eksray - Леонид Пайдиев о развитии экономического кризиса в России [entries|archive|friends|userinfo]
eksray

[ website | ЖЖ ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Леонид Пайдиев о развитии экономического кризиса в России [Mar. 10th, 2005|12:49 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
[Current Mood | lazy]
[Current Music |нет]

Пайдиева я недавно цитировал в своей последней статье
А вот что говорит он сам:
Впрочем, оно может ничего не делать, и получить полномасштабный кризис...
Леонид Евгеньевич, в первые два месяца текущего года уровень инфляции фактически достиг почи половины годовой нормы, запланированной правительством. Более того, Министерство финансов признало, что 8,5% уровень может быть превышен и достигнет к концу года планки в 10%. При этом тем же ведомством утверждается, что любые госинвестиции приведут к еще большему росту темпов инфляции, на один-полтора процентных пункта. С другой стороны, существует «зеркальная проблема» - подавление инфляции связано со стерилиацией избыточных денег, что приводит к росту реального курса рубля. А это угнетает производство, ориентированное на внутренний спрос, и провоцирует рост импорта. Чем можно пожертвовать, чтобы выйти из сложившейся ситуации?

Речь идет о пресловутой «голландской болезни». Кстати, когда в 60-е гг. Голландия начала получать очень много денег от экспорта нефти и газа, и это привело к угнетению национальной экономики, проблему решили с помощью льготного государственного кредитования и административного изъятия валютной выручки. В мире эта проблема решается следующим образом: государство искусственно сдерживает приток валюты на внутренний рынок.

Как это делается? Обычно создаётся государственная (или полугосударственная) монополия на экспорт сырьевого ресурса. Например, в Норвегии или Саудовской Аравии нефть экспортируют государственные компании. Заработанная валюта не поступает на внутренний рынок, точнее, поступает весьма ограничено. Валюта аккумулируется в разного рода «фондах будущих поколений» расходуется на решение стратегических проблем в рамках целевых госпрограмм, причём закупка товаров для таких проектов осуществляется за рубежом, за валюту, но таким образом, чтобы не создавать конкуренции отечественным производителям.

Хорошо известно, что, если государство живет за счет экспорта сырья, то его экономика, его платёжный баланс крайне неустойчива. Конъюнктура на сырьевые товары, цены на сырье подвержены регулярным и резким колебаниям. В периоды хорошей конъюнктуры, высоких цен на сырьё национальная экономика уничтожается дешёвым импортом. Потом цены на сырье падают. И тут выясняется, что у страны нет денег на закупку даже критического импорта. А развернуть своё производство невозможно, потому что банковская система страны в такой момент переживает кризис, и иностранный капитал убегает со всех ног. Не говоря уже о том, что за время валютного изобилия трудолюбивые люди из станочников и техников успевают стать охранниками на автостоянках и крупье в казино. А потом они становятся бомжами и алкоголиками. Квалифицированная рабочая сила в условиях «голландской болезни» исчезает моментально.

Поэтому ответственной властью всегда принимается политика государственного контроля над экспортом сырьевого товара и ограничения притока валюты на внутренний рынок. Фактически, все страны ОПЕК реально экспортируют нефть, газ и нефтепродукты через государственные компании в той или иной форме.

В нашей стране подобного механизма нет. У нас нефтяные компании свободно продают сами добытую ими нефть, получают большие прибыли и платят государству налоги. Раньше – мизерные, сейчас – значительные. Валюта, которую они зарабатывают, так или иначе попадает на валютную биржу. Предложение валюты превышает спрос, и начинается «голландская болезнь», которая убивает отечественных товаропроизводителей. Несложно спрогнозировать следующий этап этой драмы: как и в 1998 году цены на нефть упадут, и в результате выяснится, что страна не сможет закупать столько продуктов за рубежом, сколько прежде. (Я уже объяснял, что сегодня цены на нефть искусственно завышены, являясь побочным следствием процесса обесценения доллара и проблем реформирования международных финансов).

Минфин ограничивает монетизацию экономики, Банк России для купирования голландской болезни активно скупает валюту, которая поступает на внутренний рынок, за рубли. Чтобы не раскручивать инфляцию, замораживаются огромные суммы на счетах правительства в ЦБ и федерального казначейства. Такая кредитно денежная политика называется рестрикционной, жёсткой. Искусственное сокращение денежного предложения означает удорожание кредита для бизнеса и сокращение доходов бюджетников. Бизнесмен или банкир, способный привлечь средства из за рубежа получает конкурентное преимущество перед тем, кто получает лишь рублёвые кредиты.

Эта политика пришла к своему логическому завершению. Так называемый Стабилизационный фонд достиг чудовищных размеров. Обратной его стороной являются валютные счета Минфина и золотовалютные резервы банка России, достигшие неприличных размеров для нашей бедной страны. При этом реальный уровень жизни граждан, зависящих от бюджета снижается. Проведенная самым небрежным образом монетизация льгот обнажила эту проблему.

Чтобы хоть немного купировать падение жизненного уровня потребовалось увеличить бюджетные расходы. Если данные г-на Делягина верны, то это 400 млрд. до нового года и 500 – 600 млрд. после нового года. Это чудовищная сумма, которая обеспечивает мощнейший инфляционный всплеск. Они уже растут, не только люди это чувствуют, но даже статистика не может не заметить.

Впереди – новый рост цен, вызванный социальными реформами. Надо понимать, что внизу, например, в управлении ЖКХ, сложились устойчивые мафиозные структуры, являющиеся сами по себе источником кризиса. Эти структуры используют каждую возможность для того, чтобы превратить население в заложников в торге с Федерацией., дабы содрать денег и с населения, и с государства. Это означает гарантированный рост цен и определенный кризис.

Что делать в этой ситуации? Государству придется отказаться от скупки долларов. Эту уже предполагает, что в итоге доллар по отношению к рублю будет дешеветь. Долларовая инфляция в России обеспечена.

Если же государство все-таки попытается снова напечатать рублей и скупить доллар, то в условиях быстрого роста цен эта политика перестает работать. Реальные долларовые цены все равно начинают падать. При этом начнется дикий, обвальный рост цен, который будет сопровождаться ухудшением жизни всех, кто живет на зарплату, прежде всего, бюджетников. Поскольку доллар будет дешеветь, это приведет к кризису отечественное производство.

Тут уж получается – или хвост увяз, или нос увяз. Государство будет вынуждено решать два комплекса политико-экономических проблем. Во-первых, не допустить обвального падения жизненного уровня населения, что реально может произойти уже к следующей осени, если не раньше. Во-вторых, попытаться как-то переложить тяжесть последствий этого кризиса с обрабатывающей промышленности и сельским хозяйством на нефтяников, что делается с помощью дополнительных налоговых изъятий. Посмотрим, что сможет сделать наше государство. Впрочем, оно может ничего не делать, и получить полномасштабный кризис со значительным падение жизненного уровня.

9 марта 2005
Пайдиев Леонид Евгеньевич
LinkОставить комментарий