Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2004-09-17 16:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К вопросу о границах интерпретации
" Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!» "
Роман Балаян

Интересно, кто этот ученик?
Между тем, все не так просто: орать орал, но нашел все же возможными в кадре красные подошвы. Следовательно, допустил семантизацию и этой детали тоже. Найти кроссовки с некрасными подошвами в СССР можно было.


(Добавить комментарий)


[info]yan@lj
2004-09-17 03:20 (ссылка)
Дубль делать пожалел.

(Ответить)

про Данелию
[info]f_t@lj
2004-09-17 03:23 (ссылка)
обычная история с этими рецепциями и интерпретациями
http://magazines.russ.ru/druzhba/2002/11/danel.html

"В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”).. Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой...

— Пусть эта телега проедет, — сказал он.

Сняли лошадь.

Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.

— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!

— Что точно? — осторожно спросил я.

— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?

Я скромно кивнул.

Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:

— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?

Он усмехнулся:

— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?

И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: про Данелию
[info]goggle@lj
2004-09-17 03:46 (ссылка)
Пример несколько из другой области - мотажныая перебивка, которая как правило "читается".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: про Данелию
[info]f_t@lj
2004-09-17 04:02 (ссылка)
в смысле читается именно как перебивка?
или поскольку это перебивка, то у нее больше символического потенциала по сравнению с сюжетной какой-нибудь сценой?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: про Данелию
[info]goggle@lj
2004-09-17 04:13 (ссылка)
Второе.
Последовательность кадров, планов - это ведь такие широкие, малярские мазки. Ну что мы будем говрить о монтаже после Эйзенштейна.)
Но тут еще речь о преднамерености, вольнной-невольной.
Строго говоря, если в кадр случайно попадает подошва - это может быть чистой случайностью (в конце-концов, важно, еще и то, что до проявки так и не увидишь, что наснимал). А если режиссер берет кусок позитивной пленки с лошадью и вставляет в фильм - это уже другая история

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: про Данелию
[info]f_t@lj
2004-09-17 04:50 (ссылка)
Да, я поняла. В общем, речь и шла о том, что случайная подошва была воспринята как подошва неслучайная. И поэтому история с Данелией похожа только тем, что более-менее случайно возникла эта лошадь.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: про Данелию
[info]r_l@lj
2004-09-17 03:55 (ссылка)
Ну, тут вполне оператор выступил в роли соавтора. Можно было снять безо всякого проезда под окном. И замена свадьбы на лошадь, конечно, имеет символический потенциал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: про Данелию
[info]f_t@lj
2004-09-17 04:07 (ссылка)
да, тут явно больше изначального умысла, чем в истории про кроссовки

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idavirus@lj
2004-09-17 03:37 (ссылка)
...минус-интерпретация или гиперинтерпретация все-таки?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2004-09-17 03:56 (ссылка)
Тут даже не важна приставка. Просто никуды не деться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2004-09-17 03:38 (ссылка)
Смежная тема.
Лет 15 незад в Париже был фестиваль женского кино, на котором после фильмов режиссершам задавали вопросы. Показали, в частности, "Короткие встречи". У Киры Муратовой допытывались, в чем символика кадров с водой, не льющейся из крана. Французы не могли поверить, что это банальная правда жизни.

(Ответить)


[info]goggle@lj
2004-09-17 03:49 (ссылка)
> Между тем, все не так просто: орать орал, но нашел все же возможными в кадре красные подошвы.
Не менее цвета подошв важно то, с какого ракурса, например, они сняты. Может быть так что их можно заметить только при очень внимательном просморе, "критическом". Значимыми становятся детали, на которых сделан акцент - намеренно, или нет.

(Ответить)


[info]daseiner@lj
2004-09-17 05:47 (ссылка)
Ага, тоже читал этот текст на днях и обратил внимание на эту тонкость.
Тут ещё тот нюанс, что он очевидно неточно цитирует, а что там было написано в действительности, неизвестно.

(Ответить)


[info]sguez@lj
2004-09-17 08:49 (ссылка)
Если бы Балаян послал асс. разыскивать кеды с некрасными подошвами и оставил бы дубль с ними, то госкино не допустило бы фильм в прокат, как антисоветщину.

(Ответить)


[info]gloomov@lj
2004-09-17 10:32 (ссылка)
Чем-то напоминает известную историю про зеленый парик у Мейерхольда...

(Ответить)


[info]tacente@lj
2004-09-17 11:54 (ссылка)
А французы в "Афоне", я слышал, тоже увидели глубины символизма и абсурда.

Обратный пример - уехавший в Америку знакомый рассказывал, что до отъезда он воспринимал "День сурка" как притчу (такой городок!), а потом понял, что за исключением исходной посылки там все - густопсовая реальность.

(Ответить)