Что первично...
... материя или дух разрисованные стены зданий и замусоренные улицы или же высокий уровень преступности?
По метариалам Science Blogs.
Ответ кажется самоочевидным: в районах, где высока преступность, коммунальные службы опасаются наводить марафет, а городские инспекторы — штрафовать нарушителей. Но исследования Кеса Кайцера из университета Гронингена показали, что имеет место быть порочный круг.
Существует теория разбитых окон, смысл которой в том, что запущенное состояние кварталов города повышает число актов вандализма и мелких преступлений. Соответственно, этот вандализм ещё более усугубляет состояние среды, поощряющее его самого. И не случайно, среди мер, принятых мэром Нью-Йорка Джулиани для наведения порядка и снижения уровня уличной преступности, было удаление многочисленных граффити со стен домов.
Кайцер провёл следующий эксперимент: на стоянке велосипедов возле крупного супермаркета, где имелся знак, запрещавший разрисовывание стен, он прикрепил к рулям велосипедов посетителей рекламный спам. Большинство (2/3) не стали бросать бумажку с рекламой на землю. Но когда исследователи разрисовали стену прямо рядом со значком, запрещающим это делать, то насвинячили аж 69% получивших спам.
Сам факт грубого нарушения запрета, оставшегося без последствий (граффити присутствовало на стене, несмотря на запрещающий знак) создавал у людей впечатление о том, что это — территория беззакония, и здесь социальные нормы поведения становятся излишними.
Так что санкции, накладываемые мэриями на тех, кто разрисовывает стены в общественных местах, служат не только эстетическим целям — упорядоченная урбанистическая среда более безопасна.

Надо заметить, что несмотря на то, что я познакомился с "теорией разбитых окон" лишь сейчас, с подачи авторов материала, на интуитивном уровне я ощущал её правильность и ранее: оказавшись в заброшенных районах с разрисованными стенами, я ощущал себя неуютно без оружия, хотя уровень уличной насильственной преступности в тех краях, где я живу, сравнительно невысок, ниже, чем, скажем, в СССР.
