Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет boomzoomer ([info]boomzoomer)
@ 2008-08-19 11:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Маклаков о Врангеле

Переписка Б.А. Бахметева и - В.А Маклакова, изданная в 2001 г. представляет несомненный интерес для всех интересующих политической историей XX века. В частности  Маклаков посетил Крым около 10 дней в конце сентября – начале октября 1920 г, о своих впечатления он  написал  21 октября Бахметьеву.
В письме Маклаков делится в том числе  и своими впечатлениями о П.Н. Врангеле.
Источники:

Hoover Institution Archives, Stanford University, California, USA. Vasily Maklakov Collection. Box 3. Folders 8.
("Совершенно лично и доверительно!" Б.А. Бахметев - В.А Маклаков. Переписка. 1919-1951 гг. В 3-х тт. Август 1919 – сентябрь 1921.Издательство: РОССПЭН, 2001)

C полным текстом письма Вы можете ознакомиться по ссылке - http://www.hrono.info/dokum/192_dok/1920makl.html

(Благодарю  за  любезно присланную ссылку  Imagemazyk  )



Письмо В.А. Маклакова Б.А. Бахметеву о состоянии армии П.Н. Врангеля и его внутренней и внешней политике

21.10.1920
Париж

Дорогой Борис Александрович,

Я и без Вашей телеграммы собирался Вам написать, но первое время после приезда все время мое расхватывали на всякие нужные и ненужные вещи, и я откладывал это писание со дня на день; и сейчас пишу Вам между делом и предвижу, что оно затянется надолго, и заранее извиняюсь за некоторую бессвязность и длинноту.

Перехожу прямо к делу. Я вернулся из Крыма с очень сложным впечатлением, во всяком случае не похожим на прошлогоднее впечатление от Деникина. Характерной чертой прошлого года было полное несоответствие между моими поверхностными впечатлениями и настроениями людей, с которыми я там на месте беседовал; там были спокойны и оптимистичны, мне же казалось, что они сошли с ума. Там обижались, если я выражал сомнение, что они будут в Москве к январю, мне же казалось, что все там накануне катастрофы. Правда, я хранил смутную веру в то, что у них превосходная армия, но эту веру я мог питать только оттого, что сам этой армии не видел. Теперь все как раз наоборот: я ехал туда без всякого оптимизма; напротив, меня провожали напутствия политических единомышленников, которые предсказывали, что Врангель опять уже попал в колею Деникина и разделит его участь; там, на месте, среди наших единомышленников, я тоже встретил много малодушия в отличие от прошлогоднего оптимизма. И в то же самое время я пессимизма не вынес; я очень ясно вижу трудности, которые громадны; но потому то я и не вынес пессимизма, что я ясно вижу, как, в отличие от прошлого года, все деятели в Крыму превосходно понимают эти трудности и по мере сил с ними борются; впервые мы и они говорим на одинаковом языке. Если даже мы можем быть и не всегда согласны, то язык у нас все-таки один, и если даже мы не согласимся, то понять друг друга можем. Такого кошмара, который я испытал в Ростове на кадетском заседании, у меня уже нет.

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о личности тамошних деятелей; для такой маленькой территории они имеют свое значение.

Врангеля я раньше не знал; это человек очень колоритный и живая противоположность Деникина. Врангель представляет любопытный тип человека, который делает совершенно новое дело, работает совершенно новыми для себя приемами и еще не успел в этом новом деле ни усомниться, ни разочароваться. Я не буду говорить о нем как о военном, слыхал от всех, что здесь у него значительные дарования и глазомер, быстрота и натиск, большое воображение со столь же большой осторожностью, смелость и решительность, и легендарная осторожность. Вот те своеобразные качества, которые внушают к нему большое доверие. Он настоящий военный, любит военное дело и, в сущности, конечно, предпочел бы заниматься только им. Судьба заставила его быть политиком, и в этой новой для него роли политического деятеля во время революции он сумел довольно быстро разобраться и найти подходящий курс; он нашел его, вероятно, также отчасти интуитивным путем, отчасти тем применением здравого смысла, в котором Наполеон видел весь смысл военного гения. Он оценил имеющиеся в его распоряжении средства, наличные возможности и, оставляя в стороне всякие симпатии и антипатии, сознательно и без всякого зубовного скрежета, не насилуя себя и не притворяясь, пользуется всеми средствами для достижения поставленной им цели. Как военному приходится пользоваться и солдатами, и шпионами, и народными восстаниями, и ядовитыми газами, всем, всем, что может ему помочь, так и Врангель в своей политической задаче также спокойно пользуется всем тем, что может оказаться полезным для главной цели: избавить Россию от большевизма. В этом отношении спор может быть с ним только об одном – о вопросе факта, что может быть полезно и что вредно, никогда о вопросах симпатии. Конечно, даже в суждениях о факте людям свойственно руководствоваться известного рода предрассудками: одни думают, что демократия всегда всякое дело погубит, другие – что вне ее нет спасения.

Преимущества или недостатки Врангеля, что у него нет этих недостатков; всем своим прошлым и всеми своими связями он принадлежит к той среде, которая провалилась; он хорошо понимает этот провал и как провал и лиц, и системы. У него нет ни малейшей мысли о возможности восстановить прошлое и никакого желания это делать. Как человек, работавший все время, а не злобствовавший из-за границы, не выжидающий событий, а действующий, он всем своим существом оценил бездарную претенциозность своих бывших единомышленников. Он разорвал с ними и, вероятно, глубоко их презирает, кроме тех отдельных людей, которых лично знает, или для которых мы всегда в нашей оценке делаем исключение. Но, с другой стороны, у него нет никаких предрассудков и в обратном направлении, он не имеет фанатической веры в Милюкова и допускает, что кадетам свойственно иногда ошибаться. Более того, наблюдая все то, что произошло, и деятельность кадетов около Деникина, у него есть известное недоверие и к ним, т.е. к так называемым либеральным партиям; у них есть то преимущество перед правыми, что они все-таки желают что-то делать, думали о России, а не только о себе, но в душе он ясно сознает, что политической дальновидности они не проявили. Оттого-то он во всем государственном деле полагается на здравый смысл. Совершенно искренне готов использовать всякого – буквально всякого, кто ему покажется полезным, и на том месте, которое он считает для него подходящим. Наблюдая его очень часто в течение той короткой недели, что я там жил, я скажу, что я редко встречал человека, до такой степени отделившегося от всяких политических предрассудков, так внимательно вслушивающегося во все то, где ему кажется ключ к разрешению интересующего его вопроса: что сейчас нужно сделать для победы над большевиками.

Мне иногда было забавно представить его на наших политических совещаниях, спорящего с Сазоновым. Когда я подумаю, сколько труда нам [надо] было, чтобы заставить принять наше постановление 9 марта, примирить с идеей федерализма, то меня невольно поражает та легкость, с которой Врангель был бы готов, если нужно, признать сейчас независимость любой национальности, войти в соглашение с Петлюрой и Махно, прислать своим представителем в Варшаву Савинкова и, как я сам был свидетелем, предложить на место управляющего прессой еврея Пасманика. Все это он делает без малейшего усилия над собой, с той простотой, с которой действуют убежденные люди. А у него это не столько убеждение, сколько военная привычка использовать сразу все возможности. Но, будучи сам вне предрассудков и предвзятых точек зрения, готовый когда угодно их изменить, если обстоятельства это подскажут, не стесняющийся встать в противоречия с самим собой, отлично усвоивший свое новое положение как революционного вождя, Врангель отдает себе ясный отчет в настроении той среды, среди которой ему приходится действовать и в Крыму, и за границей; та основная политическая трудность, среди которой идет деятельность Врангеля, необходимость совмещать требования Запада и требования самой России или, по крайней мере, той ее части, на которую он опирается, войско, для него совершенно ясна. Он никогда не повторит, как Драгомиров или Деникин, что мы не смеем ему давать советы, так как мы не понимаем России, или что Россия не нуждается в Западе. Трудная проблема совмещения несовместимого для него совершенно ясна, и он не будет ни проклинать заграницы за то, что она не понимает России, когда он идет путем, ему нежелательным. Он старается найти равнодействующие, но, строго различая, что предназначено для внутреннего, и что предназначено для внешнего употребления, как он говорит, а то, когда возможно, желая убеждать и влиять. Словом, в отличие от прошлогоднего самодовольства Деникина и прославления кадетов Врангель понимает проблему, жадно выслушивает всякое указание, может пойти всяким путем и, если его задача ему не удастся, то он будет несравненно менее виноват, чем многие другие.

Вторым лицом в Крыму является Кривошеин, я не знаю, знакомы ли Вы с ним и имеете ли об нем представление; это тип, конечно, менее интересный и менее красочный, чем Врангель. Но это все-таки тип. Это хороший образчик того, что в политике называют rallie. Как и Врангель, он хорошо понял необходимость иной политики и иного курса, но если Врангель разорвал с прошлым без всякого сожаления, то Кривошеин, в сущности, с ним даже не разорвал. Он принес с собою много разочарований, но зато и много принципиального недоверия; он просто понял, что то, что ему хотелось видеть в России, сейчас неприменимо; этот Кривошеин – прекрасный представитель новой формулы: левая политика правыми руками. В нем все достоинства и недостатки этой формулы: хорошая техническая подготовка, административный опыт, но зато и некоторая сдержанность в осуществлении новых программ. Как когда-то говорил Столыпин: «Вперед на легком тормозе». В этом отношении очень характерна его позиция в аграрном вопросе. Врангель с увлечением проводит аграрную реформу: говорю это без преувеличения, – с увлечением и без задней мысли. Для него это point d'honneur; это требование армии; это оружие, которым он привлек к себе, по крайней мере, на первое время крестьян. Кривошеин проводит эту реформу без всякого увлечения и этого не скрывает. Он говорил мне: «Я всегда считал подобную реформу вредной для России; она понизит производительность сельского хозяйства, главного источника нашего богатства. Но сейчас она стала необходима и экономически, и политически; экономически, так как теперь нет возможностей, чтобы вести большое хозяйство, а политически, так как это есть орудие в борьбе с большевизмом». И раз он это понял, то уже он тут не лукавит. Он эту реформу проводит честно, и не саботируя. Но, конечно, тот факт, что он стоит во главе этой реформы, сопоставление его прежних заявлений подрывает доверие к нему; малейшее замедление, малейшая неудача будут поставлены ему в вину как желание саботажа. Это уже не вина Кривошеина, это свойство его положения, это оборотная сторона медали в левой политике правыми руками. Лично у Кривошеина есть и другие минусы; при самых лучших намерениях он приносит с собою все-таки слишком много политических предрассудков; он не всегда достаточно ясно понимает неприемлемость некоторых старых имен, не всегда, может быть, понимает и их внутреннюю негодность, наконец, совершенно естественно ищет сотрудников среди своих старых сотрудников и, с другой стороны, на новых людей он также часто смотрит старыми глазами; он хорошо понимает, что это неправильно, и в каждом данном случае, если ему докажут противное, готов от своей оценки отказаться.

Но в отличие от Врангеля, у которого нет предрассудков, но который требует какого-либо доказательства, чтобы остановиться на том или ином лице, доказательства его пригодности, у Кривошеина в отношении к людям есть две мерки: для людей одного типа доказательство возлагается на критиков, а для других - доказательство требуется от истцов. От сторонников. Это уже не свойство его положения, а свойство личности. Это та черта, которая делает, что в ряде случаев, без всякой злой воли, он может сделать гаффы, производящие непоправимые последствия. Но зато Кривошеин лучше, чем кто бы то ни было, усвоил основное противоречие между идеологией Запада и России. Одним словом, и у Кривошеина не может быть таких ответов, какие нам давал Деникин. Но, конечно, нужно сознаться, что брак Кривошеина с левой программой не брак по страсти или склонности, а брак по расчету. Кривошеин и не притворяется, что это иначе; поэтому вся его правительственная программа формулируется им исключительно как программа деловая, компромиссная, как программа частичного соблазна. Нынче он успокоит крестьян, завтра сделает что-нибудь для горожан, рабочих, чиновников и т.п. Это политика чуткого и разумного доктора, который дает лекарство по мере обнаружения симптомов болезни. Но он поджидает этих симптомов и смотрит на них, как на болезнь; в нем нет упрямства и самодовольства Деникина, но в нем нет той программы реформ, которая идет вперед, предупреждая симптомы и устраивая все здание на новых началах.

У него, говоря истинным русским языком, сейчас не осталось никакой идеологии; сказать, что он явился создать новую Россию, провести, как это принято теперь говорить, программу февральской революции в пику Октябрьской, сказать это, ему помешает добросовестность; он никогда не рассматривал февральскую революцию как благо, и под революционное знамя он не встанет, но совершенно так же он не развернет никакого из старых знамен, не только монархического или иной реставрации, но даже деникинского знамени Единой, нераздельной России. В отношении этого национального единства Кривошеин, в отличие от Сазонова, тоже охотно идет на большие уступки; мне кажется, в нем здесь говорят несколько иные мотивы, чем у Врангеля; у Врангеля несокрушимая вера в то, что как только большевизм будет сломлен, Россия немедленно воссоединится; а что русскому национальному самолюбию нисколько не обидно стать на позицию самоуправления национальностей. У Кривошеина иная идеология. Он и в вопросе о национальностях готов уступить так же, как он уступает в вопросе аграрном, уступить поневоле, без радости и воодушевления, но потому, что нет иного выхода, и он не виноват в том, что случилось. Потому-то Кривошеин сейчас не политическая программа, а исполнитель, техник, ремонтер. Идеологии нет у него, как ее вообще нет у Врангеля, и если скептики, подкапываясь под Врангеля, упрекают его в реставрационных замыслах, то они глубоко ошиблись по существу, правы в одном, что если бы это было нужно, если бы Врангель на минуту мог поверить в силу реставрационных элементов, то он бы не поколебался это сделать. И вот, чтобы не возвращаться к этому впоследствии, я Вам скажу, что в среде либеральных интеллигентов Крыма, оставшихся поневоле не у дел, в мою бытность там была мысль создать по образцу Керенского предпарламент, предбанник, как его называли, исключительно затем, чтобы где-то такое систематически раздавалось слово для одобрения, разъяснения и т.д., к которой я отношусь не враждебно, но скептически и на которую указываю только, как на симптом.
...

 



(Добавить комментарий)


[info]mazyk@lj
2008-08-19 04:50 (ссылка)
Огромное спасибо! Блестящий материал!

Уважаемый boomzoomer, подскажите, пожалуйста, выходил ли в России трехтомник "Совершенно лично и доверительно!"?

У меня недавно по поводу Маклакова разгорелась интересная дискуссия - http://mazyk.livejournal.com/7422.html Очень поучительная.

И еще. Я получил недавно Ваше сообщение насчет анекдота про Иавнова на нарах, но что-то не удалось отправить ответ - какой-то код запрашивался. Пользуясь случаем, сообщаю, что буду рад, если Вы разместите его в соответствующем сообществе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]boomzoomer@lj
2008-08-19 05:33 (ссылка)
Да выходил.Я в посте привел реквизиты издания.
Совершенно лично и доверительно!" Б.А. Бахметев - В.А Маклаков. Переписка. 1919-1951 гг. В 3-х тт. Август 1919 – сентябрь 1921.Издательство: РОССПЭН, 2001
В крупных библиотеках эта книга есть,
можно попробовать поискать в книжных интернет-магазинах.
А вот есть ли в украинских библиотеках-не знаю.
У букинистов в продаже есть.
http://content.mail.ru/arch/16806/1676793.html
``Совершенно лично и доверительно!``: Б.А.Бахметев - В.А.Маклаков. Переписка 1919-1951 гг. В 3 томах.` М.: РОССПЭН, 2001-2002,г. 568с., 672с., 672с. Твердый переплет, Обычный формат. Цена 960 руб.
(BS - Aquilo) Все экземпляры этой книги в продаже

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2008-08-19 05:48 (ссылка)
Спасибо, Вас понял! К сожалению, у нас я не встречал. Вот Будницкого "Российские евреи между красными и белыми" по интернету заказал - это песня! Неимоверная книга.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boomzoomer@lj
2008-08-19 06:07 (ссылка)
А что Вам показалось особенно интересным?


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2008-08-19 06:30 (ссылка)
Весьма глубокий анализ "еврейской проблемы", гигантский объем переработанной (переосмысленной) информации, работа автора в зарубежных архивах с первоисточниками. И еще вот какой момент. Одесса - во многом еврейский город (еще недавно был, во всяком случае), мне было интересно сравнить свои наблюдения со свидетельствами (по теме) из прошлого. Простите за путаность, пишу на бегу :0)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boomzoomer@lj
2008-08-21 09:18 (ссылка)
Полистал опус Будницкого - главная мысль про гражданскую войну и исторический выбор евреев мне очень не понравилась.Это такая обычная для еврейских националистов препарирование исторических событий в удобном ключе. Если есть желание можем и поспорить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2008-08-21 09:28 (ссылка)
Спорить не буду, т.к. подспудно возникло у меня похожее ощущение. Может, не такое явственное, как у Вас. При всем уважении к автору, проделавшему гигантскую работу, ощущение, что книга подчеркнуто "анти-белогвардейская", у меня осталось. Хотя книга, на мой взгляд, весьма полезна в плане развенчания многих антиеврейских мифов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gaivor@lj
2008-08-21 06:23 (ссылка)
Мда, просто какой то былинный богатырь у него Врангель )).

Мне самым характерным показалось, что все эти интересные в другое время рассуждения Маклаков расписывает, судя по дате, за пару недель до решающего сражения, которое будет означать потерю Крыма. О чем угодно, даже о предпарламенте, но об армии - полслова. Конечно, Маклаков не военный, конечно, коода он был в Крыму, бои еще шли в Северной Таврии и какой-то повод для оптимизма у белых был. И всё же...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2008-08-21 07:08 (ссылка)
Интересное замечание. Но если прочесть письмо полностью - http://www.hrono.info/dokum/192_dok/1920makl.html - то там про армию кое-что написано. Однако, Вы правы - ощущения неминуемой катастрофы нет и в помине. Есть, правда, смутные предчувствия...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaivor@lj
2008-08-21 08:09 (ссылка)
Спасибо за ссылку. Действительно, есть пара очень интересных моментов. Вот этот например: "Опасность милитаризма я ясно ощутил, когда столкнулся совершенно случайно с одним из типичных представителей нашего офицерства и членом военных офицерских организаций; у меня были к ним письма; потому они ко мне питали доверие и с большой откровенностью рассказали мне свои чаяния и желания. Это совершенно новая психология, я бы сказал, сколок с большевизма; они из него усвоили и политическую, и социальную программу."

Готовая ударная сила для установления режима а-ля санации или фашистского, как угодно. Похоже, только в этом и заключалась реальная историческая альтернатива для России: либо большевизм, либо фашизм.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boomzoomer@lj
2008-08-21 08:36 (ссылка)
>Похоже, только в этом и заключалась >реальная историческая альтернатива для >России: либо большевизм, либо фашизм.
-А почему сразу фашизм?
А может авторитарная власть на период создания условий для выборов(Как тогда же в Финляндии или Польше или Венгрии произошло...).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaivor@lj
2008-08-21 10:07 (ссылка)
Ну я под фашизмом имею в виду режим не гитлеровского, а скорее муссолиниевского толка. за Финляндию не скажу, но в Польше авторитарная власть, создав условия для выборов, очень быстро вернулась - 4 лет не прошло. В Венгрии авторитарная власть первое что сделала для выборов, так это уменьшила процент имеющих право голоса с 40 до 28. Вообще, ИМХО, режим Хорти от режима Пилсудского отличался деталями, но не сутью. А в России всё это осложнялось бы, по моему, жаждой реванша - прямой путь к фашизму.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mazyk@lj
2008-08-21 08:56 (ссылка)
Да-да, крайности... Кадет барон Нольде, вырвавшийся из советской России, говорил в апреле 1920-го поправевшим однопартийцам-участникам Белого движения: "...Вы устроили другого цвета Совдепию... Белая совдепия реставрационного типа..."

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cyara@lj
2009-10-04 14:38 (ссылка)
В мемуарах А.А.Валентинова (служил в отделении связи штаба главнокомандующего) он, и те, на чьи дневники и записи он ссылается, многократно подчеркнуто, что до последнего момента вся официальная пресса, особенно газета "Великая Россия", а кроме того, даже сводки ставки от 21 октября (3 ноября) - все- утверждали, что события развиваются по плану и нет нужды волноваться. Для тыла бедственное положение было не очевидно. А правительство, видимо опасаясь паники, скрывало истинное положение дел до последнего момента.
А то, что генерал Врангель держал в уме необходимость готовиться к эвакуации бесспорно - это было первое, о чем он позаботился по прибытии в Крым: узнал тоннаж, наличие масла, топлива...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2009-10-05 04:17 (ссылка)
Да, прорыв красных был все же неожиданным. При всем при том, что Врангель понимал - из Польши идет мощнейшее подкрепление (Конармия, например, на минуточку).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]boomzoomer@lj
2008-08-21 08:32 (ссылка)
Да сам Врангель понимал, что дело уже проигранно, и дипломаты понимали,
не было шансов у белых в 20 году.
Врангель спасал честь знамён Русской Армии,
и он делал невозможное.Как сделала невозможное кучка смельчаков, которая ушла с Корниловым в Ледовый Поход.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaivor@lj
2008-08-21 10:11 (ссылка)
Врангель спасал честь знамён Русской Армии,
-------
Гм, судя по Маклакову, он занимался уничтожением живой силы красных. Как-то не могу поверить, что, понимая, что его дело проиграно, он посылал войска в десант на Кубань и разворачивал операции в Северной Таврии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2008-08-21 11:48 (ссылка)
Мне кажется, Врангель, скорее, держал перспективу проигрыша в уме. Почему и подготовился заблаговременно к эвакуации. Но надеялся все равно, конечно. Наверное, на чудо. Слащев считал большой ошибкой Врангеля растянутое по Таврии "веерообразное" расположение войск. Если не ошибаюсь, Слащев пердлагал, пока не поздно, набрав хлеба, втянуться в Крым, зимовать и решать вопрос политически. Но... что случилось - то случилось... Во всяком случае, ушли красиво.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaivor@lj
2008-08-21 12:29 (ссылка)
Во всяком случае, ушли красиво.
-----------

Согласен. Впрочем, и Фрунзе красиво вошел. "Как по паркету", - как говорил писанный со Слащева Хлудов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mazyk@lj
2008-08-21 12:44 (ссылка)
Самое смешное, что Белозерская (вторая жена Булгакова, прототип Серафимы) фильм "Бег" Алова и Наумова разбомбила в пух и прах! :о) Например, "вошли как по паркету" (что было правдой - Сиваш явно был за красных), а показывают утопающий в грязи буденовский оркестр и т.д.

(Ответить) (Уровень выше)

взволновали, черт побери
[info]hang_hai_zhe@lj
2008-08-25 16:02 (ссылка)
Спасибо за отрывок и за ссылку.
Не читал раньше, и с изумлением прочел характеристику, которую - почти дословно - сам давал Врангелю:
"...я редко встречал человека, до такой степени отделившегося от всяких политических предрассудков, так внимательно вслушивающегося во все то, где ему кажется ключ к разрешению интересующего его вопроса: что сейчас нужно сделать для победы над большевиками..."

Разволновался. Пью порто.

Ибо крымчане мы... Остров Крым - наше все. А Врангель - первый и последний.


(Ответить)

Маклаков о Врангеле
[info]livejournal@lj
2012-08-07 13:51 (ссылка)
Пользователь [info]antifool@lj сослался на вашу запись в «Маклаков о Врангеле» в контексте: [...] чатлениями о П.Н. Врангеле. читать дальше->http://boomzoomer.livejournal.com/20808.html [...]

(Ответить)