Sun, May. 18th, 2008, 09:44 pm
Н.Трауберг в ЖЖ

по ссылке [info]ng68@lj:

[info]ermsworth@lj пишет:

"Наталье Леонидовне Трауберг уже значительно лучше.

Два дня назад мы спорили, что есть ЖЖ -- соблазн, паноптикум или благо? Сошлись на том, что все-таки блага в нем больше хотя бы потому, что больше свободы, а значит и надежды на то, что вопрошающий -- услышит. Но поскольку самой Нат. Леонидовне работать за компьютером трудно, мы решили, что

я буду помещать ее тексты на своей "страничке", передавать ей комментарии, а потом помещать ответы.

"А каменьями не побьют?" -- с робкой надеждой спросила Н.Л. -- и первым предложила поместить текст под названием "Камень".

http://ermsworth.livejournal.com/37633.html

Несколько цитать оттуда, что б заинтересовать:

Люди устали выворачивать себя, примиряясь с тем, что Бог беспощаден, а мы должны Ему в этом подражать. И правда, можно ли, при мало-мальски живой душе, долго выдерживать что-то прямо противоположное истине?


Как известно, у зла нет "бытийственного статуса". Само оно есть, но -- вроде дыры на экране, когда загорелась пленка. Любая гадость -- искажение чего-то хорошего. Настойчивые напоминания о беспощадности Бога -- крайне искаженное сообщение о том, что он ясно видит и пылко ненавидит грех. Слова вроде "ненависть к греху и любовь к грешнику" пропитали такой фальшью, что их и вспоминать неприятно, но ничего не попишешь -- это правда.


Если трудно заметить что-то в Евангелии, посмотрим на отца Брауна. Зло он обличает прямо и резко, а людей почти всегда просто уводит от возмездия, заменяя его попыткой пробить уши самым мирным, необидным образом, обычно беседой. Выйдет, как с Фламбо, -- прекрасно; не выйдет, как с Калоном ("Око Аполлона") - ужасно, однако других возможностей нет. Ни привычной теперь аномии ("ах, все едино, все правы!.."), ни беспощадности фарисеев с каменьями Спаситель не допускает. Получается примерно так: сперва Он предупреждает, обращаясь и ко всем, и к каждому; потом -- жалеет и лечит нас, уже только по отдельности. Когда примерно в начале 70-х в Церковь пошли те, кто считал себя интеллигентами, они, как и все люди падшего мира, легко попали под "закон готтентота".


книга о Даниэле Штайне оказалась чем-то вроде индульгенции для особой, очень мучительной, очень отталкивающей подмены. Писать о ней и больно, и стыдно. Примерно она сводится к тому, что мы всерьез считаем себя "хорошими христианами", даже элитой какой-то, прости, Господи. Изнутри этого не увидишь, извне -- только послушайте "врагов"... Да, мы вводим в соблазн, и дело -- не в наших социальных взглядах (скажем, в либерализме), а в самом простом самодовольстве, самохвальстве, из-за которого Христос сравнил фарисеев с лицемерами или (у Аверинцева) с лицедеями. Любой человек, ищущий правды, но смотрящий на нас со стороны, немедленно это замечает, и слава Богу
.

Читайте полностью

А вот и часть вторая:

"Когда скончался Честертон, Чарльз Уильямс воскликнул: «Последний из моих великих умер!». Это был 1936 год; а ровно через тридцать лет примерно так говорили после смерти Ахматовой. В промежутке, ближе к 66-му, Слуцкий писал, что умирают его старики, его боги. О смерти Пастернака незачем и напоминать. Еще через тридцать говорили это о Бродском, немного позже – об Аверинцеве.

Жили мы и при Гаспарове, и при отце Георгии Чистякове. Сейчас – живем еще при многих, или немногих, соли много не надо.

Какой гламур, какая «Рублевка»? Они были всегда, в том, ином ли масштабе. «Железные зимы», и то, скорее, искажали, чем уничтожали их – вспомним советских лауреатов или эстраду. «На дальнем Западе» давно платят эту цену свободы, и жалуются, как мы, если не больше. Почему надо смотреть по низу, а не по верху?

Словом, не будем грешить против благодарности и надежды."

Sun, May. 18th, 2008, 01:23 pm
[info]vazabi@lj

У Пафнуши о том же:http://kot-pafnusha.livejournal.com/83712.html?mode=reply