Журнал Андрея Мальгина - 25 лет назад Горбачев отменил цензуру
August 1st, 2015
05:51 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
25 лет назад Горбачев отменил цензуру
25 лет назад, 1 августа 1990 года, Горбачев отменил предварительную цензуру. Пейзаж СМИ сразу изменился. Например, уже через неделю вышел первый номер журнала «Столица». Моя редакционная заметка, которой открылся журнал, называлась «Без цензуры». Далее следовала статья А.Минкина о памятниках Ленину под названием «Истукан» и «Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко». Верстку номера мы отправили в типографию "Московская правда", принадлежавшую Московскому горкому КПСС.

Директор типографии товарищ Перель позвал меня к себе и говорит: "Ну вы понимаете, что мы этого печатать не будем?" "Да? - говорю - а вот в выходных данных написано "Журнал Моссовета". Хотите, мы сейчас заберем вашу типографию у партии и отдадим ее народу?" Надо сказать, что я был народным депутатом Моссовета, а Моссовет после честных выборов (еще одно достижение Горбачева) был по своему составу антикоммунистическим. Мы и в самом деле думали, что у номенклатуры можно что-то отнять и передать народу. Все московские чиновники уже готовились жить при новой власти, но пока не очень понимали, что такое хорошо, а что такое плохо. Тогда товарищ Перель послал журнал в Главлит – прекрасно зная, что это теперь не требуется. Оттуда ему его вернули, сообщив, что это теперь не их дело. После чего он позвонил первому секретарю горкома партии товарищу Прокофьеву – и тот ему сказал: печатай.

Когда первый номер вышел тиражом 300.000 экземпляров и его прочли где-то повыше товарища Прокофьева, типография отказалась от печати последующих номеров. Но цензуры-то не было. Поэтому каждый последующий номер мы печатали в какой-нибудь новой типографии. Зимой мы уже добрались до типографий Одессы и Чернигова, и привозили тиражи оттуда.

Вообще надо сказать, что Советская власть держалась во многом на цензуре. Уже 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнарком издал Декрет о печати, на основании которого большевики за несколько месяцев закрыли 470 газет. В Конституции РСФСР 1918 года свобода слова гарантировалась только "рабочим и беднейшему крестьянству", но не всему обществу. Большевики наплодили огромное количество всяких цензурных органов, отдельные люди давали разрешение на спектакли, отдельные - на кинофильмы, в одном месте разрешались книги, в другом - газеты. Наконец, в 1922 году все это хозяйство объединили под общим названием Главлит (главное управление по делам литературы и издательств народного комиссариата просвещения). Без особых изменений он просуществовал до 1 августа 1990 года, пока Горбачев не срубил сук, на котором сидел.

Надо особо отметить, что советская цензура не только запрещала и разрешала рукописи, но и осуществляла вторичный контроль - уничтожала уже вышедшие книги. Вплоть до лета 1990 года в книжные магазины и библиотеки ежемесячно поступали списки книг и грампластинок, подлежащих изъятию. Тиражи не уничтожались на месте (работникам торговли не верили), а отсылались в Главлит.

В 1942 году Главлит запретил книгу "Поэма войны", изданную Кировским областном издательством и содержавшую поэму Анатолия Мариенгофа "Таня-Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской. Скорей всего причиной этого было то, что одновременно вышла поэма "Зоя" Маргариты Алигер, которая была признана партийными органами канонической и спустя год получила Сталинскую премию. Но в отзыве цензор Чевылев написал другое: он увидел в книге пропаганду религии. "У Мариенгофа отчетливо слышны евангельские мотивы и реминисценции, в частности – уподобление казни Зои смертным мукам Иисуса Христа" (хотя Христос в поэме не был назван). Цензор привел такие строки:

Как на Голгофе
Было:
У стражи
Зоя
Пить просила,
И немец
Дал ей
Керосин.
Так уксус пил
Марии сын.


Книгу изъяли из библиотек и книжной торговли по всей стране.

Изымались даже книги Сергея Михалкова. В 1960 году в список запрещенных Главлитом книг попал сборник Михалкова "Война на войне" с рисунками Бор. Ефимова. В постановлении об изъятии говорилось, что Михалков подверг необоснованным нападкам руководителя Югославии Иосипа Броз Тито. По той же причине тогда же была запрещена написаннная Михаковым в соавторстве со Львом Кассилем книга публицистики “Европа – слева! По маякам 15 стран".

А уж с каким рвением Главлит в период с 23 августа 1939 года (подписание пакта с Германией) по 22 июня 1941 запрещал все, что могло бы бросить хоть малейшую тень на Германию, ее руководителей или идеологию фашизма. Под раздачу попал даже верноподданный В.И.Лебедев-Кумач, книга которого "Москва майская" (Музгиз, 1937) была "списана в макулатуру книготорговой сети в связи с наличием в ней в песне "Нас не трогай" нескольких абзацев антигерманского характера" (из отчета начальника Главлита Садчикова, направленного в ЦК ВКП(б).

В "Списке книг, подлежащих изъятию из продажи и библиотек" от 10 февраля 1940 г. (это, кстати, список за номером 171, что говорит о масштабах изъятий) находим названия изъятых книг и мотивацию:

"Корнев Н. Третья империя в лицах. М., "Художественная литература", 1937. Автор очень остро говорит об изуверстве германского фашизма и непрочности той базы, на которой держится фашизм. В условиях настоящего времени описываемое содержание книги не соответствует нашей внешней политике".
"Отвальд Э. Путь Гитлера к власти. М., "Соцэкгиз", 1933. В книге имеется ряд мест, которые сейчас, после заключения СССР договора о дружбе с Германией, нежелательны. Например: "Теперь фашизм торжествует. Он справляет кровавые оргии по всей стране, истребляя коммунизм". Плохо говорится о Гитлере (на многих страницах)"


Криминал: "плохо говорится о Гитлере"! Запретить, изъять, уничтожить!

Не менее бдительно относились цензоры к книгам, которые еще только готовились к печати. Из "Сводки вычерков и конфискаций Ленгорлита" от 31 октября 1939 г.:

"Труды Ленинградской конференции по типизации технологических процессов. Машгиз, 1939. Снята выдержка с резкими возражениями против фашизма, как например: "В то время, когда разъяренный фашизм уничтожает достижения науки и техники и ведет свои страны к ужасам средневековья." . "Справка о программах по экономической географии Ленингр. Гос. Университета, новой истории Ленингр. Политико-просветительного института им. Крупской. Допущено много неверных, ошибочных положений, например, Германия рассматривается как главный виновник войны 1914 г. Германия выступает как агрессор против стран "демократии" Западной Европы. Англия и Франция показаны как страны - защитницы демократических свобод и ряд других положений. Зав.кафедрой экономической географии ЛГУ указано на безответственное отношение к составлению программ. Предложено программы изъять."

Из находившегося в типографии журнала "Литературный современник" №7-8 за 1939 г. была изъята статья академика Е.В.Тарле "Фашистская фальсификация исторической науки в Германии".

11 июня 1940 г. первый зам наркома иностранных дел Вышинский написал своему начальнику Молотову, чья подпись стоит под Пактом с Германией: "Я прослушал в театре им. К.С.Станиславского (в закрытом спектакле) оперу С.С.Прокофьева "Семен Котко". Считаю целесообразным внести в либретто изменения, устранив эпизоды с австро-германскими оккупантами. Тов.Прокофьев с этими предложениями согласен". Немедленно подключается цензура, которая запрещает премьеру "Семена Котко" до тех пор, пока автор либретто Валентин Катаев не вычеркнул из либретто всех немецких оккупантов.

Ну и так далее. Все эти цитаты взяты из сборника документов "Цензура в Советском Союзе. 1917-1991". Немцы, фашизм, Гитлер все два года перед войной могли упоминаться только в положительном контексте. Полезно почитать.

Путин предварительную цензуру пока не ввел, но это и не требуется. За последние годы принят целый комплекс законов и постановлений, позволяющих без особого труда в любой момент закрыть любой орган печати, телеканал или радиостанцию, не говоря о сайте. За содержанием СМИ бдительно следит Роскомнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - достойный преемник советского Главлита. Министерство юстиции РФ неустаннно пополняет Федеральный список экстремистских материалов - сейчас в нем уже около 3000 позиций (в 2007 году было 14). Цензурные функции взяло на себя также министерство культуры, следящее за правильностью репертуара, поощряя религиозное мракобесие и фальсифицируя историю. В этом ему помогает министерство образования и науки, занятое созданием "единых учебников". Все при деле.

(87 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:[info]ext_3155375@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:19 am
(Link)
Большое спасибо за пост,а "Столица"печаталась как революционная Искра:).Большевизм-это тот же фашизм, об этом уже много написано.
From:[info]ext_2869461@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:09 pm
(Link)
"Искра" была большевисткая, т.е. говоря вашим языком, фашистская. "Столица" как "Искра", т.е. соответственно тоже фашистская. ТС печатал в ней статьи, т.е. автор блога фашист, Вы это хотели сказать?
From:[info]ext_2638153@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:10 pm
(Link)
Наверное имеется в виду "как подпольная литература".
From:[info]vlatar62@lj
Date:August 2nd, 2015 - 01:47 am
(Link)
Эк вас прет! На окладе, или "поцриот"?
From:[info]ext_2869461@lj
Date:August 2nd, 2015 - 02:09 am
(Link)
За 11 рублей конечно пишу, вот ты дебил мне ответил и еще 11 мне на водку добавили.
From:[info]george_smf@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:21 am
(Link)
Строго говоря, в СССР Главлит был тоже "не нужен" после введения ст. 58.10 (а позже - 190). Вякнешь - пеняй на себя, вплоть до расстрела. Если умысел не доказан - то он "косвенный" (в соответствии с постановлением пленума Верховного суда 1929 г.). А в крайнем случае - можно и без суда обойтись, на то внесудебная ссылка вместе с семьёй. Ну, и на кой им Главлит? :)

Хотя я бы не прочь записать в новой Конституции, что свободу слова и избирательное право имеют только граждане, не являвшиеся в путинские времена депутатами, судьями, министрами, иерархами РПЦ и членами кооператива "Озеро"...
From:[info]ext_3233695@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:52 pm
(Link)
О! Периодически же всплывает вопрос об избирательном цензе - вот один из возможных критериев (на будущее).
From:[info]george_smf@lj
Date:August 1st, 2015 - 04:56 pm
(Link)
А в Конституции РСФСР 1918 года примерно так и было - избирательного права лишили тех, кто поураганил при царизме:

"Не получили избирательного права лица, жившие на нетрудовые доходы. Это были лица, жившие на проценты с капитала, имевшие доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п. В категорию «лишенцев» попали частные торговцы, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, члены царствовавшего в России дома".
Всего - от 2-х до 8-ми процентов взрослого населения было дискриминировано.
[User Picture]
From:[info]i_navi@lj
Date:August 2nd, 2015 - 12:13 am
(Link)
Большевики, вотличие от либералов 90-х, понимали, что люстрация необходима. Пример четкой люстрации. Вот только думаю, что после падения нынешнего режима люстрация коснется не менее 20% чиновников всех уровней.
From:[info]george_smf@lj
Date:August 2nd, 2015 - 12:40 am
(Link)
Маловато будет. :)

Таковы были чаяния общества к февралю 1917-го, большевики не могли их не учитывать.
[User Picture]
From:[info]i_navi@lj
Date:August 2nd, 2015 - 03:32 am
(Link)
Хотел обвинить Вас в кровожадности, а потом прочитал пост свой. %-) Конечно же 20% населения - чиновников всех уровней, журналистов, и всех , кто способствовал одурманиванию населения. Просто запрет на участие во власти будущей России. Опыт Германии показывает, что все они на свободном рынке становятся уборщиками улиц - не выше.
From:[info]george_smf@lj
Date:August 2nd, 2015 - 03:38 am
(Link)
На участие во власти - это мало. Ограничение в избирательном праве (запрет на голосование, как для недееспособных) и в свободе слова.
[User Picture]
From:[info]i_navi@lj
Date:August 2nd, 2015 - 04:21 am
(Link)
Ну, вот это уже ничего не решит, Понимаете в чем дело. Если в образовании, среди чиновников, в полиции и судах сидят порядочные , выбираемые люди, все как-то сразу устаканивается. Я обожаю экономическую мировую историю. Примеры в ней - поразительные. Есть единственная в России и Белоруссии категория граждан, которую надо не ограничить в праве выбора, а заставить сдать экзамен на это право - бабушки и дедушки, родившиеся, выросшие, и умирающие во время режима.
From:[info]design_n1@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:28 am
(Link)
Вот всю жизнь понять не могу, как выпустили в прокат фильмы собачье сердце, моонзунд, итд. Там ведь так хорошо показана убогость коммунизма
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:42 am
(Link)
В рамках перестройки чего только не было. Например, Архипелаг ГУЛАГ напечатали, что уж о Собачьем сердце говорить.
From:[info]miharu_imanishi@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:45 am
(Link)
Ого, он 1988 года, я думал фильм намного старше!
From:[info]theoakrose@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:08 pm
(Link)
Я другого не пойму. Вот снял Шахназаров "Город Зеро" - значит, тогда он всё понимал. Не просто понимал - горело сказать всем, чтобы услышали. Ы???
From:[info]ext_3233695@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:54 pm
(Link)
Шахназаров - чекистское семя. Им всё можно.
[User Picture]
From:[info]profi@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:58 pm
(Link)
Интересно, что тот же Шахназаров понимет сегодня? Или он окончательно превратился в инфузорию?
[User Picture]
From:[info]zumba@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:03 pm
(Link)
Ну так Бортко тоже там, в туфельках. Эволюция, понимашь...
[User Picture]
From:[info]profi@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:07 pm
(Link)
Бортко, к его чести, не является регулярным активным участником мерзейших пропагандонских телешоу. Насколько я знаю. Коммуняка он - да. Его право.
From:[info]sasza@lj
Date:August 1st, 2015 - 09:24 pm
(Link)
Уж насколько я редко смотрю пропагандонские телешоу, но несколько раз я его там видел - примерно столько же раз, сколько и Шахназарова. Более того, именно из них и узнал, как он выглядит. Так что не осталось у него ни капельки чести, даже если и была когда-то. А если учесть ещё то, что он украинец, то картина нарисовывается ещё хуже, чем с Шахназаровым.
From:[info]sasza@lj
Date:August 1st, 2015 - 09:36 pm
(Link)
Уж насколько я редко смотрю пропагандонские телешоу, но несколько раз я его там видел - примерно столько же раз, сколько и Шахназарова. Более того, именно из них и узнал, как он выглядит. Так что не осталось у него ни капельки чести, даже если и была когда-то. А если учесть ещё то, что он украинец, то картина нарисовывается ещё хуже, чем с Шахназаровым.
[User Picture]
From:[info]profi@lj
Date:August 2nd, 2015 - 12:11 am
(Link)
Я так их почти совсем не смотрю. Готов с Вами согласиться.
From:[info]ext_2874837@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:56 pm
(Link)
Да разные люди деградировали. Вон, скажем, писатель Ю.Поляков при совке - фрондёром был, а стал - редкостным дерьмом.
Это большая и невесёлая тема.
From:[info]nega_tivist@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:09 pm
(Link)
Может, он просто из тех, кто в струе? К тому же, сценарий то ведь не его. Увидел "острое" и подсуетился. Кара вон тоже "Пиры Валтасара" снял. И где он теперь?
[User Picture]
From:[info]profi@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:16 pm
(Link)
Ага. Я даже знаю, в какой струе. :-)

Хотя если серьезно, одной коньюнктурщиной такое моральное уродство оъяснить нельзя. Коньюнктурщик всегда в классе мерзавцев. Но лезть в первые ученики... Это уже моральное уродство. ИМХО, конечно.
From:[info]achtungslos@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:35 pm
(Link)
В большого поклонника СССР он превратился.
Вот как-то так:
kprf ru /activity/culture/139369 html
[User Picture]
From:[info]profi@lj
Date:August 2nd, 2015 - 12:39 am
(Link)
Старость - не радость. Он и фильмы фиговые стал снимать.
From:[info]tijd@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:43 pm
(Link)
Первыми ласточками были роман "Дети Арбата" и фильм "Покаяние", появившиеся в 1987 г.
From:[info]rsx11m@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:35 am
(Link)
В сентябре 1987г мы организовывали первый Днепропетровский рок-фестиваль. Конечно, под эгидой комсомола, иначе нам бы просто не дали нормальный зал (и то, сначала испугались, и отказали, потом таки дали зал, другой, но, честно, он был даже круче первого). Все тексты песен всех групп должны были быть залитованы (кто знает - понимает). Название группы Naked Legs было запрещено, ребята срочно переименовались в Nеоновый Lес, а что у них на значках вензель NL и почему-то волосатые ноги - то уже не заметили.

А в октябре 1988г на втором рок-фесте уже пели все, что хочется, и никакой залитовки не было. Так что звучала песня на стихи Руслана Уралова, которая заканчивалась словами

Рейган разгуливает по Москве,
Попы́ заседают в ЦэКа!
Какой бардак творится в стране!
Где ты, Стальная Рука?!

Это песня от лица страдающего сталиниста...

В 86м мой фильм был конфискован КГБистами, а меня обвинили (на комс. собрании) в пропаганде американского образа жизни и нетрудовых доходов и в поддержке бомбардировки Ливии (той самой, образца 1986г). Ну, обошлось, там просто пытались личные счеты свести, настучали, я так понимаю, ребята из конторы были таки разочарованы.

И, вот, примерно середина 88г - это для меня уже конце советской цензуры и идеологии. Многое изменилось буквально за год. А уж 89й...

Так что, мое мнение, Горбачев лишь узаконил то, что за пару лет случилось в реальной жизни.
[User Picture]
From:[info]mancunian@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:05 pm
(Link)
Я пришел из армии летом 89-го, и у меня сложилось впечатление, что можно уже всё. "Взгляд", "АиФ", "600 секунд", "Пятое колесо", "Огонек"... О "Столице", кстати, я даже не слышал. ;)

В 90-м же открыли границы на выезд, и только через несколько лет я осознал, сколько ученых уехали - сразу и бесповоротно...
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:31 pm
(Link)
О Столице вы не слышали, потому что ее не было.
From:[info]george_smf@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:08 pm
(Link)
В то время жизнь вообще сильно обгоняла Горбачёва. Не только в области расширения дозволенных свобод. Практически всё делалось "явочным порядком", а потом закреплялось и "узаконивалось" отсутствием наказания - а не по указке "сверху".
From:[info]accuweathers@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:37 pm
(Link)
Мне кажется, что страна проделала во второй раз путь от 1905 до 1937 сейчас
From:[info]george_smf@lj
Date:August 1st, 2015 - 04:52 pm
(Link)
Если так, то темпы радуют. Эдак мы за ближайшие десять лет доживём до нового 1991-го... :)
From:[info]alex_krivoff@lj
Date:August 1st, 2015 - 06:43 pm
(Link)
Согласен, на ДВ Рок-Фесте, в 1988 г., Ник Рок&Ролл (Владивосток) тожеж нелицеприятно по поводу Рэжыма проходился, физической расправы это не вызвало!
From:[info]george_smf@lj
Date:August 2nd, 2015 - 12:47 am
(Link)
В 1988-м уже Галич был де-факто легализован, и тоже "явочным порядком".
From:[info]bibenduum@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:35 am
(Link)
Ботоксный чудило только в начале пути, поэтому запасаемся попкорном..
From:[info]gopnikov@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:36 pm
(Link)
лучше патронами и тушенкой запаситесь
From:[info]bibenduum@lj
Date:August 2nd, 2015 - 02:55 pm
(Link)
С кем воевать думаете?
From:[info]gopnikov@lj
Date:August 3rd, 2015 - 02:34 am
(Link)
тушенка чтобы есть, а патроны чтоб тушенку не отобрали ))) а воюют пускай лашки )))
From:[info]irysk@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:39 pm
(Link)
Ботоксный мудило не Горбачев. Он страну в крови утопит, в концлагерях сгноит, но от власти не откажется.
From:[info]accuweathers@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:40 pm
(Link)
Как вождь народов и фюрер германского рейха?
From:[info]morna9@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:21 pm
(Link)
Как-то так :(
From:[info]bibenduum@lj
Date:August 2nd, 2015 - 02:10 am
(Link)
Можно всех собак на Ботоксного вешать, но мне кажется, народ сам не против сталинских чисток, гулагов, пятилеток и тд. Посмотрел недавно выпуск новостей на Первом, впервые за долгое время. Ощущение, что надо быть совсем тупым, чтобы верить всем этим катям андреевым с добродеевыми.
From:[info]vik_kis@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:35 am
(Link)
Спасибо, весьма познавательно. и интересно прочесть.
...
Это они удачно из "Котко" австро-германских оккупантов исключили - так что я всегда почему-то думала, что там большевики и Прокофьевым так и подразумевалось.
From:[info]kvas777@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:41 am
(Link)
Похоже что цензура - первый признак фашизма-сталинизма...
From:[info]woolfs@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:14 pm
(Link)

[User Picture]
From:[info]victor_korb@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:43 am
(Link)
Список минюста - это апофеоз системы произвола. В нем, например, сохраняются материалы, которые по вступившим в силу решениям "судов" перестали быть "экстремистскими". Соответственно, у сотрудников подлоохранительной системы есть абсолютно "законные" основания для привлечения к ответственности миллионы граждан в буквальном смысле ни за что...
From:[info]ext_2866783@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:43 am
(Link)
у меня был до последнего времени - пришлось продать - полный комплект, так сказать, Столицы, до раздрая.
From:[info]ni_usa@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:47 am
(Link)
"Истукан" - это звучит убедительно. Интересно было бы найти электронную копию этого Первого номера журнала «Столица».
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:59 am
(Link)
Я могу выложить сканы, не проблемы.
From:[info]meursault_vs@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:17 pm
(Link)
Пожалуйста, раз в неделю по 1 номеру - это будет подарком для нас.
From:[info]ext_2197493@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:54 pm
(Link)
С надеждой присоединяюсь к просьбе.
From:[info]andresdias@lj
Date:August 2nd, 2015 - 04:40 pm
(Link)
Горячо поддерживаем. Очень хочется перечитать. В те времена доставали "Столицу" через третьи руки и только "на почитать".
From:[info]accuweathers@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:42 pm
(Link)
Я тоже хочу почитать.
From:[info]ni_usa@lj
Date:August 1st, 2015 - 06:00 pm
(Link)
Это было бы замечательно. То время в России, по крайней мере для меня, до сих пор покрыто тайной. Большое спасибо за такую возможность.

Кстати, написали бы сценарий о том времени и о том, например, как оказалось, что российская интеллигенция "смогла не смочь", хотя на ее стороне были Сахаров и Яковлев (не последний человек во власти) а жулики смогли (хотя на их стороне были такие, как Путин - явно не самые светлые умы). Скоро это будет очень востребовано, наверняка и в Голливуде.
From:[info]galajic@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:49 am
(Link)
Отмена цензуры - настоящее достижение 80-90х, но все постепенно изменяется с приходом Путина. Да, наивны как мы были... Книги не только уничтожались, а отсылались в спецхран, если там не было политического криминала, но были упоминания неугодных фамилий, например. Кроме того, в библиотечных и еще не распроданных книгах вымарывались фамилии, имена неугодных и неудобных властям. Причем это ведь делали вручную библиотекари, работники книжных магазинов и типографий (если тираж уже напечатан, но не отправлен). В 30-е годы Ленгосуниверситет был имени Бобкова, чья фамилия была и в штампе всех поступающих в университетские библиотеки книг. Когда Бобкова репрессировали, библиотекари в каждой книге густо зачеркивали в штампе "имени Бобкова" (не помню инициалы). А главная библиотека Ленгосуниверситета (Горьковка, по студенческому сленгу) имела обязательный экземпляр всех выходящих в стране книг. Факультетские библиотеки - массу учебников. Плачущих по совдепии посадить бы ночами вымарывать в тысячах книг какие-то строки, слова - хотя бы от одного этого охренели бы и перестали, может быть, страдать по "твердой руке".
























[User Picture]
From:[info]pasha_su@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:59 pm
(Link)
Бубнова.
From:[info]comment_zero@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:53 am
(Link)
Как пример: длительное уже время блокируют "Грани" и никакого внятного объяснения: за что да почему. И при этом, путинские жулики ухмыляются: цензуры де нету. Всякие авторитарные режимы свет видывал, но с такой степенью концентрации жуликоватости - это первый в мире, пожалуй.
From:[info]thesesss@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:00 pm
(Link)
Цензуры нет, военнослужащих в Украине тоже нет.
From:[info]comment_zero@lj
Date:August 1st, 2015 - 11:56 am
(Link)
А полновесным изданием без цензуры (до официальной отмены цензуры) была латвийская "Атмода" - приводившая в восторг любителей свободной печати.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:00 pm
(Link)
Огонек что ли не приводил в восторг? Или Московские новости? Приводили.
From:[info]comment_zero@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:46 pm
(Link)
Приводили, но разная степень свободы у них была.
From:[info]22he_travnya@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:27 pm
(Link)
Журналистская карьера Михаила Леонтьева началась в 1989 году в рижской газете "Атмода", параллельно он стал писать для отдела политики "Коммерсанта".

Позднее Михаил Леонтьев возглавил отдел экономики "Новой газеты", являлся соучредителем "Сегодня"
http://www.spbdnevnik.ru/news/2014-01-14/mikhail-leonteyv-stal-vitse-prezidentom-rosnefti

P.S. а в Украине такая официальная газета начала выходить первого июля 1990го - "За Вільну Україну" - орган возглавляемого Черноволом Львовского облсовета http://korrespondent.net/ukraine/events/152994-prekrashcheno-izdanie-gazety-za-vilnu-ukrayinu
From:[info]inna68@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:17 pm
(Link)
О! Огонёк! Я завела знакомство с продавцом киоска "союзпечать", чтобы она мне оставляла номер ))) и первый номер Столицы помню.
From:[info]ext_2638153@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:18 pm
(Link)
О да.
From:[info]theoakrose@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:12 pm
(Link)
А знаете, я ведь "Столицу" с самого первого номера приметила и читала. Отслеживала появление каждого номера. До самого отъезда в Израиль в 1992. До сих пор помню развернутую статью о Йоси Пеледе - "Израильский генерал Йоси Сталин". Второй номер ЕМНИП.
Спасибо Вам большое за журнал! Немножко с запозданием - ну, да как говорится, лучше поздно... ;)
From:[info]ext_2874837@lj
Date:August 1st, 2015 - 06:27 pm
(Link)
Да, едва ли не лучший общественно-политический еженедельник того времени. Меня удивляло, что когда А.Минкина представляли на разных ТВ-ток-шоу, никогда не упоминалась его работа в "Столице".
From:[info]aboorigent@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:46 pm
(Link)
Я с середины июля являюсь пользователем провайдера интернета TELE2.
Условия хорошие и интернет очень приемлемый для юзера из частного сектора на задворках Кузбасса!
3G, не более, но это почти 10 Мбит/сек, что для нас частников явно умопомрачительно.
Я доволен ТЕЛЕ2.
Но. Видимо патамушта ТЕЛЕ2 теперь владеет Ростелеком сайт https://navalny.com не открывается никак! Не, не пишут что он запрещен, просто не открывают и все, игнор!
Фригейт не помогает, опера, даже через свой прокси, тоже не открывает! Единственная возможность открыть - это ТОР. Но у Тора тоже есть свои нюансы!!! Там не всегда можно авторизироваться и это понятно!
Прошу, свяжитесь с Алексеем, возможно он сможет своим авторитетом как то повлиять на незаконное блокирование его сайта! Это важно очень! Телевизор сам себя не уничтожит... и правду не поведует.
From:[info]andreyt79@lj
Date:August 1st, 2015 - 03:29 pm
(Link)
По второй части вопроса промолчу, по первой есть ньюансы:
Теле2 пока не ростелеком, хотя тому и сильно хотелось, а вот реально интересный пару лет назад пров Йопта уже симки выдает с автоименем ростелеком.
Насчет блокировок - для всех провов они едины - живем в стране, которая воюет со всем миром и 5 колонкой.
From:[info]ext_739144@lj
Date:August 1st, 2015 - 05:09 pm
(Link)
юзай расширение ZenMate для Chrome. гугл в помощь :)
[User Picture]
From:[info]bel_ok@lj
Date:August 1st, 2015 - 12:54 pm
(Link)
хорошо над вами товарищ Перель поиздевался!
From:[info]ext_775217@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:30 pm
(Link)
Пожалуй, нечего добавить к статье крупнейшего исследователя советской цензуры, ныне покойного А.В.Блюма "Существует ли возможность реставрации цензуры в России?": http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/libraries/books/blium/?id=281
From:[info]wind1972@lj
Date:August 1st, 2015 - 01:33 pm
(Link)
у нас всегда кто то отменяет кто то запрещает кто то разрешает кому то положено кому то нельзя
From:[info]nafnusha@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:24 pm
(Link)
Прям какой-то Оруэл.
From:[info]inna68@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:25 pm
(Link)
Когда был путч летом 90-го, мы с полугодовалым сыном были на даче. Какая-то деревня Дёшино между Москвой и Подольском. Как только увидели Лебединое Озеро, сразу сели в машину и рванули к родителям мужа в Подольск. По дороге рассуждая, что делать. Мой бывший был первым, кто подал в суд на СССР за неправомочность отказа в выезде, заявление приняли (как сказала принижавшая "у меня нет оснований его не принять"), и к этому времени оно благополучно, но безрезультатно путешествовало по кабинетам московского суда. Как-то нам не нравились наши перспективы. Думали даже рвануть на машина в Прибалтику и получать убежище, потом поняли, что таких умных - не мы одни. Короче, остались. Но к чему я... В Подольске по дороге зашли в книжный и накупили и Пьецуха и Высотского, и Набокова и ещё кого-то, всё что видели - купили. Пообедали у родителей и решили, что надо бы и друзьям таких книг купить, кто знает, как долго они на прилавке будут. Вернулись в магазин... Ан, нет. Закрыто "до дальнейшего распоряжения" ))).
From:[info]tmu_1971@lj
Date:August 1st, 2015 - 04:44 pm
(Link)
>Когда был путч летом 90-го


В августе 91-го все же :)
From:[info]inna68@lj
Date:August 1st, 2015 - 06:56 pm
(Link)
Точно! Летом 90-ого ребёнок только родился и мы летом в городе были )))
Спасибо :)
From:[info]tijd@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:32 pm
(Link)
В 1939-1941 гг. , после Риббентропа-Молотова, был запрещен вышедший накануне фильм Эйзенштейна "Александр Невский". Вновь выпущен на экраны во время войны и послужил началу советского культа Александра Невского.
From:[info]ext_3042228@lj
Date:August 1st, 2015 - 02:35 pm
(Link)
А я помню номер "Столицы", в котором напечатали интервью с Дебовым. Он в то время следил за состоянием мумии Ленина, и рассказал много интересного. Очень неожиданно было это читать, при том, что уроки истории кпсс и научного коммунизма в институте тогда отменить ещё не успели.
[User Picture]
From:[info]llueve@lj
Date:August 1st, 2015 - 04:27 pm
(Link)
Но не в коня был корм :((
From:[info]papasha_pavlik@lj
Date:August 1st, 2015 - 07:30 pm
(Link)
В начале 70-х подрабатывал в школьной библиотеке. Помню, пришла телефонограмма: изъять все книги Виктора Некрасова , уничтожить по акту...
From:[info]ext_3226803@lj
Date:August 2nd, 2015 - 03:06 am
(Link)
Кажется, нынешняя цензура, постфактум, более... подлая, что ли, чем советская.
Тогда предварительно запрещали, а сейчас можно издать книгу, написать текст, вложиться в распространение, потратить деньги и время и уже после всего, вместо прибыли, получить запреты, изъятия (за собственный же счет).
Деньги потрачены и не вернулись. Раз, другой - так легко можно разорить издательство, если, конечно, это небольшое предприятие, а не монстр, выросший на издании халявных переводов.

Впрочем, мелкая подлость сейчас уже тотальна и очевидна. Цензура не исключение.
[User Picture]
From:[info]avla@lj
Date:August 2nd, 2015 - 05:39 am
(Link)
Хорошо помню те времена. Мне было 20. Воздух свободы чувствовался во всём.

Только в 34 окончательно понял что всё это было не по-настоящему,
что в обозримом будущем - уныние и советский реваншизм, и что надо валить, ради себя и ради детей.
My Website Powered by LJ.Rossia.org