Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vinopivets ([info]vinopivets)
@ 2005-11-06 01:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
53. Показания со слов участников
Для несравненой [info]therese_phil@lj, для себя, для каждого, кому интересно. В разговоре с [info]therese_phil@lj случайно был помянут Т. Д. Лысенко, затем кавалер ордена Ленина Лидия Тимашук, и тут я вспомнил о том, что слышал где-то в 59-м. Стал записывать - стало вспоминаться многое еще. Ну, и поехало. Не остановился - потому что вдруг не вспомню больше.

Жили мы тогда на Пушкинской, во дворе, на втором этаже, а соседкой у нас была тетя Циля, Циля Осиповна Сиглер. Муж у нее был не очень хорошо говоривший по-русски сапожник Исидор. В первом этаже жили Бердичевские, а в подвале была малина, держала ее баба Маня. Во дворе, ясное дело никогда ничего не пропадало, двери можно было не закрывать. То есть нет, один раз пропало: какой-то молодой воришка то ли спьяну, то ли обмарафетившись, с утра пораньше спер у тети Цили стоявший на плозадке грец. Баба Маня, приговаривая на весь двор "ты мене хавиру спалить хочешь, хавиру спалить?" нахлестала незадачливого по щекам на глазах у изумленной публики. Через пару часов грец был возвращен тете Циле с извинениями, а воришка прощен и допущен в подвал. Но я, конечно, не об этом. Была у тети Цили дочка Рая, она в то время училась в строительном техникуме, т.е. возрастом была между моими родителями и мной. Рая вышла замуж за Толю Протопопова. Тетя Циля и дядя Исидор ругались, потому что Толя был гой (и вообще с изрядной долей немецкой крови и, соотвественно, сложным детством), но там любовь была, Рая была единственной дочкой, Толя был аккуратен, вежлив, хорошо зарабатывал. В ообщем, вышло по-Раиному.
Рая и Толя часто приходили к маме и папе в преферанс играть. Ну, и разговаривали, конечно - на самые разные темы. И зашел как-то разговор о деле врачей. С этом делом была связана неприятная история. В аккурат об те времена, когда усатый готовился откинуть хвост, мама (уже замужем и уже вовсю беременная мною), как раз перезжала из Батуми в Одессу и занималась трудоустройством. Ничего не получалось - в всех -здравах ей говорили, что вакансий рентгенолога нет. Когда она говорила, что вот в такой-то больнице есть, ей отвечали, что уже занято. Занято, разумеется, не было - просто была установка евреев не брать. Разумеется, можно было жаловаться на притеснения евреев, и это иногда - для создания показательного случая - проходило, дедушка предложил более сильное решение: маме следовало пожаловаться на то, что ее не берут на работу не потому, что она еврейка, а потому, что она беременна. Пока жалоба ходила по инстанциям, дедушка укатил в свое министерство в Москве за назначением - им с бабушкой хотелось жить поближе к маме, да и Эвочку, из-за которой, в сущности, все семейство и оказалось в Батуми, там уже ничего не удерживало (то есть увяли розы любви, сгнили помидоры надежд). Мама поехала вместе с дедушкой, дело врачей было в разгаре, велик был страх среди московских наших родственников. И тут усатый откинул таки хвост. Пришлось дедушке с мамой дожидаться, пока работа министерств и ведомств возобновится. Ну, они и гуляли - насколько это было возможно в те дни с лица необщим (не траурным, то есть) выраженьем. Т.е. не столько гуляли, сколько ходили по от родственников к родственникам - исключая сам трубный день. Мама спросила дядю Сашу, он, кажется, что считал экономическое, был доктором экономических наук и вообще человеком с большими светскими связами, что же дальше-то будет. "Ничего, - сказал дядя Саша. - скоро их выпустят и все кончится. И жалоба твоя решится благополучно - на работу примут куда захочешь". - "Откуда вы знаете?" - спросила мама. "Мне твой папа сказал" - отвечал дадя Саша. Тут мамино недоумение великое: как, откуда дедушка - только приехав из Батуми - мог знать, что случится. Дедушка, конечно, не знал - чуял ход событий своим опытом. Но так и вышло - через день или два дяде Саше уже звонил кто-то из родственников то ли Когана, то ли Вовси и сообщал: "разрешили передачу". Назначение в Одессу дедушка получить в своем министерстве не смог - согласился на Тирасполь, каких-то 102 километра от любимой дочери, ничего страшного. И уехали они с мамой. Как и говорил дядя Саша, в горздраве уже лежало указание от кому-мама-там-жаловалась трудоустроить немедленно, и оказалась мама рентгенологом больницы №2 Кагановичского района г.Одессы, где и проработала до 77-го.
За карточным же столом дело врачей было лишь упомянуто. И тогда же была упомянута как важная, козырная шестерка этого дела Лидия Тимашук. Тогда многие были уверены, что получив орден Ленина и обширной почты, где граждане Страны Советов благодарили скромного врача за разоблачение заговора академиков (этой почте была отведена колонка была то ли в "Правде", то ли в "Известиях"), Лидия Тимашук потеряла не только орден Ленина, но и жизнь. Вроде бы погибла она под колесами грузовика. (В этом был уверены и много позже - в частности, А.Белинков упоминает историю Л.Тимашук и ее гибель в своем - возможно, неотправленном - письме в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского). Но это я отвлекся. Дело в том, что Толя отслужил действительную шофером в войсках МГБ в Москве как раз в то время. Мама не спрашивала у него, бывали ли такие случаи. Она приямо спросила, что же стало с шоферам. Толя помедлил и ответил: "Ну, Нелли, с шоферами в таких делах не считаются". И поведал, что и шоферы из части пропадали - "вызван и переведен" и буксировкой использованных машин заниматься приходилось. Это, конечно, не каждый раз зачищали, а только когда очень нужно было. Или если шофер становился подозрителен. "А сами?" - спросила мама. Толя пожал плечами - понимай как знаешь. То ли миновала его чаща сия - человека давить, то ли пришлось испить. Это так мы подумали. А Толя, я сейчас понимаю, о другом думал: сказать - не сказать. Молчал долго, а потом сказал: "Самому не пришлось. Другое направление обеспечивал" . Доверял Толя маме с папой. И Рае доверял. А я маленький был, обо мне Толя, наверное и не подумал. Но теперь можно и разболтать. В 64-м мы уехали с Пушкинской. Вскоре уехали оттуда Толя с Раей и сыном (двух дочек они похоронили в младенчестве, не получались у них девочки, что-то генетическое). Виделись потом редко.
Уже в 70-х я узнал от человека, часто приглашавшегося консультантом 4-го ГУ МЗ СССР, что Л.Тимашук не убили. Ее засунули поглубже в недра 4-го управления и велели не высовываться.
Толя давно умер от рака. Рая была жива в 94-м, когда не стало мамы и папы - красивая совершенно седая женщина. Цила Осиповна тоже была жива еще и в трезвом разуме, только не ходила и не могла смириться с тем, что так рано умер когда-то нежеланный ей Толя, а ей, бессильной, приходится, вот, жить.


(Добавить комментарий)


[info]mbla@lj
2005-11-05 12:27 (ссылка)
Спасибо! Очень здорово.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-05 12:33 (ссылка)
Очень рад, что Вам понравилось.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bvi@lj
2005-11-05 12:44 (ссылка)
Л.А.Тимашук (а точнее, кстати, Тмошук - её фамилие) благополучно прожила 85 лет и скончалась в 1983-м. Недавно где-то встречал в инете публикацию её писем с пояснением, что она была абсолютна права в претензиях к врачам, лечившим Жданова. Не знаю, не знаю...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-05 13:05 (ссылка)
Я знаю, что она дожила до глубокой старости. А роль ее... Ну, она, в общем, не могла не понимать, что может (даже должно) воспоследовать за обвиняющим письмом в органы - даже если письмо и было по сути правильным. Такие вещи как-то более принято разбирать на врачебных конференциях.
Дело врачей - это ведь было не только заключение и пытки десятка человек. Это была волна недоверия к врачам по всему Союзу и многие-многие тысячи погибших из-за неполученной из-за этого недоверия медицинской помощи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]karial@lj
2005-11-05 14:12 (ссылка)
...и не только недоверия к врачам, а начало волны официально-поддержанного антисемитизма

Хорошо написано, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-05 21:59 (ссылка)
Спасибо, Инна. Вынужден поправить: волна антисемитизма началась раньше - с разгрома вейсманистов-морганистов после достопамятной сессии ВАСХНИЛ (1947), затем была еще кампания по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом (начата в 1948-м) и разгром (с расстрелом) Еврейского антифашистского комитета (1049-52). К 53-му уже поговаривали, что всех евреев - согласно пожеланиям всего советского народа, в том числе и их самих - ждет депортация на неближний Восток - в Еврейскую автономную область.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]karial@lj
2005-11-06 05:48 (ссылка)
да, действительно - не начало, но очередной этап

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 07:18 (ссылка)
Этап - безусловно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bvi@lj
2005-11-06 07:05 (ссылка)
А по дороге ещё и составы должны были сойти с рельсов. Кстати, был роман на тему эту тему, альтернативный, если бы Сталин ещё немножко пожил - Валентин Ерашов, "Коридоры смерти".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 07:20 (ссылка)
Не обязательно с рельс. Можно и просто остановить в тайге. Книжку не читал. Стоит?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bvi@lj
2005-11-06 07:49 (ссылка)
Заканчивается эта "историко-фантастическая хроника" словами: "И вообще еврейский вопрос оказался так и не решенным..."
На мой взгляд, имеет смысл прочитать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bvi@lj
2005-11-06 07:02 (ссылка)
Да я не в роли её сомневаюсь. Я про врачей, что они слишком долго валандались с этим Ждановым. Плохо, в общем, работали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 07:19 (ссылка)
Это да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]trurle@lj
2005-11-06 09:06 (ссылка)
Там все было не просто - письмо "в верха" было совершенно стандартным ходом интриги на выживание, применительно к сталинскому времени говорить о "врачебных конференциях" немного смешно.
Тот же атомный проект начался с такого же письма в верха, да и многое другое тоже.
То что из этого письма получится не внедрение передовых методов с соответствующими оргвыводами, а дело врачей, Тимашук знать, скорее всего, не могла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 09:08 (ссылка)
Не могла знать, что пара-тройка голов пострадает? Ну, Вы даете!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2005-11-06 09:18 (ссылка)
Для внедрения передовой технологии, например, в случае Тимашук если я не ошибаюсь, энцефалограммирования, надо было писать наверх, Это был рискованный ход, но нередко инициатора в результате делали начальником, а старых начальников разнообразным образом отстраняли от дел.
Таков был порядок жизни, и письмо Тимашук ничем заметным не отличается от подобных писем которых было написано вагон. Ничто в письме не говорит о том что письмо было написано в рамках подготовки дела врачей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 09:30 (ссылка)
Электрокардиографии. Трурль, Вы меня сильно удивляете. Как могла рядовая кардиографиня надеяться с помощью такого письма сместить пару-тройку академиков? Статьна их место она могла. А вот поменять себе начальство- хотя и способ сдачи их под следствие - это запросто, это, думаю, было распространенным явлениеми прекрасно сочеталось с борьбой за научно-технический прогресс. Но важной деталью механизма, ЛТ, конечно же, не была. Так, шестерка девятки, которую использовали, когда пришла нужда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2005-11-06 09:37 (ссылка)
Как могла рядовая кардиографиня надеяться с помощью такого письма сместить пару-тройку академиков? Статьна их место она могла. А вот поменять себе начальство- хотя и способ сдачи их под следствие - это запросто, это, думаю, было распространенным явлениеми прекрасно сочеталось с борьбой за научно-технический прогресс.
Вы противоречите сами себе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 11:19 (ссылка)
Описка. Не могла.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bbb@lj
2005-11-07 09:00 (ссылка)
Тем более что реально никакого "дела врачей" и не было, а было "дело МГБ"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2005-11-07 09:09 (ссылка)
А как же т-щ Вовси, за которого был рад подпольный куплетист?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2005-11-07 09:14 (ссылка)
Т-щ Вовси был, но подпольным куплетистам об общем масштабе дела не рассказывалось, вот они и судили о размерах грибницы по одному вылезшему из-под земли грибку.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]trurle@lj
2005-11-07 09:26 (ссылка)
"Делу врачей" было публичным и даже очень, так что Ваше сравнение не кажется мне таким уж точным.
А куплетист, пусть и подпольный - что? Утром в газете, вечером в куплете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2005-11-07 09:51 (ссылка)
Ну я это примерно и имел в виду.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]therese_phil@lj
2005-11-07 13:16 (ссылка)
Все-таки, коллега, это не совсем так. Хотя изначально постановления "О вредительстве в лечебном деле" и "О неблагополучном положении в МГБ" трактовали с разных сторон один и тот же "заговор", в дальнейшем они стали развиваться в разные стороны, по двум веткам. От ДВ в его верхушечной версии (дело о терроре) пошли массовые метастазы по медицинской вертикали, порождая, в частности, антиеврейскую истерию - "убийцы в белых халатах" оказывались везде, и везде на корпоративных собраниях делался акцент на опасности именно врачей-евреев (причем "самокритики" - 'нам нельзя доверять' - было не меньше, чем обвинений со стороны русских коллег). И к январю 1953, когда появилась информация в Правде о врачах-убийцах, на столе у Сталина была уже куча отчетов, о том, что повсеместно народ боится еврейских врачей, а те сами готовы уехать куда угодно, поскольку им стыдно за свою нацию).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-07 14:08 (ссылка)
Сейчас-то второе постановление вообще только специалистам и любителям истории того времени известно. А о ДВ все-таки многие знают, даже если специально не интересовались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alogic@lj
2005-11-05 13:30 (ссылка)
Очень интересно получилось. Все нити большой политики сошлись в Одессе и такой колорит, в замечательном городе мы живём.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-05 22:01 (ссылка)
Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]razielglo@lj
2005-11-06 08:29 (ссылка)
Читал как миф.
А усатый-то откинулся на Пурим, как и Аман.
А деда моего, простого парикмахера, отпустили вскоре. Бабушка умирая в том же году, в бреду причитала, что везут её в Сибирь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 09:01 (ссылка)
Повезло деду, да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]therese_phil@lj
2005-11-06 11:15 (ссылка)
Очень здорово, спасибо, чудный рассказ! Автомобильная версия могла возникнуть из-за сюжета с Михоэлсом, к-рого действительно специально задавили. Но вообще физическое устранение без хотя бы подобия суда (особенно, на родной земле) - вещь чрезвычайно редкая в практике послевоенного ГБ, по пальцам двух рук можно пересчитать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 11:17 (ссылка)
Спасибо. Михоэлс, разумеется, вспоминался. Тем более, что упомянутый дядя Саша был с ним знаком - как еще минимум с тремя врачами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 11:18 (ссылка)
Вдогону. Не исключаю, что слухи о задавлении могли и намеренно распускаться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]therese_phil@lj
2005-11-06 11:41 (ссылка)
И распускаться и рождаться самостоятельно. В создании демонической ауры вокруг органов были заинтересованы как работники этих органов, так и потенциальные жертвы - иллюзия всемогущества оправдывает бессилие.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

вдогонку
[info]therese_phil@lj
2005-11-06 11:48 (ссылка)
Я Вам еще про грец написала в стародавнем треде: http://www.livejournal.com/users/pargentum/463322.html?thread=2652378#t2652378

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: вдогонку
[info]vinopivets@lj
2005-11-06 22:35 (ссылка)
Спасибо, ответил.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinopivets@lj
2005-11-06 22:35 (ссылка)
Да, конечно.

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)
Re: Задавления и прочие убивства
[info]therese_phil@lj
2005-11-06 12:44 (ссылка)
Ну, я готова говорить ответственно про 1930-1950-е, поскольку документы в ГБ на этот предмет изучала довольно внимательно и в тот период, когда могла смотреть практически все, что хотела (а не то, что они сами принесут). В указанный период решение о каждом убийстве принималось на очень высоком уровне (решал нарком/министр, а в большинстве случаев утверждалось на уровне генсека ЦК), оно документировалось на всех этапах и, несмотря на сугубую секретность операций, следы этих убийств в архивах ГБ неплохо сохранились. Последнее убийство этого "сталинского" типа совершилось в 1959 (С.Бандера), после чего Хрущ запретил это делать и в подтверждение был издан некий закрытый приказ. Известные мне избирательные убийства более позднего времени делались, в основном, руками "друзей" - спецслужб соц. стран, и касались они не наших граждан. Да, бывали еще убийства "предателей", т.е бывших гэбешников, переметнувшихся на сторону врага - их убийствам прешестовал формальный суд, где их осуждали к ВМН и убийства считались исполнением законного приговора (но таких случаев, я думаю, тоже было не очень много). Особую категори. составляли заказные убийства антисоветских партизанских лидеров в послевоенной Прибалтике и Украине - здесь это делалось руками специальных двойных агентов, а перечень определялся на уровне начальства местных органов МГБ. Но вся борьба с партизанами была своего рода военной операцией и вряд ли эту категорию убтйств мы можем сравнить с первой (там вообще было многое, знакомое нам по чеченской войне - заложничество, анонимные диверсии, провокации с переодеванием - когда сов. оперотряды переодевались в лесных братьев и грабили-убивали мирных жителей, и т.п.).

Однако ни в сталинскую эпоху, ни позже нельзя исключить частную/групповую инициативу гэбешников (или ментов). Т.е. убивать могли по сговору, не ставя в известность даже свое непосредственное начальство. Мотивов тут море - от страха и личной мести, до "облегчения работы" (улик нет, замочим так). И документов об этом, разумеется, никто не оставлял. По-существу, это обыкновенное умышленное убийство, только совершенное должностным лицом/лицами.

(Ответить) (Уровень выше)