Жить пока интересно
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Saturday, January 18th, 2014

    Time Event
    8:36a
    Отлить в граните
    Александр Романюк 2013-01-08 23:50:39 Собрались однажды на Майдане: послы США, Франции, Испании, Германии, Дании; помощник госсекретаря США Виктория Нуланд; американские сенаторы Крис Мерфи и Джон Маккейн; министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле; верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон; бывший президент Грузии Михаил Саакашвили; министр иностранных дел Голландии Франс Тиммерманс; европарламентарий Яцек Протасевич; министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс; спикер сейма Литвы Лорета Граужинене; бывший премьер-министр Польши Ярослав Качиньский; сенатор Чехии Яромир Штетина — и… обвинили Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины!
    8:38a
    Сексуальные практики запорожских казаков
    Хотя украинские козаки периодически вступали в официальные отношения с властями соседних государств - заключали договоры, военные союзы, посылали и принимали посольства - их внешнеполитические связи были крайне нестабильны и носили непостоянный характер. Даже на фоне общей непрочности взаимных обязательств и договоров между государствами региона в этот период козаки выделялись особой ненадежностью и неисполнительностью в отношении взятых на себя обязательств. Заключив союзнический договор, козаки тут же начинали его нарушать, утвердив о себе у соседних государств славу ненадежных союзников, предателей. "Они хороши для нечаянного нападения, набега и действия врассыпную, но люди они дикие, необузданные, не имеющие страха божьего, на верность их нельзя рассчитывать" ("Древние Путешествия Иностранцев по России", 1863, 209) - характеризовали козаков в 1594 году австрийскому послу российские бояре.

    Ненадежность военного договора с козаками пришлось на своем опыте испытать шведскому королю Карлу XII, который в 1708 предпринял попытку наступления на Россию через Украину в расчете на поддержку запорожского войска, обещанную ему в тайне от русского царя Петра I козацким гетманом Мазепой. Однако, когда шведская армия, проделав огромный окольный путь по непроходимым лесам и болотам, наконец вышла к условленному месту, где она должна была соединиться с козаками, вместо обещанного войска Карла встретил лишь небольшой отряд Мазепы и его сторонников. Расчет на украинских союзников привел шведского короля к потере большей части армии и, в итоге, к поражению во всей военной кампании.

    Невозможность прочного военного союза между регулярной армией феодального государства и войском козаков была вызвана в первую очередь принципиальными различиями их политической организации. Институции, составлявшие основу политической системы феодального государства, были практически неразвиты у козаков, не признававших писанного законодательства, государственных повинностей и распоряжений. Запорожское войско вело себя в отношении государства как настоящая "кочевая машина войны"[1] решительно противясь любым попыткам навязать ему армейские порядки. Из основных элементов феодальной политической структуры, фактически, только церковь играла существенную роль в социальной организации козаков. Однако, хотя принадлежность к православной церкви и являлась одним из немногих формальных условий приема в козаки, на практике черты христианского сознания в запорожском войске, включавшем представителей самых различных народов и вероисповеданий, проявлялись слабо и носили формальный характер. Священники, которых присылали в Запорожье из Межгирского монастыря, не пользовались у козаков авторитетом и полностью зависели от сечевой старшины. Простые козаки нередко поносили и били дьяконов, от которых в Запорожье требовалось только одно: чтобы те хорошо пели. Если священник не имел необходимого голоса или терял способность к пению, его прогоняли из Сечи (Шерер, 1994, 178).

    Об особенностях козацкого права серб Юрий Крижанич, посетивший Украину в 1659 году, писал: "хотя козаки и исповедуют православную веру, но нравы и обычаи у них зверские" ("Малорусские козаки между Россией и Польшей в 1659 году по взгляду на них серба Юрия Крижанича", 1863, 115). В условиях отсутствия писанного законодательства и неразвитости политических институций основную роль в правовой организации козаков играли запреты, действовавшие по принципу табу и объединявшиеся в две основные группы: а) запреты, относящиеся к убийству, и б) сексуальные запреты. Мера наказания за убийство определялась в каждом конкретном случае степенью, в которой оно противоречило системе ценностей козацкого коллективного права. Поэтому в одних случаях наказание было суровым: виселица, битие палками (“киями”) у столба до смерти, сажание на кол и др., а в других случаях убийца мог быть помилован или подвергнут незначительному наказанию. За ранение товарища наказывали лишением конечности, а за убийство своего - закапывали заживо, укладывая убийцу на тело убитого. При этом могли помиловать за убийство в ответ на оскорбление. Например, за обзывание “жидом” или за убийство женщины. Приводить женщин в Сечь запрещалось, а сексуальные отношения с женщинами в период нахождения в Сечи наказывались смертной казнью. В безженном козацком сообществе нередки были случаи гомосексуализма и скотоложства, наказание за которые было также суровым: битие палками у столба (Скальковский, 1994 (1841), 131-140; Шерер, 1994, 180).

    В ходе непрекращающихся набегов, грабежей и захватов пленников, ареной которых в этот период являлась Украина, женщины рассматривались воинами не просто в качестве объектов сексуального удовлетворения, а выступали в первую очередь в роли абстрактных знаков, маркировавших успех и область вооруженного захвата. Военно-стратегическая оценка полового акта была характерна в это время для всех участников вооруженных конфликтов в регионе, рассматривавших изнасилование как обязательную форму продолжения военных действий. Однако характерно, что женщины не выступали в роли привилегированных объектов сексуального насилия, которому захватчики стремились подвергнуть максимальное число населения. Так было, в частности, в 1674 году, когда гетман Дорошенко привел войска турок и татар в Чигирин (тогдашнюю козацкую столицу) и было изнасиловано как женское, так и мужское население, а также несколько тысяч мальчиков, захваченных козаками в заднепрянских городах и переданных в дар турецкому султану (Кониский, 1846, 175-176). Поэтому в представлении западноевропейских путешественников по Восточной Европе Украина выступала как арена необычайного сексуального насилия, и прежде всего - анальных изнасилований как выражения сексуальных политик номадов (Wolff, 1994,102).
    Read more... )
    8:40a
    До Переяславской Рады
    18 января 1994 года исполнилось ровно 340 лет с момента исторического решения Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией. В наше неспокойное время всеобщего развала и распада, разрыва связей с Россией, полезно будет вспомнить о том, как все начиналось.

    Общепризнано, что три восточнославянских народа произошли от единого корня – древнерусской народности, сформировавшейся в составе раннефеодального государства, условно именуемого «Древней» или «Киевской» Русью. Ее начало традиционно относят к 882 г., когда новгородский князь Олег захватил Киев и, таким образом, соединил два крупнейших восточнославянских государственных образования. Отсюда и примерно до 1132 существовала единая Русь.

    После монгольского нашествия Поднепровье запустело и центры цивилизации передвинулись на северо-восток. А юго-западные «украины» (окраины) вскоре подпали под власть Литвы. После Кревской унии 1385 г. здесь усилился процесс полонизации, католизации, ликвидации украинских удельных княжеств. Например, в 1393 Витовт совершил поход на Киевщину, взял Овруч и Житомир, выгнал из Киева князя Владимира, посаженного Ольгердом, назначил вместо него своего наместника. В 1397 Витовт поддержал Тахтамыша, рассчитывая с его помощью захватить московские земли, дошел до низовьев Днепра, но в 1399 в битве на Ворскле потерпел поражение от золотоордынского хана Тимур-Кутлука. В составе его войск сражались тогда полоцкие, брянские, киевские, смоленские, рыльские дружины. 15 июля 1410 в знаменитой битве при Грюнвальде рядом с поляками бились и смоляне, и полочане, дружины из Брянска, Киева, Владимира, Витебска. Есть версия, что в 1380 году союзник Мамая Ягайло «не успел» на Куликово поле потому, что большую часть его войска составляли малороссы и белорусы, сочувствовавшие борьбе Москвы с Ордой. Таким образом, мы видим, что в многолетней борьбе славян со Степью три братских народности всегда выступали вместе. Заметим, что наряду с новыми этническими (русские, украинцы, белорусы) и областными (москвичи, кияне, полещуки, галичане) названими, все они также назывались по-прежнему русами.

    В 1485 после присоединения Новгорода и Твери московський князь стал именоваться «государем все Руссии». В начале XVI века под его власть стали переходить земли, пограничные с Литвой: Стародуб, Бельск, Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Рязань. Налаживались контакты и с формировавшимся тогда казачеством, которое сейчас упорно называют «украинским». Подчеркнем: казачество – не народность и не нация, это военно-служилое сословие, абсолютно интернациональное по составу и давать ему этническое название неверно, разве что географическое: были, например, рязанские казаки.

    В 1540 году днепровские и каневские казаки ходили в Россию, в 1546 они несли «службу в поле» у путивльского воеводы М.Проскурова. В 1556 в крымском походе участвовали и 300 каневских казаков во главе с атаманом Млинским. В 1557 на русскую службу поступил известный Вишневецкий.

    В 1554 на переговорах с Литвой царь Иван IV требовал возвращения «украинных земель», но, когда перед Россией встала дилемма: Черное море или Балтика, обстоятельства сложились так, что был выбран северный путь. В 1558 началась Ливонская война, но контакты с Украиной не прерывались. В 1576 Иван Грозный присылал жалованье днепровским казакам, затем то же делали Федор Иванович и Борис Годунов. Никогда не прерывались связи запорожцев и донцов, постоянно шло переселение с Украины в Россию. Например, в 1580 «купа» казаков атамана Матвея Федорова осела на Северском Донце, в 1589 запорожцы атамана Федора Горохова «вышли» в Путивль. В 1620 году, 26 февраля, приходили в Москву «запорожские черкасы Петр Одинец с товарыщи», которые били челом царю Михаилу Федоровичу Романову от имени «всего Запорожского войска, гетмана Саадачного с товарыщи… что они хотят все ему, великому государю, служить головами попрежнему». Они были приняты в Посольском приказе и царской грамотой от 21 апреля дано им «лехкое жалованье 300 рублев денег».

    После этого было еще много других посольств и посланий. И православный киевский митрополит Исайя Копинский, который в 1622 одним из первых выступил за воссоединение, и другой киевский митрополит – Иов Борецкий, писавший в 1624 в Москву, что среди населения «та мысль крепка, что они все под государскою рукою быть хотят». И епископ Львовский и Галицкий Иеремия Тисаровский, который в 1626 переписывался с царем Михаилом Федоровичем. И гетьман нереестровых казаков Яцко Острянин, который после разгрома восстания 1638 г. переселился в Россию с 3000 казаков и осел в районе Чугуева. И сам Богдан Хмельницкий, наконец, после первых побед писал в Москву 8 июня 1648: «Зичимо бихмо собi самодержца господаря такого в своей земле, как ваша царская велможност, православный християнский цар».

    Россия всегда приязненно относилась к этим просьбам, но тогда, ослабленная Великой смутой, связанная Поляновским миром, не могла сразу решиться на принятие Украины. Связи налаживались, так сказать, на неофициальном уровне. Но время шло, настал 1653 год. 23 марта Хмельницкий направил в Москву очередное посольство во главе с К.Бурляем и С.Мужиловским. 22 июня царь Алексей Михайлович отправил с ответом на Украину специального гонца Ф.Ладыженского. В письме излагалось согласие на принятие Украины в Российское подданство. 9 августа Богдан шлет в Москву посла Г.Яцкевича с благодарностью за полученное известие. В сентябре в Москве открывается Земский Собор, который 1 октября решает «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку». 9 октября на Украину отправляется большое посольство во главе с В.Бутурлиным. 23 октября в столичном Успенском соборе царь Алексей объявил о вступлении России в войну с Польшей за освобождение Украины.

    Посольство Бутурлина продвигалось небыстро: в каждом населенном пункте российских послов встречали с большой честью. 31 декабря посольство прибыло к Переяславлю. Встречал их лично переяславский полковник П.Тетеря. 6 января прибыл Хмельницкий. И вот настал исторический день 8 (по новому стилю – 18) января 1654 года. С утра барабанный бой созывал народ на площадь. А во втором часу дня в круг вышел гетман и сказал о том, что уже 6 лет живем без государя в нашей земле, в беспрестанных бранях и кровопролитиях, и что пришла пора выбрать себе государя и для того созвана эта рада «явная всему народу».

    «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… и рекли весь народ: вси единодушно. Потом гетман молвил: буди тако. И народ по нем единогласно возопил: боже утверди, чтоб есми вовеки вси едино были». Так совершился этот исторический акт.

    В последнее время появились толки о том, якобы гетман-воссоединитель намеревался вскоре разорвать союз и передаться Швеции. Но документы Хмельницкого свидетельствуют об ином. Во-первых, все переговоры со шведскими послами шли, согласно Мартовским Статьям, с ведома Москвы. Во-вторых, никакого тайного союза не было, была лишь договоренность шведского короля Карла Х, семиградского князя Ракоци и Хмельницкого о совместной войне и разделе Польши, причем Богдан везде оговаривался, чтобы ничто не шло во вред России. Еще 13 марта 1657 г. в письме Лопухину он заверял: «повiк прямими слугами его царской величности зостаем».

    // 340 лет Переяславской Рады. Международная научная конференция. Тезисы докладов конференции. Выпуск 1.-Донецк, 1994.-С.61-63.

    << Previous Day 2014/01/18
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org