| Музыка: | Anett Louisan - Das Spiel |
Антисемитизм в современом мире. Пастор Нимёллер о евреях.
Уважаемый
steissd@lj написал замечательную статью о связи усиления антисемитизма с попытками торговать памятью еврейских жертв фашизма. С удовольствием приведу её полностью.
"Те, кто застал СССР в сознательном возрасте, помнят, что в 70-80-е годы никто не воспринимал всерьез советскую пропаганду, причем, чем более интенсивно ее вдалбливали в головы населения, тем большее отторжение она вызывала. Причем не только бред о величии и несравненной мудрости "дорогого Леонида Ильича", но и совершенно правильные по сути вещи, как призывы к экономии и бережливости на рабочем месте, упоминания несомненных успехов советской науки и техники в деле исследования космоса и действительно имевшего место подвига советского народа и армии в Великой Отечественной войне.
Нечто подобное в последнее десятилетие происходит и с темой Катастрофы европейского еврейства. Ловкая публика превратила его в поп-продукт, который назойливо впаривается гражданам во всем мире, что не может не вызывать раздражения и даже роста антисемитских настроений (заметим, профессиональные антисемиты, вроде иранского президента Ахмадинеджада умело пользуются этой ахиллесовой пятой и вовсю занимаются провокациями именно на эту тему, в расчете сыграть на струнах души западного обывателя, закормленного темой Холокоста до кровавого поноса). При этом упор делается на уникальность события, что не может не быть обидным для представителей других народов, котолрые также были признаны неполноценными в соответствии с гитлеровской расовой доктриной и подлежали полному или частичному уничтожению. Причем, практические шаги в этом направлении тоже делались: в Восточной Европе — Польше, СССР, Югославии — нацисты действовали "без перчаток", допуская зверства, которые они никогда бы не позволили себе в Бельгии, Франции, Дании или Норвегии. А в Югославии усташи под эгидой берлинских покровителей, занимались открытым геноцидом сербского населения.
Я ни в коем случае не подвергаю сомнению то, что Холокост действительно имел место. И что были и массовые расстрелы, и лагеря смерти, и эксперименты доктора Менгеле над детьми из "неполноценных рас", главным образом, еврейскими. Не знаю, погибло ровно шесть миллионов или 5,477,342 человека (например), но целенаправленное уничтожение, несомненно, велось. В принципе, если бы даже всего 100 человек погибли не за свои действия, а за наличие врожденных параметров, это уже было бы мерзко и достойно осуждения.
Но пропагандистское давление по данному поводу превысило все мыслимые границы и фактически способствует возникновению антисемитских настроений. Это не значит, что следует замалчивать факт геноцида, но специальные уроки на эту тему (а то и с требованием к ученикам прийти на урок с желтыми звездами, как это произошло в одной американской школе, причем учитель, потребовавший это был не евреем, а слишком усердным в вопросах политкорректности шотландцем, с фамилией, начинающейся на "Мак") явно излишни всюду, кроме трех стран, непосредственно имеющих отношение к Катастрофе: Израиля, как государства еврейского, а также Австрии и Германии, где зародилась идеология, приведшая к трагедии. Во всех остальных местах хватит нескольких абзацев в учебнике всемирной истории 20-го века, в странах Восточной Европы — также и в учебниках местной истории, в разделе, посвященном зверствам нацистов и коллаборационистов на их территории. Бабий Яр через запятую с Хатынью — именно такой подход представляется наиболее верным и приемлемым, не порождающим обид и отторжения. И на уровне ООН должен отмечаться всемирный день геноцида (под который подпадают и, скажем, руандийские события 1994 года: тутси убивали исключительно по признаку принадлежности к определенному племени, а не за какие-то совершаемые ими действия, даже не за убеждения или исповедываемую религию), а не специальный день Катастрофы.
Я понимаю, что вокруг темы возникла достаточно прибыльная индустрия, обеспечивающая рабочими местами с недурной зарплатой и не слишком обременительными обязанностями несколько сотен, а может и тысяч ловких граждан. Но рост антисемитских настроений — слишком высокая плата за благополучие горстки дельцов от Катастрофы". (с)
Лично мне эта статья напомнила историю знаменитого немецкого антифашиста и христианского проповедника пастора Мартина Нимёллера и одну его фразу.
Мартин Нимёллер (1892-1984)
В годы первой мировой войны - капитан одной из первых немецких подводных лодок, кавалер медали "За заслуги". После войны стал изучать богословие и в 1924 принял сан. Изначально, как и многие ветераны войны, Нимёллер приветствовал появление Гитлера в немецкой политике. Тем больше было его разочарование после прихода Гитлера к власти. Нимёллер стал главой конфессиональной церкви и фактически - последним легальным опонентом фюрера. Для того, чтобы восприпятствовать вмешательству нацистов в деятельность церкви, Мартин Нимёллер создал Союз церковных общин.
Одновременно пастор Нимёллер оставался настоятелем известной берлинской церкви в Далеме, где читал проповеди, собиравшие толпы верующих. В этих проповедях он активно обличал гитлеровский фашизм и мещанство, выступал против преследования инакоыслящих, а также против развязывания войны и проповедей "новой" языческой религии.
Положение пастора Нимёллера в гитлеровской Германии было очень своеобразным: фактически пастор был оставлен живым доказательством того, что в Третьем Рейхе христианство не преследуется, а публичные христианские проповеди разрешены. При этом он активно продолжал выступать против развязывания войны и лично против Гитлера. Апогей противостояния наступил 27 июня 1937, когда состоялась последняя проповедь Нимёллера в Берлине, на которой он призвал к открытому неповиновению: "Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!".
1 июля Нимёллер был арестован и брошен в печально известную тюрьму Моабит (ту самую, где долгое время сидел Эрнст Буш и где был казнён Муса Джалиль). Зондергерихт (особый суд), учитывая огромную популярность Нимёллера в Германии, приговорил его всего лишь к 7 месяцам тюрьмы и денежному штрафу. Тут лопнуло терпение уже лично у Гитлера, воскликнувшего: "Нимёллеру следует сидеть до тех пор, пока он не посинеет!",но приговор уже вступил в силу. Поэтому после окончания тюремного срока "выпущенный на свободу" Нимёллер был сразу же повторно арестован гестапо и отправлен в концлагерь Заксенхаузен, откуда вскоре был переведён в Дахау, где и пробыл до освобождения в 1945.
К мирной жизни пастор Нимёллер вернулся после войны. Он стал крайне влиятельной фигурой в церковных кругах и фактически лидером пацифистского движения. Первый почётный председатель Международного совета мира и Всемирного совета церквей, Нимёллер признал вину Германии за военные преступления и принял участие в написании "Stuttgarter Schuldbekkentnis", говорящей об ответственности олитических и духовных лидеров Германии за преступления гитлеровского режима. В 1947-64 он был епископом реформированной евангелической церкви Гессе-Нассау, последовательно выступая за мир и ядерное разоружение. Нимёллер также последовательно выступал за диалог с Восточной Европой, посещал Москву в 1952г. и Северный Вьетнам в 1967г. Лауреат Ленинской премии мира 1967г.
В СССР Нимёллер считался уважаемым "деятелем борьбы за мир". Ни в одной политической партии он не состоял. Это пример настоящего, последовательного (абсолютно аполитичного)антифашиста и пацифисата - противника любого "избранного народа". Но в том-то и дело, что для профессиональных евреев Мартин Нимёллер крайне неудобен. Поскольку будучи последовательным пацифистом и антифашистом он неоднократно после войны выступал как против немецких реваншистов, так и против любых попыток сделать "избранный народ" из евреев. Как и из любого другого народа.
Поэтому мне припомнилась одна замечательная фраза пастора Нимёллера. Нет, не та, благодаря которой он стал известен во всём мире,в том числе среди тех, кто о нём ничего не знает. Та самая, которую сейчас не вспоминает только ленивый ("Когда в Германии пришли за коммунистами, я молчал...").
Другая. Сказанная больше 60 лет назад и удивительным образом не потерявшая актуальности:
"Мы видим высокоодаренный народ, вырабатывающий идеи для блага всего мира, но когда все это отравлено ложью, то приносит ему только презрение и ненависть, потому что время от времени мир замечает обман и по- своему мстит за это."