Журнал Андрея Мальгина - И.В.Сталин и песня "С одесского кичмана бежали два уркана..."
[Recent Entries][Archive][Friends][User Info]
02:34 pm
[Link] |
И.В.Сталин и песня "С одесского кичмана бежали два уркана..." В 1927 году Утесов поступил в Ленинградский театр сатиры. Особенным успехом там пользовалась пьеса Якова Мамонтова "Республика на колесах". Здесь, в этом спектакле, начала свою жизнь впоследствии печально знаменитая песня "С одесского кичмана". Роль и особенно песня сделали имя Утесова достаточно популярным.
В книге "Спасибо, сердце!" Утесов пишет: "...роль мне очень нравилась. Андрей Дудка... Бандит, карьерист, забулдыга и пьяница, покоритель женских сердец. Он мечтает быть главой государства. И организует его в одном из сел Украины. И сам себя выбирает президентом". Позже, когда Утесов создаст свой теа-джаз, он включит "Кичман" в первую программу коллектива. Известный театральный критик Сим. Дрейден в 26-м номере журнала "Жизнь искусства" за 1929 год писал: "Особо следует отметить исполнение Утесовым "С одесского кичмана". Эта песня может быть названа своеобразным манифестом хулиганско-босяцкой романтики. Тем отраднее было услышать ироническое толкование ее, талантливое, компрометирование этого "вопля бандитской души".
Песня стала шлягером того времени. "Успех был такой, - рассказывал Утесов, - что вы себе не представляете. Вся страна пела. Куда бы ни приезжал, везде требовали: "Утесов, "С одесского кичмана"!
Однажды начальник реперткома Комитета по делам искусства Платон Михайлович Керженцев предупредил артиста: "Утесов, если вы еще раз где-нибудь споете "С одесского кичмана", это будет ваша лебединая песня. И вообще, эстрада - это третий сорт искусства, а вы, Утесов, не артист". На что Леонид Осипович, не скрывая гордости, заметил: "А ведь Владимир Ильич Ленин в Париже часто ездил на Монмартр слушать известного шансонье Мотегюса. Ленин высоко ценил мастерство этого артиста". Керженцев с насмешкой произнес: "Да, но ведь вы-то не Монтегюс". "Но и вы, Платон Михайлович, между нами говоря, тоже не Ленин", - самым вежливым тоном ответил Утесов. Попрощался и ушел.
В 1935 году, после того, как ледокол "Челюскин" застрял во льдах Арктики и наши летчики, рискуя жизнью, спасли отважных челюскинцев в Кремле Сталин устроил прием в честь полярников. На прием, проходивший в Георгиевском зале, был приглашен и оркестр Утесова. По другим сведениям, утесовский коллектив был приглашен на прием в честь папанинцев. Но дальнейшей сути рассказа это не меняет.
В начале концерта Утесов исполнил песню "Осенний пруд". Успех был средним. Вдруг в паузе к нему подошел дежурный в форме с тремя ромбами в петлице и сказал: "Товарищ Утесов, пожалуйста, "С одесского кичмана". Утесов, извиняясь, ответил, что эту песню он уже не исполняет. Через несколько минут дежурный снова подошел к артисту и повторил свою просьбу. В этот раз Утесов не только отказался исполнить песню, но и объяснил, что сам начальник реперткома товарищ Керженцев запрещает ему петь эту песню. Еще через некоторое время все тот же дежурный тихо прошептал Леониду Осиповичу: "Товарищ Утесов, пожалуйста, "С одесского кичмана". Товарищ Сталин просит". О дальнейших событиях Утесов рассказывал следующее: "Ну, товарищу Сталину, сами понимаете, я отказать не мог. Что вам сказать? Когда я кончил, он курил трубку. Я не знал, на каком я свете, и вдруг он поднял свои ладони, и тут они - и этот, с каменным лбом в пенсне, и этот лысый в железнодорожной форме, и этот всесоюзный староста, и этот щербатый в военной форме с портупеей - начали аплодировать бешено, как будто с цепи сорвались. А наши герои-полярники, в унтах, вскочили на столы! - тарелки, бокалы полетели на пол, они стали топать. Три раза я пел в этот вечер "С одесского кичмана", меня вызывали "на бис", и три раза все повторялось сначала".
Через несколько дней в центре Москвы Утесов встретил Керженцева. Конечно, он не мог удержаться и сказал: "А знаете, Платон Михайлович, я днями исполнял на концерте "С одесского кичмана" и даже три раза - на бис". Разъяренный Керженцев прокричал, что с этой минуты Утесов может считать себя безработным и даже с волчьим билетом. И только после этой тирады Утесов добавил, что пел "Кичман" по просьбе Сталина. Буквально потеряв дар речи и не попрощавшись, Керженцев ушел прочь.
http://utesovsongs.narod.ru/legends.htm
|
|
|
Отец моего друга детства, известного кинопродюсера, скрипач ансамбля Утёсова и сосед по дому. Красавец-старикан, всё время травит байки про Утёсова. Некому записать. А мне некогда.(((
Дайте наводку - попробую записать. Электронный адрес : natalia_rubinstein@yahoo.co.uk
Дааа, были! были Суровые, но Добрые Цари. хехе
Песня Утесова - действительно, прекрасна. Но в исполнении Аркадия Северного она еще интереснее.
Ничего удивительного, уголовники любят про себя песенки послушать от услужливых шутов.
Прошу больше не спамить. Это последнее предупреждение.
Мой сослуживец (да и учились вместе - только он на три года раньше) из терских казаков рассказывал
его в школьные годы учил на трубе играть музыкант (бывший) из банды Утёсова.
Говорил тот, что Утёсов не то из ревности (дабы никто не вырос), не то из самосохранения регулярно весь состав банды сдавал (не препятствовал) посадке/высылке. И пел с новыми. |
|