Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kirulya ([info]kirulya)
@ 2007-03-16 16:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Я не люблю Песах
Вот такой банальный заголовок.
У меня в ленте есть религиозные люди, и мой пост их может расстроить, что ж, я все равно напишу.
Я не люблю ритуалы. То есть получать спасибо, если я оказала кому-то услугу - это хороший ритуал, а вот все остальное... Все эти "девушка должна быть стыдливой", "нельзя дыню с медом есть - умрешь", и вот из надвигающегося "хлеб рабства - опресноки". Ладно, кто четко верит, соблюдает и считает опилочные кокосовые пирожки вкуснятиной - могут оставаться при своем мнении. А мне не нравится. Я себя неловко чувствую: и когда читают Агаду, а я вижу на лицах скуку и нетерпение, и когда поют про козленка, не понимая слов, и когда давятся мацой с намазанным на нее хреном. Мне невкусно, мне тошно, но я каждый год делаю Песах на одну персону - для своего младшего сына, родившегося в Израиле. Помню папу, который сел, посмотрел на восьмилетнего Даньку, читающего Агаду на иврите, пригорюнился и сказал: "Единственный еврей в нашей семье".
Я принимаю веселый карнавальный Пурим, обожаю Шавуот с его творожными тортами, стараюсь не обожраться пончиками на Хануку (хотя о греческой культуре я бы тоже поспорила - нравится она мне), но в Песах я остро ощущаю себя чужой на этом празднике жизни. Мне неприятно видеть полки в суперах, закрытые бумагой, противно читать о том, как выбирают нееврея, чтобы продать ему государственный хамец, я не могу смотреть на сожженный на кострах хлеб, и целый месяц я затыкаю уши, когда женщины вокруг похваляются, кто сколько успел вычистить окон и жалюзей.
У Стругацких были "выродки", на которых "пятиминутка ненависти" действовала не так, как на общую массу населения. Я жду не дождусь, когда пройдет подготовка к празднику, сам праздник, будни праздника, второй праздник, когда люди встанут в очередь за свежими питами, и можно будет забыть, что "рабами мы были в Египте".


(Добавить комментарий)


[info]panikowsky@lj
2007-03-16 11:57 (ссылка)
На мацу мажут харосет.

Я, собственно, нерелигиозный человек, но Песах люблю и не разделяю Вашей неприязни. А уж тем паче, удивила запальчивость, с которой Вы написали этот пост. "Холоднокровнее, Маня!" (С).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:33 (ссылка)
Имею право. (с)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]evilzerg@lj
2007-03-16 12:01 (ссылка)
противно читать о том, как выбирают нееврея, чтобы продать ему государственный хамец

А что это? Расскажите.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:38 (ссылка)
Еврею запрещено в Песах иметь в наличии квасное - хамец. Поэтому обычные люди сжигают, а те, у кого мука и макароны в промышленных количествах, выбирают нееврея из честных и "продают" ему хамец на 8 дней за символическую цену. То есть формально, хоть мука и лежит на складе, но принадлежит христианину. А через 8 дней он "продает" муку обратно. Вот и выбирают уважаемого в общине араба-христианина и продают ему гос.запас муки.
Прям хоть триллер пиши. Араба убили, дети отказались продать через 8 дней и т.д.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evilzerg@lj
2007-03-16 15:47 (ссылка)
Да, тут надо осторожно, а то ведь так возьмет и не вернет. Или перепродаст за 8 дней куда-нибудь. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:56 (ссылка)
Что да, то да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evilzerg@lj
2007-03-16 16:12 (ссылка)
Пытаться обхитрить Бога довольно смешное занятие.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lorique@lj
2007-03-16 16:11 (ссылка)
Иногда и не символическую сумму. Видела своими глазами договор о продаже филиала Суперфарма работнику-арабу, цена там была - миллион. Вот только хотела написать "долларов" и засомневалась. Наверное, все-таки, шекелей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]evilzerg@lj
2007-03-24 17:35 (ссылка)
Вот и выбирают уважаемого в общине араба-христианина и продают ему гос.запас муки.
Вопрос еще один: вы как считаете - со стороны государства к этому серьезное отношение или просто дань обычаю, навроде главной елки в Кремле?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-24 17:57 (ссылка)
Израиль сохраняет в религии статус-кво. Так было принято в 1948 году, так продолжается.

(Ответить) (Уровень выше)

про козленка
[info]skrepa@lj
2007-03-16 12:02 (ссылка)
Есть у меня очень оригинальная версия חד גדיה (Хава Альберштейн) со смещенным смыслом и сумасшедшими ударными и хором. ;-)
Если хочешь, могу выложить, но в воскресенье - она у меня на работе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: про козленка
[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:38 (ссылка)
Нет, спасибо! :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]e0stre@lj
2007-03-16 12:04 (ссылка)
я делаю подобие песаха для ... чтоб помнить.
Люблю? Нет - не люблю. Я тоже не люблю ритуалы, но как без них? Вот вопрос.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:39 (ссылка)
Да ритуалы нужны, я не спорю. Мне противны те, кто выполняет ритуалы, а морозильник хлебом забит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]e0stre@lj
2007-03-16 15:41 (ссылка)
я делаю типа "седер", но хлеб есть не перестаю...
Потому что лично я не верю, что Богу есть дело до того, что мы едим, пьем и как одеваемся.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:48 (ссылка)
Я тоже так считаю. Я агностик, и доказать наличие бога не могу. Но если он есть, не думаю, что он такой мелочный.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]colette31@lj
2007-03-16 12:08 (ссылка)
мне вообще-то не мои праздники обсуждать вроде по чину не положено, но я из всех еврейских праздников очень люблю Рош а-Шана. И Хануку.
Просто очень люблю, ничего тут не поделаешь.
А Песах - принимаю, как есть. В чужой, знаешь, монастырь со своим уставом... Не мне об этом судить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:39 (ссылка)
Да перестань. Еще я тут на чистых и нечистых делить буду.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]colette31@lj
2007-03-16 15:45 (ссылка)
Да Господь с тобой, Кируля! Я ж не про тебя.
Я просто говорю о тех праздниках, которые люблю
А которые мне почему-то не нравятся - просто не говорю об этом. Такой вот договор с собой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:47 (ссылка)
Я шахсей-вахсей не люблю, хотя не имею к нему отношения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]colette31@lj
2007-03-16 15:51 (ссылка)
:)))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]akog@lj
2007-03-16 12:35 (ссылка)
А не надо забывать... Как забудем, нам напомнят. Может тогда и мацы не будет. есть кому напомниать.

Любить Песах? Он же не доллар, не любимый человек,правда? чего его любить?)
Зубы чистить - тоже любят разве?)) Есть праздник, надо отмечать...

А вот выбирать что нравиццо, а что нет, это как-то... не так...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:41 (ссылка)
Другие вон Юрьев день не празднуют и дату подписания царем указа об отмене крепостничества. И ничего. Без всяких ритуалов.

А насчет не так... Так свобода слова у нас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Reply to your comment...
[info]akog@lj
2007-03-16 16:37 (ссылка)
и слова и мысли))

А то что не празднуют, так и флаг им)) они до сих пор не знают что
праздновать...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lenusjatm@lj
2007-03-16 12:47 (ссылка)
Меня очень разозлило в том году видеть закрытые полки с детскими смесями. Идиотизм. А так праздник, как праздник. Подарки дарят :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:42 (ссылка)
Я видела корм для собак "кашер лепесах".
Да я тоже отдыхать буду. Вот когда на сдельщине была - еще хуже было. Все празднуют, а я как прикованная. И не только на Песах.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oskark@lj
2007-03-16 12:54 (ссылка)
Интересно, в израильский период жизни меня посещали анлогичные ощущения и мысли. Особенно, когда из-за огороженного и занавешенного в супере виднелись обыкновенные продукты, просто не помеченные кашер-ле-песах печатью. Добавлю, что хамец НИКОГДА не выбрасывали и уж тем более не жгли хлеб. Неприятное чувство иногда возникало в арабской пекарне (наутро после седера), куда толпы русскоговорящих( и не только) приеезжали за свежими питами, и их там араб-владелец ехидно спрашивал: а у русских песах не отмечают, правда?
А мне лично все это казалось каким-то раздутым и синтетическим что-ли весельем.
Но вот ведь интересно, уехав из Израиля, как-то мне надо было в колледже сделать 10 мин. сообщение о какой-либо традиции или обряде. (Практикум по публичным выступлениям без вспомогательных наглядных материалов.)Ну, и каков был мой выбор? Конечно же про Песах!
И вдруг, мне пришлось корейцам-китайцам-инуитам-индусаqм-тутси доступно и убедительно, рассказать о том что ранее, в Израиле, казалось даже где-то обременительным. Большинство из них являли собой "tabula rasa",некоторым фраза "Let my people go!" как-то была знакома, а часть из них вообще к рабовладельчеству относятся спокойно, ибо сами таковыми являются или недалеки от этого(кастовость вполне способствует). У меня было странное чувство, смесь уважения-гордости-благодарности перед мудростью наших предков, доведших ритуал этого праздника почти до абсурда
(скушно,однообразно,невкусно,несвободно итд), но таки добившихся того, что мы остались народом,
и что-то в этом все-таки есть. А после этого моего выступления, пришла мысль о том что
без этого ритуала и напоминания, пожалуй, мы бы перестали с годами есть такие невкусные вещи, а со временем, кто знает, может и вовсе бы забыли.
Короче издалека песах как-то праздничнее, как ни странно :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:43 (ссылка)
Да и теща любимее, когда далеко.
Еще раз: я не против ритуалов. Я против лицемерия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]elya_blin@lj
2007-03-16 22:21 (ссылка)
Мне кажется, любая религия - лицемерие.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tigra_polosatay@lj
2007-03-16 13:13 (ссылка)
Разделяю твое мнение, но как-то более спокойно :)
Ну, Песах... Ну, маца... Не мое, ну так, собственно, откуда ему и быть - моим?
Мацу, кстати, люблю :)
А вот что мне не нравится - так это массовая закупка хлеба перед Песахом. Лицемерие сплошное - в магазинах дрожжевой хлеб не продаем, а дома его трескаем. Вот это да, раздражает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:45 (ссылка)
Ужас! И вопросики: а ты хлеб ешь? Да как ты можешь? Могу. А есть, которые едят и скрывают. Такие правильные.
Я однажды увидела как парень, кичащийся тем, что он вегетарианец, ел курицу. Ну ел и ел, а было противно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]juliushka@lj
2007-03-16 13:47 (ссылка)
А с какого числа Песах то*??

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:45 (ссылка)
2.04.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]miremis@lj
2007-03-16 13:52 (ссылка)
Кхм... а вот откуда пошло это "нельзя дыню с медом - а то умрешь??2
Здесь про это никто слыхом не слыхивал, ИМХО, это чисто бакинское ,но может - нет? Откуда такое "знание"?

А что по сабжу... не знаю ничего про песах, но дочку его - Пасху люблю. Много печёного, вкусного, все всех угощают и яйца крашеные %)))))) Что до ритуалов, то стояла несколько раз полные службы всю ночь. И не знаю даже что сказать. Пару раз удалось попасть в транс с общей молитвой - было хорошо и возвышенно - и не заметила, как ночь прошла. В другие разы было сущей маятой. Так что это всего лишь вопрос личного выбора, что, впрочем, у тебя и сказано.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tat_ti@lj
2007-03-16 14:30 (ссылка)
Интересно читать ваши посты про религиозные праздники. Христианские знаю так себе, а тут - другая культура, другие традиции. Интересно сравнивать и проводить параллели (или перпендикуляры - что получится).

Чистый четверг - тоже неплохо. Появляются сроки "сдачи работы" самой себе. Организует. Яички расписывать детьми...
Как я поняла - в Песах ограничение на праздник, а Пасха - наоборот, разговляются после великого поста. Хм, интересно, почему ТАК получилось? В пику делали или само вышло?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:49 (ссылка)
Неверно. Песах праздную с особой пышностью.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:50 (ссылка)
В пику? Кому? Христианам, которые появились на 2000 лет позже?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tat_ti@lj
2007-03-16 17:56 (ссылка)
Христиане в пику евреям :)
Или великий пост - только у православных?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 17:57 (ссылка)
Да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:50 (ссылка)
Бабушка говорила. Ерунда какая-то, но вот давит.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lorique@lj
2007-03-16 14:03 (ссылка)
А что - дыню нельзя есть с мёдом? Я, вообще-то и не ем, но всё же как-то... волнуюсь :)))

А в надвигающемся празднике меня больше всего отталкивает сжигание хлеба. Как это - "хлеб всему голова" и всё такое, что нам усердно внушали в прошлом - и вдруг в огонь, как нечисть какую-то. Впрочем, задевает еще и когда усердно ищут детскую молочную смесь, "кашер ле-Песах". Меня всегда интересовало - а если не найдут?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:51 (ссылка)
Не найдут, купят, но будут страдать. Гы...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lorique@lj
2007-03-16 16:14 (ссылка)
А про дыню, про дыню-то!!!
Ну серьезно - откуда это?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 16:31 (ссылка)
Говорю ж, бабушка рассказывала. Причем в Баку такая бабушка была у каждого второго. Просто какой-то заговор бабушек.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]miremis@lj
2007-03-17 05:38 (ссылка)
Мда. Мне мама рассказывала, поэтому я слышала усовершенствованную версию о какой-то жуткой химической реакции этих продуктов в желудке, а дальше то ли яд получается, то ли капли меда (или куски дыни) каменеют в желудке и ... И в общем, все умерли. Правда ни разу не слышала, чтобы кто-то это опроверг на личном опыте. Даже из тех, кто не в курсе, что это "смертельно" опасно :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kador@lj
2007-03-16 14:06 (ссылка)
Обожаю мацу с маслом :) или с харосетом.
Ненавижу уборку под праздник, потому как чисто должно быть всегда.
Двуличие угнетает. Но праздник - он и есть праздник :) Отпуск на работе, дети на какникулах, встречи, общение.
Кстати в этом году обещали, что меньше костров будет - какая-то амута собирает хамец для нуждающихся друзов, арабов, и т.д...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:54 (ссылка)
Скажи, допустим, у кого-то полбуханки хлеба. И полпачки макарон. Их на Песах надо выкинуть. А тут амута собирает. Он с радостью отдает, ведь сжигать нехорошо. А получить в подарок полбуханки хлеба - это как, нормально? У нас люди до такой степени нищеты дошли?
Я слышала эту рекламу. Двойственное чувство.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kador@lj
2007-03-16 17:07 (ссылка)
Сомневаюсь, что кто-то отдаст полбуханки хлеба. А полпачки макарон от одного, полпачки от другого, да при хорошей организаторской смекалке амуты, можно вполне пристойно упаковать. У нас люди дошли до разной степени нищеты. Некоторые со стаканчиками на светофорах стоят. Некоторые в мусорках роются. Многие приходят за бесплатными обедами. Тот, кто готов рыться в мусорке и выбирать из груды гнилых овощей половинки целых, мне кажется примет с благодарностью полпачки макарон. Рука дающего не должна быть унижающей. Остальное не важно. Все лучше, чем сжечь богоугодным дымом, а?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 17:11 (ссылка)
Согласна. Лучше. Но грустно, что есть у нас в стране такие. Мне предложили список написать моих знакомых-нуждающихся. Напишу. В синагогу передадут, ночью посылку под дверью поставят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kador@lj
2007-03-16 17:17 (ссылка)
Что поделать :( Есть. Хорошо, что о них вспоминают периодически.
У нас на работе уборщикам мы сами скидываемся. Детям уже дали задание принести... Вобщем надеюсь, что все дойдет адресатам.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nettle99999@lj
2007-03-16 15:29 (ссылка)
у меня был один замечательный седер. у хозяйки дома было четыре огромных кошки. перед тем как начали читать агаду, поставили еду на высокий стол немного в сторонке. коты начали ходить хороводом вокруг стола с едой, хвост в хвост, в едином ритме. затем начали подпрыгивать с места высоко вверх, причем по очереди: черный, рыжий, цветные. и так почти все чтение. лучше седера у меня не было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-16 15:55 (ссылка)
Загипнотизировали.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]milady_winter@lj
2007-03-20 19:56 (ссылка)
Кируля, извини пожалуйста.
Я просмотрела комментарии - никто не сказал. Стирай мой, если хочешь.
"Пятиминутка ненависти" - это вроде Оруэлл, 1984, а не Стругацкие.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-03-20 20:04 (ссылка)
Дай подумать. Да, у Оруэлла было. А у Стругацких что? Когда все в едином порыве за передатчиками повторяли, а выродки корчились от боли?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]milady_winter@lj
2007-03-20 20:09 (ссылка)
Ой. Не помню. У меня голова подзавязку Фраем сейчас забита.
Мыш знает - зуб даю!

(Ответить) (Уровень выше)