Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bbb ([info]bbb)
@ 2007-10-19 13:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Из советской литературы 60-х годов


- Господин Сумман, - сказал Виктор, облизывая ложку. - Я всегда недолюбливал людей Вашей профессии. Одного я даже застрелил - он был очень смелый в штабе, когда обвинял офицеров в нелояльности, но когда его послали на передовую... В общем, убирайтесь.

Однако Павор не убрался. Он закурил сигарету, положил ногу на ногу и откинулся в кресле. Ну понятно - здоровый мужик, и дзюдо, наверное, знает, и кастет у него есть... Хорошо бы разозлиться сейчас. Что он, в самом деле, мне лакомство портит...

- Я вижу, Вы много знаете, - сказал Павор. - Это плохо. Я имею в виду - для Вас. Ну, ладно. Во всяком случае, Вы не знаете, что я самым искренним образом уважаю Вас и люблю. Ну, не дергайтесь и не делайте вид, что Вас тошнит. Я говорю серьезно. Я с удовольствием готов выразить сожаление по поводу инцидента с кастетом. Я даже признаюсь, что знал, кого бью, но мне ничего не оставалось делать. За углом валяется один свидетель, теперь Вы приперлись... В общем, единственное, на что я мог бы пойти, это треснуть Вас по возможности деликатно, что я и сделал. Приношу самые искренние извинения.

Павор сделал аристократический жест. Виктор смотрел на него с каким-то даже любопытством. Что-то в этой ситуации было свежее, неиспытанное и труднопредставляемое.

- Однако, извиняться за то, что я - работник известного Вам департамента, - продолжал Павор, - я не могу, да и не хочу в общем-то. Не воображайте, пожалуйста, будто у нас там собрались сплошные душители вольной мысли и подонки-карьеристы. Да, я - контрразведчик. Да, работа у меня грязная. Только работа всегда грязная, чистой работы не бывает. Вы в своих рамках изливаете подсознание, либидо свое пресловутое, ну, а я - по-другому... Подробности я Вам рассказывать не могу, но Вы, наверное, сами обо всем догадываетесь. Да, слежу за лепрозорием, ненавижу этих мокрецов, боюсь их, и не только за себя боюсь, за всех боюсь, которые хоть чего-то стоят. За Вас, например. Вы же ни черта не понимаете. Вы - вольный художник, эмоционал, ах, ох, - и все разговоры. А речь идет о судьбе системы. Если угодно - о судьбе человечества. Вот Вы ругаете господина президента - диктатор, тиран, дурак... А надвигается такая диктатура, какая Вам, вольным художникам и не снилась. Я давеча в ресторане много чепухи наговорил, но главное зерно верно: человек - животное анархическое, и анархия его сожрет, если система не будет достаточно жесткой. Так вот, Ваши любезные мокрецы обещают такую жестокость, что места для обыкновенного человека уже не останется. Вы этого не понимаете. Вы думаете, что если человек цитирует Зурзмансора или Гегеля, то это - о! А такой человек смотрит на Вас и видит кучу дерьма, ему Вас не жалко, потому что Вы и по Гегелю дерьмо, и по Зурзмансору тоже дерьмо. Дерьмо по определению. А что за границами этого дерьма - определения - его не интересует. Господин президент по природной своей ограниченности - ну, облает Вас, ну, в крайнем случае, прикажет посадить, а потом к празднику амнистирует от полноты чувств и еще обедать к себе пригласит. А Зурзмансор поглядит на Вас в лупу, проклассифицирует: дерьмо собачье, никуда не годное, и вдумчиво, от большого ума, то всеобщей философии, смахнет тряпкой в мусорное ведро и забудет о том, что Вы были...

Виктор даже есть перестал. Странное было зрелище, неожиданное. Павор волновался, губы у него подергивались, от лица отлила кровь, он даже задыхался. Он явно верил в то, что говорил, в глазах у него ужасом застыло видение страшного мира. Ну-ну, сказал себе Виктор предостерегающе. Это же враг, мерзавец. Он же актер, он же тебя покупает за ломанный грошик... Он вдруг понял, что насильно отталкивается от Павора. Это же чиновник, не забывай. У него по определению не может быть идейных соображений - начальство приказало, вот он и работает на компот. Прикажут ему защищать мокрецов - будет защищать. Знаю я эту сволочь, видывал...

Павор взял себя в руки и улыбнулся.

- Я знаю, что Вы думаете, - сказал он. - По Вашей физиономии видно, как Вы пытаетесь угадать: чего ко мне этот тип пристал что ему от меня нужно, а вот представьте себе, ничего мне от Вас не нужно. Искренне хочу предостеречь Вас, искренне хочу, чтобы Вы разобрались, чтобы Вы выбрали правильную сторону... - Он болезненно оскалился. - Не хочу, чтобы Вы стали предателем человечества. Потом спохватитесь - да будет поздно... Я уже не говорю о том, что Вам вообще нужно отсюда убраться, я и пришел-то к Вам, чтобы настоять на этом. Сейчас наступают тяжелые времена, у начальства приступ служебного рвения, кое-кому намекнули, что, мол, плохо работаете, господа, порядка нет... Но это ладно, это чепуха, об этом мы еще поговорим. Я хочу, чтобы Вы в главном разобрались. А главное - это не то, что будет завтра. Завтра они еще будут сидеть у себя за проволокой под охраной этих кретинов... – Он опять оскалился. - А вот пройдет десяток лет...

Виктор так и не узнал, что произойдет через десяток лет. Дверь номера открылась без стука, и вошли двое в одинаковых серых плащах, и Виктор сразу понял, кто это. У него привычно екнуло внутри, и он покорно поднялся, чувствуя тошноту и бессилие. Но ему сказали "Сядьте", а Павору сказали "Встаньте".

- Павор Сумман, Вы арестованы.

Павор, белый, даже какой-то синевато-белый, как обрат, поднялся и хрипло сказал:

- Ордер.

Ему дали посмотреть какую-то бумагу, и пока он глядел в нее невидящими глазами, взяли под локти, вывели и затворили за собой дверь. Виктор остался сидеть, весь обмякнув, глядя в полоскательницу и повторяя про себя: пусть жрут друг друга, пусть жрут друг друга...


(Добавить комментарий)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 15:06 (ссылка)
А Вы обратили внимание, что Банев стукнул на Павора? Как это согласуется с его высокими моральными принципами?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]taki_net@lj
2007-10-19 15:24 (ссылка)
А что в этом акте (а)морального?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 15:26 (ссылка)
Нас как бы учили, что стучать нехорошо. Ни при каких обстоятельствах. На кого бы то ни было.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2007-10-19 15:31 (ссылка)
Меня так не учили. Если я вижу, как совершается грабеж или изнасилование, или знаю, того, кто их совершил, то не считаю аморальным позвонить в милицию и сообщить о преступнике.

Проблема может возникнуть только с так называемыми "политическими преступлениями" - по типу известного рассказа о Достоевском и, кажется, Суворине.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]otkaznik@lj
2007-10-19 16:04 (ссылка)
При этом, однако, необходима уверенность в том, что милиция не примет участие в ограблении или изнасиловании. Это соображение и влечет за собой российский императив «недоносительства», поскольку традиционно России свойственно недоверие к власти.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2007-10-23 10:37 (ссылка)
Абсолютно точно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 16:11 (ссылка)
Да, Суворин. Характерно, что Достоевский сам ужасался своей позиции. Вообще он в политических вопросах сплошь и рядом действовал как безумец. Эшафот, конечно, сломал его, и подходить с нашими мерками невозможно.

А по-моему, донос Банева на Павора именно политический.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2007-10-19 16:22 (ссылка)
Достоевский ужасался, судя по знаменитой записи про "магазин Дациаро", не столько себе, сколько общей коллизии "общества" и "правительства". Мучался от невозможности быть полностью лояльным "правительству", не отрекаясь от настроений и ощущений "общества". То есть позиция эта была не лично Достоевского, а "общества" в целом (что, собственно, видно и из ответа Суворина). Как представитель "общества", Достоевский, очевидно, в душе осуждал как минимум некоторые аспекты действий "правительства", считал их - эти аспекты - нелегитимными, одновременно осуждал насилие и террор, и страдал из-за невозможности найти решение этой дилеммы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 16:47 (ссылка)
Он его нашел в "Карамазовых" - осудил невиновного Митю. Это была как бы компенсация за оправдание Веры Засулич, которому он обрадовался.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2007-10-23 10:38 (ссылка)
+1

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taki_net@lj
2007-10-19 16:13 (ссылка)
Ой, а где Вас этому учили? На киче? Не похоже.

Меня советское общество учило (я излагаю экстремальный вариант), что ЛЮБОЙ частный проступок лучше, чем вмешательство государства в частные отношения (в неэкстремальном варианте обратиться в милицию за защитой от убийства тебя и близких тоже было нормально, а может и не близких).

Формула советского не-стука ((с)Солженицын): ВОЛКА НА СОБАК НЕ ЗОВИ.

Разумеется, звать на волка волка - нормально, хотя часто практически бесполезно. Советская мораль не считала зазорным сдать ментам мента и чекистам чекиста (например, см. у Солжа историю про то, как замученный окровавленный подследственный на крики следака "колись, сука, кто тебя завербовал" вдруг в озарении восклицает "а вто вы, гражданин Иванов, и завербовали" - и шестерка быстро выскальзывает в коридор за конвоем для начальника).

Более того, у меня был знакомый - подполковник на Энском ракетном полигоне (еврей), он написал телегу на замполита полигона, что тот отстаивает антимарксиситские взгляды на национальный вопрос. У зама были неприятности, подполковника все поддержали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 16:39 (ссылка)
Меня в семье учили, родители. БОльшую часть коммента я, к сожалению, просто не понял.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taki_net@lj
2007-10-19 18:21 (ссылка)
БОльшую часть коммента я, к сожалению, просто не понял

Жаль. Это означает, что Вы рассуждаете о предмете, о котором мало знаете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 22:30 (ссылка)
А я и не рассуждаю. Что заложено воспитанием в раннем детстве - над этим не рассуждают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taki_net@lj
2007-10-20 05:48 (ссылка)
Потрясающе. А что Вы делаете в нескольких комментах сразу? Тестируете браузер?

Вы высказали оценочное суждение о литературном персонаже, притом общезначимое - Вы не сказали "кстати, я бы не смог так поступить из-за особенностей своего воспитания", Вы сказали, что Банев поступил неэтично. Совершенно естественно и без всякой недоброжелательности к Вам -ь выяснить, ЧТО ИМЕННО говорит Ваша этика. Ответ "не скажу" мгновенно выводит проблему из области этических.

Это как если бы какой-то человек сказал, что лит. произведение Х. "антихристианское", а на вопрос - чем же, ответил "я с детства христианин, я не могу это обсуждать".

Пожалуйста, у нас свобода, запретить это невозможно, но смысла Ваши утверждения оно лишает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-20 05:54 (ссылка)
Как угодно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bbb@lj
2007-10-20 11:36 (ссылка)
Вынужден напомнить тебе, что я неоднократно просил тебя ограничить писание в моем ЖЖ и, как минимум, воздержаться от оскорбительных наездов на других. Все эти "ребята заигрались" и остальной снисходительно-поучающий тон могут быть уместны в школьном общении, а я уже из школьного возраста вышел, и пишут у меня не дети.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bbb@lj
2007-10-19 15:28 (ссылка)
Так вроде Банев и не изображается как образец моральных принципов, разве нет?

Напомню, как описывается соответствующий эпизод:

Он поднялся на третий этаж, двигаясь неторопливо, нарочито неторопливо, словно бы для того, чтобы все обдумать и взвесить, и прикинуть возможные последствия, и учесть все, на три года вперед, но на самом деле думал только о том, что ковер на лестнице давным-давно пора сменить, облез ковер, вытерся. И только уже перед тем, как постучать в дверь триста двенадцатого номера - (люкс: две спальни и гостиная, телевизор, приемник первого класса, холодильник и бар), он чуть не сказал вслух: "Вы крокодилы, господа? Очень приятно. Так вы у меня будете жрать друг друга".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 16:04 (ссылка)
Совершенно верно, именно такой ответ я и ожидал. Виктор - не святой, обычный человек из плоти и крови. Как и все мы. Поэтому я и вставил в колонку его, а не Франциска Ассизского.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filin@lj
2007-10-19 15:30 (ссылка)
Дык у него и нет уникально высоких моральных принципов, чего ни от кого и не скрывает :-)

А фундаментальное "своих не предавать" к Павору явно не относится - какой он к чертям свой? Заметим, что на Виктора самого неслабо давят, он же в родном городе почти-что-в-ссылке.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_ab@lj
2007-10-19 16:07 (ссылка)
Все это правильно. Извините, я уже ответил Борису на его пост примерно такогоо же содержания.

Кстати (это продолжение моего коммента), помнится, Путин однажды ссылался именно на Франциска Ассизского, приводил его в пример. Ну это для них, сверхчеловеков. А мы люди обычные.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jsn@lj
2007-10-19 15:53 (ссылка)
бывает приятно, наверное, что крокодилов тоже кто-то ест.
нельзя, однако, не понимать, что следствием поедания крокодилов крокодилами является выживание и укрепление самого большого из крокодилов. впрочем, альтернатив-то всё равно никаких (у банева хоть были мокрецы), так что -- .

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2007-10-19 18:06 (ссылка)
у банева хоть были мокрецы
Мокрецы были не у Банева, а у генерала Пферда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jsn@lj
2007-10-19 18:22 (ссылка)
напротив, это генерал пферд был у мокрецов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2007-10-19 18:26 (ссылка)
Насколько я понял, крокодилы, съевшие санитарного инспектора, были людьми генерала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jsn@lj
2007-10-19 18:36 (ссылка)
пардон, не мог поверить, что предыдущая реплика была всерьёз.
ту фразу следует читать как "у банева в его мире хотя бы были мокрецы, а в ситуации, комментарием к которой мне показался исходный пост [info]bbb@lj, у нас ничего такого нет". мне казалось, что это достаточно прозрачно и так.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2007-10-19 18:40 (ссылка)
Мне кажется что мокрецы это такой символ упований на будущее и прогресс, как пролы в 1984.
Не будет никакого спасения. Потому, что все дураки-радикалы не только верят в прогресс, они еще и любят прогресс, они воображают, что не могут без прогресса. Потому что прогресс - это, кроме всего прочего, дешевые автомобили, бытовая электроника и вообще возможность делать поменьше а получать побольше. И потому каждое правительство вынуждено одной рукой... То есть, не рукой, конечно... Одной ногой нажимать на тормоза а другой на акселератор. Как гонщик на повороте. На тормоза - чтобы не потерять управление. А на акселератор - чтобы не потерять скорости, а то ведь какой-нибудь демагог, поборник прогресса, обязательно скинет с водительского места.
Вот генералом Пфердом правительство Президента и жмет на газ.

А упование на будущее, которое должно быть лучше чем настоящее, есть всегда, надежда покидает человека последней.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jsn@lj
2007-10-19 18:46 (ссылка)
я не об этом же. просто в ситуации банева была хоть какая-то радость (и, вообще-то, мотивация для стука) в том, что когда данный конкретный крокодил A съедает данного конкретного крокодила Бэ, конкретным хорошим людям Цэ с характерными кругами под глазами становится чуть лучше. в текущей ситуации никаких таких конкретных хороших людей Цэ, которым стало бы лучше, как-то не видно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2007-10-19 18:51 (ссылка)
С этим согласен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vyastik@lj
2007-10-20 04:08 (ссылка)
В нашей текущей ситуации съеденный крокодил Бэ – это генерал Бульбов (на очереди Черкесов)? В таком случае хорошие люди Цэ, которым стало сучше – это, к примеру, Яна Яковлева и Алексей Процкий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jsn@lj
2007-10-20 19:35 (ссылка)
не знаю, может быть. я просто не в курсе, а что, химиков сняли с крюка (tm) в процессе поедания бульбова / наезда на черкесова?
черкесов-то вроде как был отечески пожурён отцом нации за болтливость и пошёл в гору. впрочем, кто их, крокодилов, разберёт.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vyastik@lj
2007-10-20 19:46 (ссылка)
Странно, какие вещи мимо Вас проходят.
Конкретно А.П. и Я.Я. выпустили из заключения. Не шутка.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filin@lj
2007-10-20 08:44 (ссылка)
Неочевидно - это могла быть и еще одна спецслужба, надзирающая как раз за генералом. Кстати, непонятно (мне или не только?), что вообще месяцами делали в городе эти орлы из 312 номера (судя по описанию, опера достаточно высокого класса)? Просто мониторили ситуацию?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dyak@lj
2007-10-19 17:25 (ссылка)
Лучше их нарядить в тоги и каждому к поясу привесить чернильницу.

(Ответить)