Demented Forever!


March 2nd, 2009

Безумие / Sileni (2005) @ 05:08 am


Безумие / Sileni (2005)
Режиссёр: (Jan Svankmajer)
Страна: , ,
Год выпуска:
В ролях: (Pavel Liska), (Jan Triska), (Pavel Nový), (Anna Geislerová), (Jaroslav Dusek), (Martin Huba), (Stano Danciak), (Jirí Krytinár), (Ctirad Götz), (Iva Littmanová)
Автор сценария: (Jan Svankmajer) по мотивам произведений (Edgar Allan Poe) и (Marquis de Sade)
Жанр: , ,
Производство: , , ,
Страница на imdb

Самую лучшую рецензию на данный фильм вы услышите в его начале. Из уст самого Шванкмайера.
Первые кадры. Грустный старик смотрит в камеру и говорит следующее:
Дамы и господа, фильм, который вы сейчас увидите - фильм ужаса,со всем упадничеством, присущим этому жанру.
Это не произведение искусства.
Сегодня искусство почти мертво, его заменило некое рекламное отображение лица Нарцисса в зеркале воды.
Можно воспринимать этот фильм как посвящение Эдгару По, у которого я позаимствовал некоторые мотивы, и Mаркизу Де Саду, которому этот фильм обязан богохульством и всеми ниспровергающими идеями.
В сущности, фильм предлагает идеологическую дискуссию о том, как управлять сумасшедшим домом.
В принципе, существует два способа это делать. Оба в равной степени экстремальны. Один поощряет абсолютную свободу, другой, старый и опробованный, - абсолютный надзор и наказание.
Но есть и третий метод, который комбинирует и обобщает худшие стороны двух первых. Это сумасшедший дом, в котором мы живём.


Примерно на середине речи по полу проползает самый натуральный отрезанный язык.  Всё. Добавить нечего. Поэтому мой текст является скорее не рецензией, а размышлениями на тему фильма…
По большому счёту Шванкмайер никогда не был кинорежиссёром. Он реализовал свой талант как мастер сюрреалистической кукольной мультипликации, гений короткометражных работ. И первые полнометражные фильмы он стал снимать как продолжение своих экспериментов. "Алиса/Neco z Alenky" вообще выглядит как набор самодостаточных эпизодов, объединённых в общую систему целой сетью сквозных образов и вниманием к мельчайшим деталям. Да и "Фауст/Faust" ещё остаётся чистым авангардом, где персонажи средневекового кукольного театра ведут свою кровавую буффонаду на улицах постсоветской Праги. Переломный фильм – "Полено/Otesánek", в нём Ян впервые смог смирить свою буйную фантазию и сделать фильм фильмом. Причём фильмом великолепным во всех смыслах и совершенно узнаваемым по стилю. Экранизация народной сказки о бездетной паре, усыновившей обрубок дерева, который со временем начал пожирать все на своем пути. Это Вам не буратины с пиноккио… На фоне всего этого «Безумие» выглядит шагом в сторону. Шванкмайер не стал повторять «Полено» и вплетать фирменные образы в ткань повествования как отдельные детали. Он просто разделил фильм на два потока. Собственно история передаётся подчёркнуто лаконичным и бедным видеорядом, в который лишь изредка вплетаются кошмары героя. Но действие всё время прерывается жутчайшими мультфильмами, где все действия персонажей карикатурно повторяют куски мяса и вырванные глаза. По моему решение более чем удачно.
Сюжет, как и всегда у Яна, представляет собой своеобразную обработку классической истории. В данном случае это рассказ Эдгара По «The System of Doctor Tarr and Professor Fether» в русском переводе известный как «Система доктора Смоля и профессора Перро». Естественно, столь культовый текст уже становился объектом для экранизации, например именно он стал основой для дебютного фильма "Особняк Безумия/The Mansion of Madness", снятого замечательным мексиканским режиссёром сюрреалистических хорроров Хуаном Лопезом Моктемумой. Впрочем не ждите следования тексту рассказа, это скорее вариация на тему. И первое отличие от оригинала – фигура Маркиза.
Ещё недавно образ аристократа либертарианца Донасьена Альфонса Франсуа, графа Де Сада (известного под псевдонимом Маркиз Де Сад) был необычно актуальным, особенно во французской культуре и философии. Его бескомпромисно-жуткие идеи и образы влияли на романтиков, сюрреалистов, ситуационистов. Философы уровня Камю, Батайя и Ролана Барта посвящали ему свои тексты. Наверное лучше всех сформулировал причины актуальности Де Сада гениальный ситуационист Рауль Ванегейм:
Маркиз и санкюлот, Д.A.Ф. де Сад объединяет в себе совершенную гедонистическую логику великого плохого сеньора и революционную волю к безграничной радости, получаемой от субъективности, наконец-то освобождённой от иерархических рамок. Его отчаянная попытка упразднить и негативный и позитивный полюс отчуждения ставит его в ряд самых важных теоретиков целостного человека. Настало время, когда революционеры должны читать де Сада так же тщательно как и Маркса.
Рауль Ванегейм – «Революция Повседневной Жизни»
Кинематограф тоже не избежал этого очарования, образы Де Сада заметны как у Бюнуэля, так и у Ги Дебора. (самый известный фильм этого философа назывался "Вопли в Защиту Де Сада/Hurlements en faveur de Sade".) В конце концов Пазолини закрыл тему насилия и подавления в философии Де Сада своим титаническим "Сало или 120 дней Содома/Salò o le 120 giornate di Sodoma", после которого любая попытка использовать эти образы кажется жалкой. Только тема освобождения осталась нераскрытой никем, так как в дальнейшем Де Сад стал слишком серьёзен и спорен для постмодернистского сознания. Но Шванкмайер художник старой закалки, абсолютно безразличный к веяниям моды.
Его Маркиз – буквально воплощает в себе всю противоречивость исторического прототипа. Все его публичные богохульства, чёрные мессы, сексуальное подавление и жестокие шутки на поверку оказываются лишь слабой тенью настоящего насилия, осуществляемого уничтожающей его системой. Он слишком артистичен, чтобы быть злом. И в этом ещё одно различие между рассматриваемым фильмом и рассказом По.
У Эдгара По единственным злом были разбушевавшиеся психи. В принципе их и злом то назвать было нельзя, все их странности были просто декорациями для сцены пирушки. Точно так-же и здесь освободившиеся сумасшедшие несут в себе минимум угрозы. Но главный герой столь пугается этого разгула, что решает вмешаться и вернуть нормальный порядок вещей. Ему это удаётся, и только тогда в фильме появляется зло. Дело в том, что возвращение врачей не оказывается возвращением нормы, безумны все. На смену системе Смоля и Перро приходит система доктора Палки и профессора Ножжа. И первой жертвой старого порядка очень часто становятся те, кто добровольно призвал придти и владеть ими. В этом слишком много аналогий с тем что происходит в окружающем мире, как на Западе, так и в России. Дисциплинарный санаторий легко превращается в зону. А испугавшиеся негативных аспектов свободы – в куски мяса.
Очень хороший и актуальный фильм.




 

Comments

 

Demented Forever!