:36 pm
(Link)
Если бы это были не сканы, я бы не догадался, что это было написано очень давно. Хороший текст, нет общих мест, которые бывают сколько-то уместны для своего времени и выглядят пошло - из будущего. Единственное, что выдает время написания этого текста, и то не сразу, это то, что в нем нет злобы. Сегодня, любой умный текст не обходится без злой иронии.
From:[info]tomapol@lj
Date:July 10th, 2013 - 02:54 pm
(Link)
Итересное тогда было время. нам знакомый доставал гостеые билеты на всякие посиделки в ЦДЛ, и В. Солоухина слушали,он тогда подвигнул нас на взнос в кол-ве 5 рублей на восстановление ХСС и до сих пор храним оловянного двуглавого орла. Знали бы ни за не отдали бы эти рубли. Слушали и Ю.Карякина и многих других. Статья понравилась.
From:[info]blacktext@lj
Date:July 10th, 2013 - 03:15 pm
(Link)
У вас плохое зрение.
From:[info]solvaigsamara@lj
Date:July 10th, 2013 - 03:13 pm

" Умом Россию не понять!.."

(Link)
" Обычный человек у нас в стране беззащитен и бесправен ", - написали вы, Андрей Викторович, " …другу-литератору " 15 сентября 1989 года. Так было задолго до вашего письма, ещё более беззащитен и бесправен простой человек в путинском беспределе.
Русским людям в кайф быть униженными кучкой проходимцев? Вопрос риторический.
Интересно, в наше время с таким же трудом пробиваются в СП? Наверное, если не член партии жуликов и воров, тоже чинят препоны?
Или вообще пропала актуальность нахождения в этой организации? Может, по-настоящему талантливым сейчас без надобности туда стремиться?
From:[info]blacktext@lj
Date:July 10th, 2013 - 03:14 pm
(Link)
Из всего выше увиденного - лучше письма друзьям-литераторам не писать. Проще встретиться и поговорить, а если это невозможно - забить до лучших времен. Слишком много букв писать надо, а это стрёмно.
[User Picture]
From:[info]e_smirnov@lj
Date:July 10th, 2013 - 03:20 pm
(Link)
спасибо за интереснейшую публикацию!

(не знаю, как с айфона, с телефона на андроиде отлично читается)
[User Picture]
From:[info]nefedor@lj
Date:July 10th, 2013 - 03:51 pm
(Link)
Хорошо написано. Ностальгический экскурс во времена моей юности...
From:[info]12505@lj
Date:July 10th, 2013 - 04:18 pm
(Link)
Интересно, познавательно, местами очень смешно. Но какое необычное состояние! Как будто дело происходит сегодня, но тебе на двадцать с лишним лет меньше.
From:[info]ext_1514441@lj
Date:July 10th, 2013 - 04:50 pm
(Link)
Без малого четверть века прошло, а статья все так же актуальна. И не только для писателей...
[User Picture]
From:[info]davnym_davno@lj
Date:July 10th, 2013 - 05:03 pm
(Link)
Ваша совместная с Т.Н.Толстой "экспедиция" и прогулка с В.В.Карповым напрашиваются как части сюжета телесериала под условным названием "Союз писателей СССР".
From:[info]unexim@lj
Date:July 10th, 2013 - 05:18 pm
(Link)
Понравилось.
From:[info]ext_717387@lj
Date:July 10th, 2013 - 05:19 pm
(Link)
Прочел на одном дыхании. Окунулся с головой в ту эпоху.
http://youtu.be/hBT-0-55auI
From:[info]obatzda@lj
Date:July 10th, 2013 - 05:47 pm
(Link)
Действительно очень увлекательная статья. Теперь я понимаю, что имел в виду Довлатов, когда отмечал вашу нелюбовь к обращению по имени от незнакомых людей. А я то думал, что вы ему лично ненароком нагрубили по телефону. ;)

И да, расскажите, пожалуйста, чем прославился Станислав Куняев?
From:[info]anita_pallen@lj
Date:July 10th, 2013 - 07:09 pm

чем прославился Станислав Куняев?

(Link)
Да-да, мне тоже интересно.

А он оказывается ещё тот фрукт...
" Станислав Куняев поддерживает точку зрения отрицателей Холокоста на общее число погибших евреев как на многократно завышенное историографией Холокоста. Основной тезис работы — недопустимость создания «культа холокоста в России».
From:[info]ext_1044391@lj
Date:July 11th, 2013 - 01:36 am

Re: чем прославился Станислав Куняев?

(Link)
Была примерно такая эпиграмма:

Читал стихи Куняева...
(М)не нравится хуйня его.
From:[info]anita_pallen@lj
Date:July 10th, 2013 - 07:04 pm
(Link)
Спасибо! Очень интересно, прочла с удовольствием!
From:[info]sail2ithaki@lj
Date:July 11th, 2013 - 02:36 am
(Link)
> газету передавали из рук в руки и ржали как подорванные

Было :)
[User Picture]
From:[info]sted_ats_02@lj
Date:July 11th, 2013 - 05:17 am
(Link)
Хорошо написано. Но в наше время так не пишут - пишут с большей злобой что ли ...
From:[info]idityna@lj
Date:July 11th, 2013 - 03:23 pm
(Link)
Спасибо, что выложили! Обалденный штрих к истории совка:)
From:[info]madgine@lj
Date:July 11th, 2013 - 06:58 pm
(Link)
Весьма забавный и исторически-информативный текст.
И не знаю как к автору то теперь обращаться, без отчества-то…
From:[info]papakati@lj
Date:February 1st, 2014 - 11:15 pm
(Link)
А Карпов этот - очень характерный персонаж. Просто чувствуется, как от него совком пахнуло. Я помню этих важных, надутых советских начальников всех рангов и мастей, учителей в школе, родителей друзей... Этот эдакий дружеский снобизм, похлопывание по плечу, всегда на "ты"... И ничего за душой кроме "нашего союза", "нашей партии", "наших отцов и дедов", "нашей победы"...

У Веры Полозковой отлично о таких:

“Взрослые – это нелюбознательные когда.
Переработанная руда.
Это не я глупа-молода-горда,
Это вы
не даете себе труда.
Назидательность легкая, ну, презрительная ленца.
Это не я напыщенная овца,
Это вас ломает дочитывать
до конца.
Потому что я реагент, вызываю жжение.
Напряжение,
Легкое кожное раздражение;
Я свидетельство вашего поражения,
вашей нарастающей пустоты.”

My Website Powered by LJ.Rossia.org