|
[Sep. 4th, 2015|01:50 am] |
Вот интересный еще пост у РМ про компьютерные игры.
Там, в частности, противопоставляется сложность некоторых структур, построенных из небольшого числа знаков - шахмат, например, или конечно-порождённых групп - тривиальности визуально- или, более общо, чувственно-сложных структур, в которых чувственная сложность мельтешением своим скрывает эту тривиальность.
Но бывают, конечно, и структуры одновременно чувственно-сложные и глубоко нетривиальные. Не будем брать жизнь, возьмём астрологию и геометрическую теорию представлений.
У вас над головой есть невыразимо прекрасное небо, на котором меняется положение звёзд и планет. Есть звезда, по которой всегда можно найти дорогу на север. Она, конечно, не отмечена канонически, и ничем не лучше других звёзд, как и те места, куда вы придете, если выберете их путеводными. Важно только, что каждый путь определяется выбором какой-то звезды. Это алфавит.
Дальше есть сложные в нём структуры: звёзды объединяются в созвездия, планеты ходят сложными путями, заходят в созвездия и т.д. Об этом можно думать на разных языках: или что небесная сферы сложно крутятся, или что есть орбиты вокруг Солнца, или что есть сложный маятник внутри, и что Сатурн может выйти из шкафа, например, и зайти в маму или в учителя. Важно, что объекты - созвездие, Сатурн, шкаф, мама, учитель - с одной стороны вроде существуют сами по себе, а с другой перетекают друг в друга посредством языка.
В геометрической теории представлений похожее: есть огромное чувственное богатство, доставляемое разными объектами на разных уровнях. Есть многообразия, есть пучки на них, есть дифференциальные операторы, есть теоретико-числовые всего этого аналоги. Посредством алгебраической геометрии всё это сводится к каким-то конечным алфавитам и к комбинаторной сложности теории представлений. И иначе к ней подобраться нельзя или безумно сложно - этому нас учит, например, доказательство гипотезы Каждана-Люстига. Опять, с одной стороны объекты, которые нам интересны, кажутся различными по природе, а с другой перетекают друг в друга, как жидкие бусы на ниточке комбинаторики языка.
В общем, мой математический платонизм дал течь.
P.S. А ближе к исходной игровой теме Роминого поста, интересно было бы подумать о рогаликах - какая сложность появляется там и появляется ли вообще. |
|
|