Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет krylov ([info]krylov)
@ 2003-08-05 01:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
истина
Отчасти к этому спору [info]lxe@lj c Тером (или "человеком, похожим на").

Не существует обязанности (моральной, религиозной, какой угодно) "говорить истину". Поскольку человек может её не знать или искренне заблуждаться. Более того, у человека есть право высказывать предположения и истину искать, по ходу дела ошибаясь.

От человека можно требовать только одного: чтобы он истину не искажал. Не пытался, то есть, никого вводить в заблуждение.

Это "не искажал" относится к любому местопребыванию истины, до которого данный человек может дотянуться - в текстах, в документах ("не подчищай"), в чужом уме, ну и в своём тоже (самообман является грехом, причём как бы не первым).

Исказить истину можно самыми разными способами. В том числе - высказывая "формально истинные" суждения и манипулируя умолчаниями и всякими дефаултами.

Например, высказывание "возможно, твоя Ленка от тебя гуляет", обращённое к мужу Ленки, формально истинно: "ведь она может технически". Но если ленкин муж начнёт докапываться - "а с чего ты так решил", и услышит в ответ что-то вроде: "ну как? взрослая баба, пизда на месте, бывает вне дома... в общем, может ведь изменить, да?", то вряд ли он оценит красоту и изящество ентой формальной логики. "Может и в рыло дать", ага.

Впрочем, есть примеры и покрасивше. Высказывание "любые перемены могут принести беды и страдания" истинно - однако, манипулирование этой нехитрой мыслишкой принесло немало бед и страданий. Ибо в ней умалчивается о том, что отсутствие перемен тоже может принести беды и страдания. Впрочем, точно так же, манипулирование обратной по смыслу (но тоже истинной) идеей "вокруг полно зла" приводит точно к таким же последствиям, по сходной причине. Etc, etc.

Вроде бы "очевидные вещи", банальности. Ан нет. "Всё на том же месте попадаемся".

)(


(Добавить комментарий)


[info]mkay422@lj
2003-08-04 11:53 (ссылка)
Истина обычно субъективна. Довольно мало объективных истин, особенно касающихся жиненных ситуаций, а не математической теории.

(Ответить)


[info]ex_bulatych796@lj
2003-08-04 12:04 (ссылка)
Согласен. Великолепно.

Вот американский народ попался на "Ирак может обладать ОМП", а теперь смотрите сколько народу полегло. Вообще, ничьи высказывания, и особенно высказывания политиков, нельзя принимать за истину, а народ принимал, принимает и будет принимать.

(Ответить)


[info]andronic@lj
2003-08-04 19:45 (ссылка)
Ага.
То есть можно не сказать прямую ложь, но умолчанием сознательно ввести в заблуждение.
Я бы сказал, что эта ситуация едва ли не более распространеная в человеческом общении, чем и высказываения прямой лжи, и высказывания истины, вместе взятые.
Сдается мне, что введение в заблуждение - один из основных способов поддержания человеческого мира в более-менее равновесном состоянии.
Иначе все рассыплется.
Почему оно так сложилось - другой вопрос.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2003-08-06 07:49 (ссылка)
Собственно, "человеческий мир" - это и есть заблуждение своего рода.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silent_voice@lj
2003-08-04 22:04 (ссылка)
Весьма похож. Особенно этим "почитал ему ветку".

(Ответить)


[info]toshk@lj
2003-08-04 23:58 (ссылка)
да, когда замечаешь такие манипулирования, становится особенно противно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dodododo@lj
2003-08-05 03:08 (ссылка)
кто кем манипулирует, не поняла?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]toshk@lj
2003-08-05 05:52 (ссылка)
эээ ... вообще-то в данном случае я говорил скорее абстрактно

Но, не буду лукавить, я считаю одного нашего общего знакомого [info]hgr@lj'a склонным именно к такого рода манипулированию (с помощью "формально истинных" суждений).
Он, кстати, этого, кажется, не особо скрывает (его "цель оправдывает средства" и т.п)
А также у него есть последователи, которые под это ещё и святоотеческую базу пытаются подвести

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dodododo@lj
2003-08-05 06:09 (ссылка)
ну тут Вы ошибаетесь все же.
lxe действительно лукавство не может быть свойственно по типу личности - он даже грешит излишней прямотой, но это уж такой человек - ничего не попишешь.
а hgrу лукавство свойственно, но не в вопросах веры, тут уж - извините.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]toshk@lj
2003-08-05 06:32 (ссылка)
нет, простите, не могу с Вами согласиться
вера оказывается слишком перемешана с политикой, историей, кулуарами и т.п
и на всех фронтах - манипулирование, комбинации, гамбиты и миттельшпили
я в такую веру не могу поверить, sorry

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dodododo@lj
2003-08-05 06:38 (ссылка)
понимание того, что лежащее на поверхности - и преподносимое, как реальность, далеко неглупым, признаем, человеком, - не всегда соответствует тому, что есть на самом деле.
и наоборот, человек может нести бесконечно благочестивую пургу - и Вы "поверите" в его веру, при этом там - хоть святых выноси.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]toshk@lj
2003-08-05 07:52 (ссылка)
гым :)

написал
стёр

не думаю, что я Вас в этом вопросе смогу убедить

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dodododo@lj
2003-08-05 08:21 (ссылка)
тоже - гым...
а Вы просто абстрактно подумайте:
зачем очень неглупому, зацикленному на всяких манипуляциях и интригах, и съевшему на них собаку, человеку, так опрометчиво и недальновидно создавать такой нелестный свой образ у "таргет-группы"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]toshk@lj
2003-08-05 08:27 (ссылка)
образ, создаваемый у "таргет-группы", как раз наоборот - видится мне очень расчётливым и дальновидным, и здесь я как раз восхищаюсь красотой игры
я и сам (принадлежа во-многом к таргет-группе) чуть было не купился

но разведчики, как известно, сыпятся на мелочах
это если абстрактно подумать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dodododo@lj
2003-08-05 08:28 (ссылка)
на каких же мелочах?
грызу локти, что я, славящаяся в своих глазах своей наблюдательностью, их проглядела...
не поделитесь?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]toshk@lj
2003-08-05 16:04 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2003-08-06 07:50 (ссылка)
Ага. Бывают случаи торжества формальной логики над умом.

(Ответить)


(Анонимно)
2003-08-12 08:35 (ссылка)
"Высказывание "любые перемены могут принести беды и страдания" истинно - однако, манипулирование этой нехитрой мыслишкой принесло немало бед и страданий. Ибо в ней умалчивается о том, что отсутствие перемен тоже может принести беды и страдания."

Итак, подлинный источник "бед и страданий" - это манипуляции нехитрыми мыслишками, а единственный способ перестать манипулировать умолчаниями и всякими дефаултами – это перестать думать. Ну и кто вы после этого, как не Далай Лама?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2003-08-12 12:20 (ссылка)
Всё немного сложнее.
Видите ли, надо перестать думать не переставая думать.

(Ответить) (Уровень выше)