вы можете больше... - [entries|archive|friends|userinfo]
Black Esoterics

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Dec. 1st, 2008|12:02 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry

be

[xanka17]
[Tags|, ]

Режиссер Гас Ван Сент: "Мы живем в таком жестоком мире, что от художника не ждут рассказов о глубинах сердца..."

Голливудская карьера режиссера Гаса Ван Сента, потомка голландских переселенцев, родившегося в Луисвилле, сложилась более чем благополучно. В 1997 году его фильм "Умница Уилл Хантинг" был номинирован на "Оскара" по шести номинациям. В Канне восемь лет назад вне конкурса показывали фильм Ван Сента "Умереть за". На нынешнем Каннском фестивале в конкурсную программу попала его картина "Слон" - фильм о кровавой драме, случившейся несколько лет назад в одной из американских школ. Тогда известие о том, что подростки жестоко перестреляли своих одноклассников, взбудоражило американское общество. Правда, мысль поставить картину пришла в голову не самому режиссеру, а Дайан Китон - знаменитой актрисе, занявшейся продюсерством, и писателю Биллу Робинсону. Китон буквально загорелась этой идеей, и, по ее мнению, поставить такое под силу было только Гасу Ван Сенту, в свое время прославившемуся фильмами о новом "потерянном поколении". И "Аптечный ковбой", и "Мой личный штат Айдахо" стали культовыми фильмами для тинейджеров всего мира. Внешне скромный, снятый минималистскими средствами, "Слон" потрясает. При том, что в Канне почти каждая картина - выдающаяся, попасть на просмотр этого фильма было практически невозможно. А по его окончании долго не смолкали аплодисменты. Корреспонденту "Итогов" в Канне удалось побеседовать с Гасом Ван Сентом.

- Мистер Ван Сент, ваши предыдущие фильмы не похожи на "Слона". Вы поэт, метафизик, режиссер из плеяды "независимых", в чьих фильмах социальное либо спрятано в подтекст, либо вообще отсутствует. Почему вы взялись за такую тему?

- Может, мой ответ прозвучит несколько протокольно, но я действительно был потрясен этим немотивированным преступлением, настоящей бойней, которую учинили такие славные с виду подростки. И я не мог молчать. Как гражданин, как художник. Пусть это и звучит немного смешно в наши ироничные времена.

- Вы верите в то, что искусство воздействует на людей?

- Да, верю. Как бы наивно это ни выглядело. Скажем, об этой нашумевшей истории писали все СМИ, но художественное произведение - это другое, сила его влияния больше, чем сухой отчет о происшедшем.

- Расстрел в школе "Коломбина", подробности которого вы воспроизводите в своем фильме, - не единственное преступление такого рода...

- К сожалению. Что, собственно, и подвигло меня на съемки этого фильма. Сценарий о массовом убийстве в "Коломбине" мне предложили уже довольно давно. Я его прочитал, но как-то не слишком вдохновился. Однако когда подобные происшествия начали учащаться, мне захотелось снять "Слона".

- Странное название...

- Отсылающее к древнейшей буддистской притче. Она говорит, что слепые - те, кто может получать представления о мире только на ощупь, - изучая слона, представляют его себе каждый по-своему. Тот, кто ощупывает слоновий хвост, думает, что слон похож на веревку. Тот, кому достается нога, уверен, что слон - это дерево. И так далее. Слепые не могут представить себе слона целиком. Общая картина у них никогда не складывается.

- Вы намекаете, что все мы настолько слепы, что не можем понять ни одно явление?

-Я ни на что не намекаю, так оно и есть. Никто не может понять, почему вдруг нормальный, милый во всех отношениях мальчик берет автомат и...

- Вы, однако, попытались ответить на этот вопрос. Ваши герои - абсолютные изгои, они не нужны никому. Ну и школа, с ее стерильностью и размеренным распорядком, тоже, видимо, не располагает к душевной гармонии...

- Да уж... Человечество не стало ни счастливее, ни одухотвореннее, как мечталось когда-то поборникам прогресса.

- Ваши несовершеннолетние герои преспокойно выписывают себе оружие в интернет-магазине. Что, любой американский подросток может купить автомат?

- Это абсолютная правда! Подделываешь подпись, и тебе принесут какой хочешь "Калашников" прямо на дом.

- Многие журналисты - очевидно, особо чувствительные - возмущались, что вы показали убийство так подробно и бесстрастно.

- Если бы я показал первый вариант, где все начиналось с бойни и ею же кончалось, они бы еще больше содрогнулись. Но я смягчил свой замысел.

- Вы наблюдаете за своими героями отстраненно, как правило, на общих планах. Будто не хотите пробуждать к ним зрительское сочувствие. Мол, нечего к ним привыкать, ведь дни их сочтены.

- Наоборот. Это не отстраненность, а отражение мирного, элегического течения жизни. Пусть пустой и бездуховной, но тем не менее по-своему лиричной. После такой элегии финал и вправду может прозвучать как выстрел в висок.

- Ваш главный убийца любит иногда музицировать. Почему, как вам кажется, классическая музыка так часто сочетается с насилием - в фильмах Ханеке, Кубрика, у вас? Особенно почему-то терзают Бетховена.

- Но вы же читали работу Ницше "Рождение трагедии из духа музыки"? Ницше все и объяснил: музыка, вопреки мнению о ее абсолютной гармонии, таит в себе и опасности темного, подсознательного, бесовского. Впрочем, я не люблю анализировать. Предоставляю это вам, критикам.

- Ваш фильм и в целом, и в деталях основан исключительно на реальных фактах? Вы ничего не преувеличили?

- Если не преуменьшил. Мы живем в таком жестоком, милитаристском мире, что от художника ждут не рассказов о глубинах сердца, а социального анализа. К сожалению.
LinkLeave a comment