Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mit_ra ([info]mit_ra)
@ 2008-01-09 15:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О двух смертях

Несколько лет назад хоронили бабушку Машу.
Когда мне было пять лет, моя тетка вышла замуж. С тех пор у меня стало не две бабушки, а три. Третья - теткина свекровь Марья Иванна. Я так и хвасталась другим детям: "У меня есть бабушки Ия, Зина и Маша". 

Бабушка Маша была родом из деревни, всю жизнь проработала уборщицей на заводе - там же, где одним из лучших слесарей считался ее муж, немного не доживший до шестидесяти. Сама закончившая только семь классов, она всех своих четверых детей "вывела в люди": все получили высшее образование и сделали честную, крепкую карьеру. 
Уютная маленькая женщина с голубыми глазами и ясным лбом, она, казалось, не различала родных внуков и неродных. И девочкой, и взрослой я знала, что могу прийти в гости когда угодно - и пусть тетки с мужем нет дома, меня всегда встретит бабушка Маша, засеменит открывать холодильник, разогревать еду, накрывать на стол и причитать, что я так мало ем, потому и такая худющая. И часто, накормив и обстоятельно расспросив, как дела, она доставала из шкафа пару-две самовязаных носков или следочков: "На вот, а то в этих сапогах ноги, небось, мерзнут". Носки детям и внукам она вязала всегда, сколько я ее помню, полосатенькие, из каких-то кусочков пряжи, и таких уютных носков я не носила больше никогда. 
От этого - от того, что она всегда есть, становилось тепло и спокойно: что бы ни случалось в мире - бабушка Маша читает Мамина-Сибиряка в своей комнате с иконами, вяжет носки, кормит на кухне внуков и расспрашивает их, как дела. Тихий и светлый приют. 
Я иногда думала: а есть ли у нее обычные человеческие страсти и пороки? Никто этого не знал. Она любила смеяться - неярким, тихим кудахчущим смехом. Она сердилась - но никогда в ее глазах не было гнева или злости. Я никогда не задумывалась, люблю ли я ее, - она просто была, и это было хорошо, и так и должно было быть.
Умерла она так же, как жила,- спокойно, не мучаясь и не мучая других. Просто угасла, как свечка, догоревшая дотла. Ей было 86. Даже мертвое, ее лицо было простым и ясным - только появилась печать особой, недоступной живым  просветленности. Хоронили ее в сентябре; а день тогда выдался необычайно теплый и солнечный - ласковый, хороший день. На поминках вспоминали, говорили о ней, о себе, своих семьях, улыбались. Не было никакого горя - была светлая печаль. Я сказала отцу, когда мы шли с похорон: 
 - Надо же, она умерла - а похороны такие спокойные, без горя. Хорошие.
- Так чего плакать? Достойный человек прожил долгую достойную жизнь и достойно умер.

А два месяца спустя хоронили мою соседку Иринку. Ей было 25.

Все в Иринкиной семье было как-то уж очень неладно: мать умерла, когда Иринке было полтора года, мачеха после развода отказалась от нее, отец менял жен, как покрышки на машине. Больше всех о девочке заботилась ее бабушка Зоя Васильна, первоклассная портниха, у которой была почти мания - дать Иринке всё. Дом был полной чашей. А избалованная обожающей бабушкой Иринка (ошеломительно хорошенькая, как старинная немецкая кукла) одевалась так роскошно, что ей, с восхищенными ахами, любовались даже самые желчные старухи. Зоя Васильна умерла, когда Иринке было 18, отец - когда ей было 24. И как-то никто из соседей не заметил, как Иринка сорвалась. Хотя... Бывшая подруга ее говорила: Иринка начала меняться еще раньше, после раннего и неудачного замужества. А тут и вовсе: она стала надолго пропадать из дома, к ней приходили какие-то странные мальчики и девочки. Потом и совсем надолго пропала, потом стала иногда возвращаться с людьми цыганского вида: они вывезли сначала телевизор... потом холодильник... старинный сервант... 
Через полгода после того как Иринка, вывезя из квартиры, наверное, почти все добро, пропала окончательно, я, выходя из подъезда, столкнулась с людьми, втаскивавшими какое-то невероятно костлявое человеческое существо с чудовищными распухшими ногами. Инстинкт сохранения ясности рассудка подсказал не смотреть в лицо этому существу - я посмотрела. Не бывает таких старых, чудовищно изможденных лиц, не должно быть! Это было страшно. Нет, это был не страх - отвратительный животный ужас, скрутивший и заморозивший кишки. Но оторваться взглядом от этого ужаса было невозможно. Не сразу я разглядела то, во что невозможно было поверить: существом была Иринка. Ей было не 25, а 125 лет.
Иринка была наркоманкой. Начинала вполне невинно - с анаши, потом стала колоться. Эти люди, супружеская пара, подобрали ее у цыган в поселке под городом. К тому времени Иринка успела проколоть все нажитое Зоей Васильной, свою одежду, драгоценности... Когда это кончилось -  пахала на панели: в день больше десятка мужиков - всё на дозы. А дозы были безбожными. Потом на панели ей стало нечего делать (она уже была страшна, как смертный грех, и тяжело больна), на что она покупала наркотики - никто не знает.
Класть Иринку в больницу было бесполезно, ее привезли домой умирать  - хотя и говорили: "Ты поправишься, все будет хорошо...". Она не могла ходить - этими жуткими гангренозными ногами. Она уже не была женщиной. Как-то она сказала: "Может, ноги ампутировать? Все равно не ходят". Она была существом. Настолько обезразличевшим к нормальному человеческому, что иногда не утруждала себя просьбой дать ей судно - ходила под себя. Соседи из небрезгливых ее навещали, приносили вкусненькое. Я пекла для нее фирменное печенье ее бабушки, пыталась развлекать ее рассказами и фотографиями Крыма - она ела, но рассказы ей были пофиг. Потом приходила какая-нибудь из ее новых подружек, и я прощалась: Иринке приносили дозу. Заботившиеся о ней люди (на самом деле они рассчитывали на ее квартиру, что не очень скрывали) свозили ее к врачам - и выяснилось, что у Иринки СПИД.
Умерла она во сне, скорчившись. Ее телу так и не смогли придать нормальную для мертвых позу. Все подходившие попрощаться клали в гроб цветы, но избегали смотреть на нее: слишком отталкивающим, нечеловечески старым было это лицо. Перед отпеванием соседи шептались: от батюшки утаили, что покойная была наркоманкой,- а то он мог бы отказаться отпевать, такая смерть - как самоубийство. И хоронили ее не с бабушкой и отцом,- единственная из ее родни, мачеха, не стала этим заморачиваться,- а на новом участке, на Осиновой горе. День был серый и дождливый, сырой холод пробирал до трясучки. Мы месили грязь на этом пустом, без единого деревца, неприглядном кладбище и мечтали поскорее оказаться дома, в своем нормальном мире. Было невероятно жаль вот так, по дури, проколотую жизнь. Но как я ни старалась - не могла выгнать из души трусливое ощущение чего-то омерзительного, нечеловеческого, неправильного, заставляющего тошнотно стыть внутренности. На лицах соседей я видела те же чувства.
Я знала Иринку много лет. Я долго пыталась вспоминать о ней как о хорошенькой улыбчивой куколке - почему-то не получается. Так она и осталась в памяти - такой, какой ее привезли умирать, и я ничего не могу с этим сделать.

В моей поминальной книжке их имена, раб божьих Марии и Ирины, вписаны рядом - по времени их смертей. Так получилось.


(Добавить комментарий)


[info]eva_nadu@lj
2008-01-09 09:39 (ссылка)
ни промолчать, ни прокомментировать не могу...
но прочла.
и, знаешь, да, все так...
очень хочется дожить до восьмидесяти с хвостиком и умереть спокойно и с улыбкой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mit_ra@lj
2008-01-09 09:47 (ссылка)
Эх, тут уж как повезет... Прожить бы достойно - фиг с ним, богато или нет, лишь бы по совести и по-человечески.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eva_nadu@lj
2008-01-09 09:51 (ссылка)
Ну, богато- это уже не обсуждается)) с остальным бы справиться

(Ответить) (Уровень выше)


[info]steissd@lj
2008-01-09 09:46 (ссылка)
Да, наркотики — это ад.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mit_ra@lj
2008-01-09 10:00 (ссылка)
Да. Ад для самих наркоманов и для тех, кто оказывается рядом. И вот таких вот наркоманов - уже больных, умирающих, надо бы показывать пацанятам, чтобы раз и навсегда отпугнуть от наркотиков. Хотя показывать такое жестоко.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aliksandar@lj
2008-01-09 10:12 (ссылка)
я знаю только завязавших наркоманов, у многих вич или гепатит с, но трезвые - создают семьи, приходят в цековь...
начинают с НА (анонимные наркоманы)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mit_ra@lj
2008-01-09 11:05 (ссылка)
Да, пусть у них навсегда подорвано здоровье, пусть у них гепатит, даже ВИЧ - но они трезвые, значит, люди. Нашли в себе силы завязать с этим кошмаром - это достойно уважения.
Я в тех обстоятельствах успела пообщаться с Иринкиными новыми двумя подружками и другом - все наркоманы. Друг говорил, что его мать несколько раз клала в больницу очищать кровь от наркотика - бесполезно, кровеносные сосуды забиты, наркотик до конца не выгнать, и он обречен. Но думаю, он просто сам не хотел лечиться - тут же сила воли нужна, а стержня ни у кого из этой компании не было. Катиться вниз проще. Мне потом, где-то через год, кто-то сказал, что эти трое тоже все умерли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aliksandar@lj
2008-01-09 13:54 (ссылка)
дело не в силе воли, все сложнее и проще одновременно,
главное - желание выжить и способность поверить...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mit_ra@lj
2008-01-09 15:30 (ссылка)
Желание выживать - инстинкт. Что-то сбивается у наркоманов вместе с распадом личности, что у многих этот инстинкт пропадает. (Я абсолютно не разбираюсь в этой области психологии, поэтому побоюсь судить.) И слава Богу, если у кого-то он берет верх. А вот с верой - труднее. Способность поверить (особенно если поверить вопреки) - мне кажется, это даже не дар, а труд души.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fi_li_da@lj
2008-01-09 10:57 (ссылка)
Аж до дрожи. Очень сильно и очень показательно! Дай нам всем бог прожить достойно. Кому сколько отмеряно. Но достойно. И достойно уйти.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mit_ra@lj
2008-01-09 11:07 (ссылка)
Да, дай Бог!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]civil_engineer@lj
2008-01-09 14:24 (ссылка)
Пожалуй я дам ссылку на этот рассказ, если не возражаете. Молодёжь надо воспитывать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mit_ra@lj
2008-01-09 15:33 (ссылка)
Конечно, не возражаю. Пост публичный. И если хоть кто-то один "начинающий" прочтет, подумает и откажется от затяжки или укола - значит, уже не зря писала :)

(Ответить) (Уровень выше)

наркоманки
[info]ylucc@lj
2008-01-09 14:37 (ссылка)
Одна моя бывшая одноклассница, бросившая школу, убила (вместе с подельником) человека ради денег, дали 7 лет. Девушка из параллельного класса много лет колется, отсидела за наркотики, вышла и продолжает (может, уже и умерла, давно не видел). Применительно к наркоторговцам поддерживаю китайский вариант. И все же вину надо делить пополам.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]mit_ra@lj
2008-01-09 15:58 (ссылка)
Наркоманы - конечно, жертвы. Но их никто не заставляет это делать, выбор всегда есть: сделать первый укол или нет. И они становятся преступниками - в разной степени. Хотя бы тем, что жизнь близких превращают в кромешный ад. Ну и потом - они же ради дозы идут на всё.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]ylucc@lj
2008-01-09 16:35 (ссылка)
потому и пишу, что вина пополам. хотя если первая затяжка или укол сделаны до 15-16 лет, винить труднее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]mit_ra@lj
2008-01-09 16:38 (ссылка)
Да, там - дети несознательные еще, тех, кто их "угощает", надо четвертовать публично.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]ylucc@lj
2008-01-09 16:46 (ссылка)
китайцы казни наркоторговцев, говорят, по телевизору транслируют. воспитательная мера.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]mit_ra@lj
2008-01-09 16:55 (ссылка)
Думаю, это хотя и жестоко, но правильно. А у нас под городом поймали цыганку-наркоторговку. Так отпустили - потому что многодетная мать (6 не то 8 детей) и "детей кормить надо" (дословно). И ведь всем было ясно, с каких доходов она продолжит кормить детей, но отпустили. Менты скрежетали зубами, а сделать ничего не могли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]ylucc@lj
2008-01-09 16:59 (ссылка)
Относительно цыган у меня есть свои предложения, но они чудовищно неполиткорректны :).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]mit_ra@lj
2008-01-09 17:01 (ссылка)
Значит, наши с Вами мнения на этот счет совпадают :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: наркоманки
[info]ylucc@lj
2008-01-09 17:02 (ссылка)
однозначно :).

(Ответить) (Уровень выше)