Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2010-11-25 09:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Вагнер - феминист?
По следам моего четырехнедельного педагогического вагнерианства...

Кажется, я уже раньше говорила, что героини Вагнера мне нравятся больше, чем герои.
А тут вдруг подумала, что, может, и ему самому они больше нравились?..

Дело не в том, что оперная героиня 19 века должна быть прекрасна и безупречна (даже если она промышляет тельцем, как всякие травиаты карменовны, или душит младенцев и травит старушек, как маргарита мефистофелевна). Это, понятное дело, поэтика романтизма, а вовсе никакой не феминизм.

Но у Вагнера-то несколько иначе.
Его бабоньки - сплошь сильные и могучие. И коня на скаку остановят (валькирии), и в горящую избу войдут (а то и сами подожгут, как Брунгильда Валгаллу), и с утёса на спор сиганут (как Сента). Единственная пассивная жертва - Эльза в "Лоэнгрине", но это исключение. Зато там Ортруда - хоть куда. Злая, правда.

Вагнеровские героини - не просто волевые и страстные натуры. Они - двигатели интриги. Они ведут себя, как совершенно свободные личности, которые сами выносят суждение о ситуации, сами делают выбор, сами совершают поступки и сами за них отвечают. Да, они живут в несправедливом мире, где недалёкие мужланы относятся к ним как с домашним животным (Хундинг в "Валькирии"), однако сам-то Вагнер этой точки зрения совсем не разделяет.

Его главные герои (по мысли автора, положительные) зачастую непроходимо глупы. Что Зигфрид, что Парсифаль. Да и Тангейзер от них недалеко ушёл. Тристан, конечно, поинтеллектуальнее. Однако и тонкого Тристана хитромудрая Изольда полностью подчиняет своей воле (уже в 1 акте). Это не воздействие чар или необыкновенной красоты - это именно воля и ум.

Собственно, из этого и проистекает у Вагнера неотъемлемое право героя на поступок - в том числе (и прежде всего) для героя-женщины. Настоящее "право сильного" - в этом, а не в физической способности громко петь тенором или басом и бегать по сцене, размахивая Нотунгом или копьём Вотана. Право решать, как пойдут события и чем это обернётся для всех, в том числе для судеб царств и миров. В конце-то концов, исход борьбы в "Парсифале" решает Кундри, а не этот "святой" дурачок. Захоти она сгубить его, так и сгубила бы, невзирая ни на какого Клингзора.

Из категорий вагнеровского театра исключена доброта - в такой системе представлений ей нет места Милосердие, жалость, сострадание, благородство, самопожертвование - да, а доброта - нет: это совсем не из той оперы (и я даже знаю, из какой - это из Римского-Корсакова).

Следовательно, у Вагнера женщины - отнюдь не "хранительницы" чего-либо, и не пассивные "призы" победителю. Они субъекты действия, причём ведущие, и это им дано как изначальное право.

Мне кажется, в 19 веке вообще мало кто так думал. Ибо жизнь к тому не слишком располагала.
Да и сейчас такая точка зрения выглядит не для всех естественной. У Вагнера же она присутствовала почти изначальна. Совсем ранних опер я не знаю, но "Летучий Голландец" - он как раз про такую героиню.

Случай Вагнера, в конце концов обретшего свой живой идеал в своевольной и жесткохарактерной Козиме, подтверждает общее правило: по-настоящему сильные и умные мужчины не боятся сильных и умных женщин.



(Добавить комментарий)


[info]alex1969@lj
2010-11-25 04:37 (ссылка)
Ну да, права сильного ограничены только его силой. Соответственно слабый вообще не имеет прав. Ницше говорил об этом прямым текстом, а Вагнер - несколько завуалированно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2010-11-25 16:17 (ссылка)
У Вагнера вообще другая проблематика.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snowoctopus@lj
2010-11-25 05:20 (ссылка)
Очень интересно, спасибо!

(Ответить)


[info]petrark@lj
2010-11-25 08:22 (ссылка)
Очень правильные мысли, по-моему. Откуда это могло появиться в "Кольце", строго говоря, понятно - из древнескандинвской мифологии, где женщины именно такими и были. Но до "Кольца"? Интересно. Наверняка об этом учёные немцы тома написали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2010-11-25 16:21 (ссылка)
Я не вагнеровед и не большая поклонница гендерных штудий. Но мне кажется, идеал "сильной женщины" появился в Германии ещё в эпоху наполеоновских войн, когда некоторые барышни и дамы действительно брались за оружие и шли воевать. Соответственно, появился этот тип и в искусстве - в драме ("Пентесилея" Клейста), в опере ("Фиделио" Бетховена), в светской жизни (эмансипированные литературные дамы вроде Рахель Левин). А Вагнер рос в артистической среде, где в принципе у женщин-актрис или певиц были точно те же права и обязанности, что и у мужчин. Его первая жена была актрисой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]petrark@lj
2010-11-26 19:13 (ссылка)
Ясно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kseniapo@lj
2010-11-25 11:50 (ссылка)
Очень интересно!

(Ответить)


[info]dorodnov1958@lj
2010-11-25 12:31 (ссылка)
Интересно читать! Многие после прочтения заинтересуются Вагнером. А ведь это ещё неразгаданная для многих глыба...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2010-11-25 16:22 (ссылка)
Да мне и самой в нём мало что ясно - не мой "герой".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mlle_anais@lj
2010-11-27 17:49 (ссылка)
Прекрасно!
Я немного поняла про свои отношения с Вагнером ;)
Видимо, смутно что-то такое витало в голове, но не формулировалось - большей частью симпатию к вагнеровским операм я относила на счёт собственной музыкальной "глухоты" и нелюбви к опере как сценическому действу - мне надо чтобы услышать не отвлекаться - концертное исполнение, а Вагнера я не сцене переношу замечательно.
Но сейчас я вижу, что девы и правда привлекают, и сильно!

(Ответить)